Папки-передвижки

Педагогическое эссе по цитате В. П. Беспалько

Балбашева Ульяна
Педагогическое эссе по цитате В. П. Беспалько

«Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет».

В. П. Беспалько

Внедрение в практику образования педагогического проектирования следует рассматривать как ответ на изменяющуюся социально – педагогическую ситуацию. Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологического и культурного разнообразия начинает обгонять способность человека без должной подготовки понимать новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы. Возникла необходимость подготовить активного, думающего, ориентированного на знания человека, использующего новые технологии, способного к творческому подходу к решению задач, пониманию и формулированию смыслов человеческой деятельности, имеющего установку на рациональное использование времени и его планирование. Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что человечество вступило в переходный период от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Для нового поколения нужны новые подходы, методы, технологии. Поэтому современное образование сориентированно на проектную деятельность. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения.

Публикация «Педагогическое эссе по цитате В, П, Беспалько» размещена в разделах

Современной школе нужен такой педагог, который может быть и созидателем и одновременно технологом, способным системно спроектировать образовательный процесс, творчески реализовать проект и оценить эффективность взаимодействия субъектов и результативность образовательного процесса. Сегодня профессиональный стандарт педагога определяет обобщенную трудовую функцию: педагогическая деятельность по проектированию и осуществлению воспитательного процесса в образовательных учреждениях дошкольного, общего начального, общего основного, общего среднего образования.

Проектирование современного урока – это главная составляющая педагогической деятельности учителя. При проектировании урока, безусловно, необходимо предусмотреть способы определения его эффективности, а следовательно, и обоснованности реализуемой на уроке педагогической деятельности. Самоанализ может быть продуктивно осуществлен только при условии четкого определения критериев достижения цели и сознательной организации в ходе урока обратной связи с учащимися. Безусловно, проектирование в образовательном процессе имеет ряд преимуществ. Можно выделить такие показатели эффективности, успешности занятия, как:

• эмоциональное состояние учащихся и динамика его изменения в течение урока;

• эмоциональное состояние учителя и динамика его изменения в течение урока;

• оценка, удовлетворенность или неудовлетворенность воспитателя своей деятельностью, удовлетворенность поведением, реакциями на слова и действия детей.

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и сказывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработано американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Килпатриком. Сейчас основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать сих в своей жизни.

А. С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А. С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику самоуправления» и т. д.

Проект (от лат. projectus) – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Метод проектов

педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Он позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Например, умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, умение самими выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели – это все развивает их самостоятельность. На этапе самоанализа учащиеся анализируют причины неудач, а понимание ошибок формирует личный интерес и мотивацию к повторной деятельности. Способность к рефлексии дает возможность человеку адекватно оценивать себя и других и все окружающие явления.

Таким образом, характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Деятельный характер образования обеспечивает личностное развитие ученика, но не меняет тематического содержания предметов. Ученики сами могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу.

Опубликовано в разделах:

Публикация Педагогическое эссе по цитате В. П. Беспалько (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Балбашева Ульяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогическое эссе по цитате В. П. Беспалько
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 20:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД