МААМ-картинки

Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО

Людмила Королева
Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО

Тема: «Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО».

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть её приоритетность в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребё нка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО – охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребёнка.

Публикация «Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС до,» размещена в разделах

Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

Исходя из изложенного, можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на неё. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

• систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;

• систему организации межличностных отношений в ДОО.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);

• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создаёт у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы.

• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в ДОО:

• влияние педагога на развитие личности ребёнка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);

психологический климат в детском коллективе (межличностные отношения в группе сверстников);

психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Организация безопасного, психологически комфортного пространства.

В группах можно создать специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.

1. Уголок приветствия.

Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочения детского коллектива.

Структура уголка:

- стенд «Здравствуй, я пришёл!», на котором размещены фото детей. Приходя в детский сад, ребёнок поворачивает своё фото с лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе;

- стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают своё настроение.

2. Уголок достижений.

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе.

Структура уголка:

- «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда выкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);

- «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото ребёнка, на концах - информация о нём, которой он гордится.

3. Уголок гнева.

Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняемого их гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приёмам саморегуляции.

Структура уголка:

- «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);

- «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребёнок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету).

4. Уголок поздравлений.

Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику.

5. Зона воды и песка.

Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшения настроения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с водой и песком, поэтому ребёнок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. Зона оснащена мелкими пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

6. Зона уединения.

Направленность: предоставление ребёнку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. В зоне уединения можно использовать покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Всё это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребёнка – всё равно, что строить самого себя. Кроме того, в зоне уединения имеются «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

7. Уголок сенсорного развития.

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов. Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом, картотекой экспериментов и проч.

Публикации по теме:

Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования «Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования» Мусакова С. Б., старший воспитатель ГБДОУ детский сад.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при создание комфортной среды в обучении детей с ОВЗ в ОУ Педагог-психолог: Радостева Т. А. Учитель-логопед: Галкина Н. В. МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» г. Кудымкара (2016 г.) 1. Добрый день.

Детский сад и семья в условиях ФГОС Какие же проблемы существуют в работе с родителями (законными представителями) в условиях реализации Федерально государственного образовательного.

Методическое обеспечение развития в изобразительной деятельности в условиях ДОУ компенсирующего вида Учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (программ, методик, пособий и т. д., необходимых для.

О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть: - содержательно-насыщенной,.

Планирование в условиях ФГОС .

Проект «Мы против террора». Обеспечение безопасности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Проект «Мы против террора» Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное? Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ. Соловьева Каринэ Владимировна Я, как педагог-психолог.

Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС до Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО. С 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства.

Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы. Охрана здоровья дошкольников является приоритетным направлением деятельности общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 21:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД