Папки-передвижки

О здоровье всерьёз …

Светлана Камнева
О здоровье всерьёз …

Лечебная физкультура-это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнения

Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в лечебной терапии.

Публикация «О здоровье всерьёз …» размещена в разделах

Наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения: нарушение осанки и плоскостопие, часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, угроза миопии (особенно в подготовительных группах)

Общими задачами ЛФК являются:

оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния;

формирование опорно-двигательного аппарата;

повышение неспецифической реакции организма.

Главное средство лечебной физкультуры—специально подобранные, методически оформленные физические упражнения.

Физические упражнения, подобранные в соответствии с особенностями заболевания, при определенном темпе и последовательности, оказывают многогранное физиологическое воздействие. Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние вегетативных центров, повышается устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды.

Лечебная физкультура обычно является составной частью общего плана лечения больного. Физические упражнения подбираются в соответствии с состоянием больного, особенностями заболевания. Продолжительность занятий в среднем от 15 до 35 минут. На занятиях используется принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того, в занятия включаются дыхательные упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки. Как правило, темп занятия должен быть средним, все упражнения следует выполнять ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Физические упражнения могут быть с предметами и без них.

Эффективность лечения определяется показателями общего состояния больного, его адаптацией к нагрузке, состоянием внутренних органов, координацией движений, тонусом мышечной системы. С лечебной целью можно заниматься отдельными видами спорта, но без элемента соревнования.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

СТЕРЖЕНЬ ЗДОРОВЬЯ – ПОЗВОНОЧНИК

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать своё тело. Когда он правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.

К сожалению, зачастую родители мало обращают внимание на формирование правильно осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: «Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь!»

Умение и неумение правильно держать своё тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата.

Осанка формируется в процессе роста ребенка, изменяясь в зависимости от условий быта, учебы, занятий физической культурой. Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Лучше всего можно определить осанку поставив ребенка в профиль. В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствует о неправильной осанке, что влечет за собой нарушение функций позвоночника и другие неприятные последствия.

Именно родители виноваты в том, что их ребенок имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является «архитектором» фигуры ребенка.

Позвоночник - это костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет. При гармоничном физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

Правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует мышечному охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе - беге, прыжках и др. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний. При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов: ребенок более подвержен частым респираторным заболеваниям.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: «Чтобы была осанка по заказу»

Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-диамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка.

Соблюдайте следующие условия:

1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком».

2. Приходя из школы, ребенок должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.

3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.

4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий - 20 минут, оптимальная - 40 минут.

5. Необходимо правильно организовать рабочее место в домашних условиях. Освещение должно быть рассеянным и достаточным.

6. Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:

высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола была около 30 см. Это легко проверить путем простого теста: если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаз;

высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90 градусов;

желательно иметь опору для шейного и грудного отдела позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызвать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.

7. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная, симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:

стопы в опоре на полу или на скамейке;

колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом);

равномерная опора на обе половины таза;

между грудью и столом - расстояние от 1 до 2см;

предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;

голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

при письме тетрадь повернута на 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.

9. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме - когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза - когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.

10. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.

11. ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро– и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным «ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.

Автор статьи – инструктор по физической культуре С. В. Камнева

Публикации по теме:

НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы «Что такое здоровье?» Непосредственно образовательная деятельность по здоровье сберегающим технологиям для детей подготовительной группы Тема: «Что такое здоровье?».

О здоровье. Говоря об оздоровительной работе, в первую очередь хочется отметить основные характеристики педагогики оздоровления: — представления о здоровом.

Родительское собрание «О здоровье» Родительское собрание «О здоровье» Подготовил: воспитатель Коробова Л. Н. Здравствуйте, уважаемые наши родители! Нам очень приятно, что.

Родительское собрание в средней группе «О здоровье всерьёз» Родительское собрание в средней группе «О здоровье всерьёз» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и.

Родительское собрание в средней группе «О здоровье всерьёз» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Подготовка к собранию: 1.

Родительское собрание в старшей группе «О здоровье всерьёз» Задачи: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей. Подготовка к собранию: 1. Изготовление.

Сценарий досуга «О здоровье всерьёз» Данная разработка может быть полезной педагогам, инструкторам по физической культуре с целью организации досуга для детей среднего дошкольного.

Сказка о здоровье Елена Веселова Сказка «Рукавички здоровья» В некотором царстве, в некотором государстве жил был старичок. Был он полон сил и бодрости.

Семинар-практикум «О здоровье всерьёз» Д Не страшна тебе хандра. 4. У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня, лень, С ней борись ты каждый день..

Проект «Здоровье» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Подпроект по валеологии Тема: «Я хочу здоровым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О здоровье всерьёз …
Опубликовано: 31 мая 2017 в 12:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД