Лучший педагог года

Опыт работы «Ознакомление с миром природы детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экологических игр»

Ольга Подзывалова
Опыт работы «Ознакомление с миром природы детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экологических игр»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД №61 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. ОРЛА

Обобщение опыта работы

«Ознакомление с миром природы детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экологических игр и игровых обучающих ситуаций»

Подготовил: Подзывалова Ольга Юрьевна,

Воспитатель

Орел, 2023 г.

Актуальность темы

Публикация «Опыт работы „Ознакомление с миром природы детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экологических игр“» размещена в разделах

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Так, как с одной стороны, дети - дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему ребенку, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

При выборе данной темы, я изучила много литературы по экологическому воспитанию детей : С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой - «Мы»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию», Л. А. Владимирская «От осени до лета», И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы», С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников», О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада», О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада», Т. А. Шорыгина «Беседы о русском лесе». «Птицы. Какие они?», Деревья. Какие они?», М. Ушакова «Мир природы в мире игр»; энциклопедии «Живой мир», «Мир леса».

Познакомилась с программами : А. Вересова «Мы земляне»; Е. Рылеева «Открой себя»; Ж. Л. Васякиной - Новиковой «Паутинка»; С. Николаевой «Юный эколог».

За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог».

С учетом изученного, я начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила непосредственно образовательной деятельности и дополнительным образовательным услугам, так как считаю это важнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста более чуткие и отзывчивы, но у детей не сформированы элементарные экологические знания. Они должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль. У детей необходимо формировать стиль поведения (не бросать камень в кошку, не оставлять после себя мусор, не разорять муравейник, не сорвать без надобности цветок и листок, сопереживать, сочувствовать. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей. Ведь в процессе детского исследования дети получают конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети к животным и растениям относятся не бережно. Дети мало знают о растениях и животных, об их потребностях, особенностях развития. Поэтому приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей.

Экологическое воспитание дошкольников- это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.

Таким образом, цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы

2. Развивать способности детей к познанию мира природы

3. Обучать элементарным нормам поведения в природе

4. Формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни

5. Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

6. Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

7. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому на Земле

8. Воспитывать эстетическое восприятие и любовь к природе

9. Воспитывать культуру поведения в природе

В своей работе я использую следующие принципы экологического образования дошкольников :

-Научность;

-Доступность;

-Гуманность;

-Системность;

-Преемственность;

-Интеграция.

Основным принципом экологических знаний является принцип научности. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания.

- Доступность:

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.

- Гуманность:

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Личным примером, словом и делом я формирую у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».

- Интеграция:

Я стараюсь дать экологические знания с точки зрения всестороннего развития личности ребенка, соприкасаясь со всеми областями развития.

- Системность:

Системность включает формирование у ребенка систему знаний и организации системы различных видов детской деятельности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний.

- Преемственность:

Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей, используя разные формы работы.

А так же использовала принцип наглядности, сезонности и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Все воспитание и обучение для детей я строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Чтобы повысить эффективность экологического образования я использую в своей работе с детьми различные формы и методы:

Познавательные занятия;

Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рассматривание картин и иллюстраций;

Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;

Опытная и экспериментальная деятельность;

Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых, за явлениями природы;

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке;

Экскурсии и целевые прогулки;

Художественная и конструктивная деятельность;

Тематические дни и недели;

Праздники и театрализованная деятельность

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандарта планирование образовательного процесса основывается на комплексно-тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана я учитываю возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

В данном направлении я начала работать с детьми уже со второй младшей группы. Самое простое, с чего я начала - это чтение добрых книг о животных, рассматривание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры, походы и прогулки, наблюдение за растениями. Все это развивает навык доброжелательного общения к природе.

Реализацию своей методической темы «Воспитание экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста» я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, разработкой системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучением с детьми объектов живой и неживой природы, формированием у детей элементов экологической культуры.

Затем я оформила уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями.

На протяжении всего учебного года я провожу с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине требующие разнообразных приемов ухаживания. Дети очень любят трудовые поручения в уголке природы (поливать, вытирать пыль, рыхлить палочкой землю). С помощью трудовых поручений подвожу детей к мысли, что комнатные растения не только украшают помещение, но и приносят пользу – очищают воздух.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенка, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды, листья, семена и т. п., которые максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание с ними играть. Для того чтобы дети лучше усвоили, в группе есть: картотека по всем возрастным группам, оборудования для трудовой и опытно - экспериментальной деятельности. Пополнила библиотеку группы электронное учебное - методическое пособие «Времена года».

Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги. На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами.

Прогулки я также широко использую для экологического воспитания детей. Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей природы, дети уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

На территории дошкольного учреждения создан опытный участок, чтобы наши детки могли проводить опытно-исследовательскую деятельность. Они очень любят наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях в природе.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Осенью проводим конкурсы на тему: «Волшебный сундучок Осени»», «Лучшая поделка из природного материала», «Чудеса из грядки», где дети приносят самые необычные овощи, готовят поделки из различных овощей и фруктов. Детей это очень радует и забавляет. Они стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители получают благодарность.

В средней группе я с детьми продолжила знакомство с природой. Возникла необходимость в проведении экспериментов и опытов с живой и неживой природой. А одним из эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов.

Для того, чтобы знания о природе были осознанными и более глубокими и в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования, я организовала мини-лабораторию, разработала картотеку игр – экспериментов. Планирование разбила по временам года и месяцам, который предполагает использование системно - деятельного подхода в работе с детьми с использованием элементарных опытов. Дети – прирожденные исследователи. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно поощрять. Здесь веду работу по двум направлениям: - живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие); - неживая природа.

Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, я разработала комплексно - тематический план по экспериментальной деятельности. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.

Создаю предметно-развивающую среду, обеспечивающую разработку экологических знаний дошкольников : - организовываю «зеленую зону», в которой дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы;-собираю демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе). Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Активно использую развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности. Осуществляю интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включаю элементы экологических знаний в другие занятия.

В группе оборудован экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, календарь наблюдений и другие материалы.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одно из крайне важных и наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения – это экологическое образование (просвещение) родителей. Моя задача – привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых мам и пап) к совместной работе. Я считаю, что семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно в период раннего детства в семье закладывается фундамент нравственного воспитания. Информацию по экологическому воспитанию размещаю в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Провожу просветительскую работу по вопросам экологического воспитания дошкольников среди родителей – это опросы, анкетирование, консультации, беседы, родительские собрания и т. д. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, так же активно использовались инновационные формы и методы работы : Тематические выставки: фотовыставка «Домашние животные», «Мой любимый питомец», «Удивительные комнатные растения». Выставка рисунков «Мы спасем планету!», «Кто, если не мы», «Мой чистый город». Конкурс семейных талантов: «Чудесные превращения овощей», «Мой любимый цветок», «Птичья столовая». В беседах с родителями на темы: «Как научить ребенка любить и охранять родную природу»; в викторинах «Друзья природы», «Дикие и домашние животные» я пыталась объяснить, что надо обращать внимание на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, потому что во время наблюдения расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, а мороз?

Работа с родителями проводится постепенно и поэтапно. Это непрерывный процесс, а экологическая информация, которая предлагается родителям, является лично значимой для них. Сотрудничеству взрослого и ребенка способствует их совместная деятельность, в результате чего происходит эмоциональное, психологическое сближение. Поэтому весь обучающий процесс построен в форме игры. В результате у детей повышается интерес к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у ребят формируются экологические знания, побуждающие к размышлению.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране, педагогам приходится искать новые формы работы с воспитанниками и их родителями. В своей работе с родителями на данном этапе я использую социальную сеть WhatsApp, где в группе размещаю интересную и полезную информацию, направленную на развитие и обучение детей в семье в период самоизоляции, организую онлайн конференции, консультации для родителей, рекомендации о том в какие игры можно поиграть дома для развития экологического образования, а так же выкладываю буклеты и памятки различной направленности. Данный вид взаимодействия позволяет без визуального контакта проконсультировать родителей, ответить на интересующие их вопросы.

В педагогическом процессе, бесспорно на первый план выходит педагог, воспитатель и от того насколько он грамотен, компетентен и подвижен в своей работе, напрямую зависит и качество его работы, и его профессиональный рост. Я принимала участие в работе педагогических советов, методических объединений, семинаров с использованием активных методов обучения, что требовало тщательной подготовки каждого участника и способствовало формированию у педагогов потребности в саморазвитии, общекультурном и профессиональном самообразовании.

Я провела следующие организационно-педагогические мероприятия:

-Семинар-практикум «Экологический мост», в ходе которого педагоги расширили знания об охране окружающей среды, повысили компетенцию в сфере экологического воспитания детей;

-Консультации: «Формирование основ экологической культуры через привитие любви к родному краю», «Экологическая тропа в ДОУ», «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой», «Экологические акции в ДОУ», «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях».

Результаты моей работы

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

• Формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• Дети учатся практическим действиям по охране природы;

• Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• У детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности

В результате освоения детьми поставленных мною задач, повышается уровень по экологической воспитанности, прежде всего.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, учатся устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приведет к развитию личности.

Заключение

Таким образом, я пришла к выводу о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Также необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома. Я считаю, что в результате проделанной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, есть положительная динамика. Цели и задачи, поставленные в начале нашего пути, достигаются. У дошколят формируются начала экологической культуры, они учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появляется желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Приятно осознавать, что твои старания и усилия не прошли даром. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром. В завершении хочу сказать словами Василия Александровича Сухомлинского «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы»Фотоотчет о проекте «Ознакомление детей раннего возраста с миром природы» Как известно, у детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, то есть они живут по принципу "Что вижу, с чем действую,.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Ознакомление с миром природы детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экологических игр» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Подзывалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Ознакомление с миром природы детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством экологических игр»
Опубликовано: 2 ноября 2023 в 10:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД