Лучший педагог года

Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника

Оксана Гудзиева
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника

Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.

Современный мир таит в себе много угроз для маленького человека. Безопасный мир детства это основополагающая комфортного взросления. Многие опасности угрожают не только жизни ребенка, но и его психологическому здоровью. Наверняка вы много раз слышали, что все взрослые проблемы родом из детства, поэтому одним из важных направлений в работе является обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.

Публикация «Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника» размещена в разделах

Психологическая безопасность – состояние при котором обеспечивается успешное психологическое развитие ребенка, адекватно оцениваются и выявляются угрозы его психическому здоровью. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ  ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести: 1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений. 2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.   3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов. 4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдо заботой о безопасности ребенка. 5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. 6.   Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. 7. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть : 1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения.  В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. 2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности.  Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть. 3. Отсутствие автономности.  Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. 4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. 5. Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п.

         ОБЩИМИ же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.   Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться :

*  в трудностях засыпания и беспокойном сне;

*  в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

*  в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

*  в рассеянности, невнимательности;

*  в беспокойстве и непоседливости;

*  в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

* в проявлении упрямства;

* в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

* в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

* в игре с половыми органами;

* в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

* в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

*  в повышенной тревожности;

* в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Как мы можем убедиться источников угроз психологической безопасности личности дошкольника очень много и последствия от них очень болезненные, поэтому психолого-педагогическая работа ведется не только с воспитанниками, но и их родителями, а также педагогическим составом.

Эмоциональное состояние педагогов напрямую связано с психологической безопасностью детей. Раз в неделю проводятся занятия, направленные на просвещение, обучение и снятие психологической разгрузки педагогического состава.

Для родителей была собрана папка с рекомендациями и советами, ответами на актуальные вопросы связанные с психологической безопасности личности ребенка. Так же проводятся собрания родительского клуба, для полного взаимодействия детско-родительских отношений.

Но основная работа – работа с детьми. Применяются способы сказкотерапии, библиотерапии, арттерапии, работа с метафорическими картами, упражнения на снятие эмоциональной разгрузки. Проводятся беседы с использованием наглядного материала, для разбора конкретных проблемных ситуаций (например, что делать, если ты потерялся, как вести себя с незнакомцами). После теоретической части, полученные знания закрепляются в проигрывание с детьми ситуаций и выполнению упражнений. Сейчас я хочу вас познакомить с парой таких упражнений.

Сказка ложь, да в ней намек

Задача: обучение распознаванию типичных признаков манипулирования.

Предлагаю вам вспомнить сказки, в которых встречаются попытки манипулирования, когда кто-то из героев делает того, что нельзя или на героя кто-то плохо влияет и подвергает опасности.

“Снежная королева”, “Колобок”, “Красная Шапочка”, “Волшебное кольцо”, “Летучий корабль”, “Карлсон”, “Винни-Пух”, «Лиса и заяц».

Красная Шапочка и Серый Волк

Задача: развитие умений использования конкретных приемов психологической защиты от манипулирования.

Все мы помним сказку про красную шапочку, а давайте мы с вами вспомним, что же опасного было в ней для маленькой девочки, кто подвергал её опасности и как можно было этих опасностей не допускать. – найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;

Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием – уход от общения) или звать на помощь охотников (прием – использование помощи других людей).

мама отправляет девочку в лес, Волк завязывает беседу с Красной Шапочкой, просит Бабушку впустить его в дом и т. д.

Вот такая огромная работа проводится для обеспечения психологической безопасности детей и сохранения их физического и психологического здоровья. Только мы с вами можем обеспечить безопасный мир детства, все в наших руках.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника АНО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» РЕФЕРАТ по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки.

Консультация для воспитателей «Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Детство – маленькая удивительная страна. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное.

Консультация «Обеспечение безопасности ребенка дома» Консультация Обеспечение безопасности ребенка дома В современном мире многие родители больше времени проводят на своей работе. На детей.

Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития, являются: наблюдение,.

Обеспечение безопасности ребенка: дома и в общественных местах КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (как воспитывать безопасное поведение у дошкольников) Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами.

Проект «Обеспечение дорожной безопасности» Ключевые слова: Правила дорожного движения; безопасность; сотрудничество с семьями детей; предметно- развивающая среда. Аннотация: В материале.

Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников РЕФЕРАТ на тему: Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников. Безопасность.

Памятка для родителей «Обеспечение безопасности детей в весенний период» Родители! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода, предупредите их об опасности нахождения на льду при.

Развитие нравственной сферы личности дошкольника Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного.

Статья «Роль воспитателя в Формировании личности дошкольника» Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. На земле много профессий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 12:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гудзиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД