Лучший педагог года

Использование инновационных технологий по ФЭМП представлений у дошкольников

Лилия Рогова
Использование инновационных технологий по ФЭМП представлений у дошкольников

Введенные федеральные государственные стандарты изменили роль педагога в системе образования, а соответственно задачи деятельности воспитателя.

Я должна не только передать ребенку знания, но и научить, как получать знания, развивать у ребенка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию путем инновационных технологий.

Наше дошкольное учреждение работает по программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. С самого начала моей работы в детском саду я выбрала для себя направление по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Математика дается не всем детям легко. Чтобы процесс усвоения знаний проходил легко, я в своей работе использую игровые технологии, современные инновационные технологии, вношу разнообразный игровой материал, пособия.

Публикация «Использование инновационных технологий по ФЭМП представлений у дошкольников» размещена в разделах

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Актуальность:

От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, Триз, Никитина, Петерсона, Кюизенера, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

Цель:

развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи:

- внедрить педагогическую систему по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий с целью эффективного интеллектуально-творческого развития детей;

- развивать наблюдательность, познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало;

- формировать базисные представления об окружающем мире, математические, речевые умения;

- развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации;

- повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей о развивающих возможностях инновационных игровых технологий для познания детьми логики и математики в дошкольном возрасте.

Я использую в своей работе следующие инновационные технологии :

Технология «ТРИЗ». Теория решения изобретательских задач. Создана ученым – изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Я использую нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Например с детьми младшего возраста я на занятиях по математике использую приём «Помоги герою, который пришёл к нам в гости» и «Отправимся в гости к …», такие приёмы помогают развитию на занятиях по математике не только развить познавательные функции, но и коммуникативные, творческие и личностно-ориентированные. В средней группе на занятиях я добавляю к этим приём такие как «Найдём ответ на вопрос, который прислал нам…», или «Что узнали, запомним и используем на…», которые помогают развить у детей логическую взаимосвязь занятия с необходимостью применения в окружающем мире. В старшей и подготовительной группах приёмы расширяются и обогащаются такими как «Давайте посоревнуемся», «Задания для группы», которые помогают детям постепенно готовиться к таким формам работы на занятиях в будущей школе как парная работа, групповая работа.

Технология Л. Г. Петерсон.

Методика Петерсон построена по методу «слоеного пирога». Знания преподаются в простой доступной форме. Ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания. Методика Петерсон дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, а затем освоить его на новом витке развития. Кроме того, методика Петерсон учитывает, что ребенок быстрее усваивает те знания, которые ему нужны. В методике предусматривается мотивация – ребенок должен сам захотеть научиться считать.

На занятиях я использую пособия Л. Г. Петерсон «Игралочка – ступенька к школе», «Раз - ступенька, два – ступенька…»

Технология М. Монтессори.

Главное в этом методе - предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий. Именно возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает.

Развивающие головоломки.

Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. «Монгольская игра» «Листик», «Танграмм»

Дети работают со схемами. Сначала они накладывают детали на образец, а уже потом начинают выкладывать самостоятельно, используя схемы. Им очень нравятся головоломки, играют с большим удовольствием.

Палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые ещё называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Дети выкладывают из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Работу я разделила на блоки. В первом блоке дети группируют палочки по разным признакам, строят из них постройки. Второй блок «Что такого цвета?» Детям даю игры, упражнения на усвоение эталонов цвета и их названия. В третьем блоке изучаем с детьми понятия «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий», «толстый – тонкий». Четвертый блок направлен на развитие у детей количественных представлений, дети учатся соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет. Пятый блок «Считаем ступеньки». Дети осваивают количественные отношения и знакомятся с составом чисел. В шестом блоке измеряем с помощью палочек длину объектов. В седьмом блоке дети учатся с помощью палочек выполнять арифметические действия, пользоваться арифметическими знаками, составлять примеры. В восьмом блоке учу детей решать логические задачи с помощью палочек на цветовую последовательность. Девятый блок направлен на развитие творческой инициативы у детей в конструировании и моделировании.

Технология «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

- это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала.

Игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С детьми младшего возраста можно просто сортировать предметы, старшие дошкольники познают с помощью игр мир цифр и букв. Существует большой диапазон игр. К каждой игре составлены методические рекомендации. Самые популярные игры: «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», головоломка «Змейка», «Складушки», «Чудо крестики» и др.

Блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывать ряды по заданному алгоритму). Знакомлю детей с блоками Дьенеша постепенно, младшие дети сортируют их по цвету, дети среднего возраста осваивают вначале два, а затем три и четыре свойства (цвет, размер, толщина, форма). С детьми старшего возраста строим выстраиваем логические цепочки, а также работаем с символическими обозначениями.

Технология «Лепбук».

Лепбук – тематическая папка - раскладушка, в которой собрана различная информация, расположенная в кармашках, окошечках, маленьких книжечках. Мне очень нравится изготавливать лепбуки вместе с детьми. В основном я использую его для занятий индивидуально или в небольших группах для закрепления материала.

«Квест – технология».

Квест – поиск, предмет поисков, поиск приключений.

Занятия провожу в игровой форме, выбираем сюжет, ставим цель, достигаем цель, выполняя с детьми различные задания. Дети просто обожают квест – игры. Им нравятся приключения.

Технология «Моделирования.

В старшем дошкольном возрасте я познакомила детей с лентой Мебиуса. Мы провели с ними эксперименты с лентой Мебиуса, сделали вывод, что она имеет одну сторону.

Я остановилась на технологиях, которые использую в своей работе на занятиях, в кружковой работе. Я веду кружок «Всезнайка» в подготовительной к школе группе. Использование инновационных технологий позволяет мне готовить детей к школе. Дети усваивают материал с интересом, легко, в доступной форме. В группе я создала уголок занимательной математики, постоянно пополняю его пособиями и играми. Родители вместе с детьми изготовили книжки – малышки для нашего уголка.

Я планирую и дальше развивать работу по формированию элементарных математических представлений, продолжая и дальше внедрять в свою работу новое, интересное и занимательное для детей.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий по ФЭМП представлений у дошкольников
Опубликовано: 24 января 2021 в 16:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД