МААМ-картинки

О специфике работы музыкального руководителя и организации музыкальных занятий в детском саду

Валентина Тарасова
О специфике работы музыкального руководителя и организации музыкальных занятий в детском саду

После такой музыки возможна только тишина…

К вопросу об эстетических принципах музыкального воспитания

Традиционное музыкальное занятие выстраивается по принципу многообразия видов музыкальной деятельности. Дети поют, слушают музыку, танцуют, играют, музицируют, и эта форма удовлетворяет, конечно, потребность малышей в разностороннем музыкальном развитии.

Публикация «О специфике работы музыкального руководителя и организации музыкальных занятий в детском саду» размещена в разделах

Однако, понимая, что музыка имеет специфические принципы «совместимости», что произвольно объединенные эпизоды занятия могут «не сложиться» в его музыкальный контекст (поскольку «стыкуется» музыка разных жанров, стилей и, что неизбежно, разных художественных уровней, возникает вопрос: какова же в таком случае эстетическая значимость музыкального воздействия? Есть ли гарантия, что «пестрота» множества занятий (изо дня в день, из года в год) не сформирует в сознании детей представление о равноценности «эталонной» и «обучающей» музыки (адаптированной к детским возможностям, задачам воспитания? Почувствуют ли дети красоту музыки П. Чайковского («Баркаролы», например, если гениальное произведение «окружено» музыкой совсем иного уровня? А если и почувствуют, то, тем более, оправдано ли такое музыкальное соседство? Не обернется ли педагогическая целесообразность эстетической погрешностью, ведь признаком хорошего вкуса считается умение дифференцировать музыкальные произведения по степени их ценности?

Череда вопросов побуждает к размышлению, поиску ответов.

Многообразие «видов деятельности» занятия нацелено на разностороннее развитие. Детей младшего и среднего дошкольного возраста эта форма музыкального воспитания развивает: учебные и воспитательные задачи в ней сбалансированы, не столь резок и эстетический контраст музыкального материала.

А что можно сказать о занятиях для старших дошкольников (особенно для подготовительной группы? С усложнением педагогических задач традиционное музыкальное занятие перестает играть свою развивающую роль: возможно ли качественная работа над пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями (упражнения, игра, пляска, игрой на детских музыкальных инструментах за 25-30 минут отведенного времени? Поневоле приходится видоизменять форму работы : на одном занятии больше петь и слушать, на другом – больше двигаться под музыку, играть и танцевать. К тому же с обращением к музыкальной классике «обостряется» разница художественных уровней музыкального материала. Получается, что, следуя принципу многообразия, придерживаясь формы, рискуешь не справиться с эстетическими задачами музыкального воспитания.

Мир музыки открыт и интересен детям. Я видела притихших, взволнованных, одухотворенных ребят, слушающих произведения М. Глинки, В. Моцарта, Л. Боккерини, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, С. Рахманинова. Может быть, «слушание музыки» следовало бы выделить (для старшей и подготовительной групп) в отдельное музыкальное занятие? Проблема совместимости снялась бы сама собой. Появилась бы возможность без спешки и суеты приобщать детей к музыкальной культуре : рассказывать о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах и, главное, слушать прекрасную музыку (классическую, современную, народную, джазовую, не «переключаясь» затем на другие «виды деятельности».

Прослушав «Менуэт» Боккерини или «Вальс» Шопена, вдруг понимаешь, что после такой музыки возможна только тишина. Музыка для слушания хорошо «сочетается» с движением, цветом, словом.

Пение (включая хороводы, обыгрывание песен, музыкально-дидактические игры) также можно было бы проводить как отдельное занятие, на котором удобнее использовать подгрупповые и индивидуальные методы работы по обучению хоровому и сольному пению.

И, наконец, остаются все виды музыкально-ритмических движений : упражнения игры, пляски. Их тоже правильнее было бы объединить в занятие, называемое «ритмикой». Эта форма позволила бы применять наряду с групповыми подгрупповыми и индивидуальные методы работы, включать в занятие игровую и танцевальную импровизации, взыскательнее относиться к воспитанию культуры музыкального движения.

Таким образом, из двух традиционных занятий в неделю «выкраиваются» три специализированных : слушание музыки (10-12 минут, пение (25-30 минут, ритмика (20-25 минут).

Думается, что выделение «видов деятельности» в отдельные занятия повысит педагогическую эффективность, даст возможность избежать музыкальной пестроты. Тонкую проблему диссонирования произведений разных стилей (в пении и ритмике) также легче будет разрешить, полагаясь на собственный вкус, в рамках специализированных занятий.

Хочется сказать несколько слов об обучении игре на детских музыкальных инструментах. Задачи обучения достаточно сложны для всех ребят: не так-то просто освоить металлофон, ксилофон, фисгармонию, да и оркестровое музицирование трудновато для малышей из-за множества ударно-шумовых инструментов, заглушающих подчас ведущий голос фортепиано.

Может быть, обучение ребят организовать в форме дополнительной, кружковой работы, пригласив 10-12 самых способных из них для ансамблевого музицирования? Негромкий, но слаженный ансамбль лучше многоголосного и нестройного оркестра, во всяком случае, его эстетическое достоинство намного выше.

Мои заметки являются попыткой разрешения эстетического и методического диссонанса в музыкальном воспитании. Интересно, что думают об этом, как решают эстетические задачи музыкальные руководители, воспитатели, педагоги – все, кто занимается музыкальным воспитанием детей.

Публикации по теме:

Универсальное дидактическое пособие «Развивающий кубик» для музыкальных занятий в детском садуУниверсальное дидактическое пособие «Развивающий кубик» для музыкальных занятий в детском саду Универсальное дидактическое пособие «Развивающий кубик»Для музыкальных занятий в детском садуЦель: развитие общей музыкальности детей Задачи:.

Фотоотчет музыкального развлечения «Страна музыкальных игр» в детском садуФотоотчет музыкального развлечения «Страна музыкальных игр» в детском саду Лето дарит нам возможность искупаться в речке, загорать, построить замок из песка или налепить куличики, покататься на велосипеде или роликах.

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителяГодовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2022-2023 учебный год Годовые задачи ДОУ на 2022-2023 учебный год 1. Валеологическое просвещение.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Кукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. ВидеоКукла-ёлочка — помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастер-класс. Видео Кукла - ёлочка, помощница в организации и проведении музыкальных занятий. Мастеркласс. К новогоднему утреннику подготовка долгая. Порой.

Библиотека изображений:

Публикация О специфике работы музыкального руководителя и организации музыкальных занятий в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Тарасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
О специфике работы музыкального руководителя и организации музыкальных занятий в детском саду
Опубликовано: 30 декабря 2022 в 14:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД