Папки-передвижки

Нужно ли устраивать детишкам уроки тишины?

Минеева
Нужно ли устраивать детишкам уроки тишины?

Нужно ли устраивать детишкам уроки тишины?

Все мы, взрослые, знаем, что детей нужно научить правильно говорить, правильно вести себя за столом, правильно здopoваться и т. д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?

Публикация «Нужно ли устраивать детишкам уроки тишины?» размещена в разделах

«Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная».

Мария Монтессори

Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори проводила в своих группах специальные уроки тишины. Это совсем короткие уроки, по несколько минут. И представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли.

На уроке тишины детям предлагают прислушаться к тишине, а потом спрашивают у них, что слышали и заметили. Педагог показывает, как нужно правильно сидеть, обращая внимание детей на то, как лежат руки и как правильно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми.

Это прекрасная тренировка воли. Ведь для того, чтобы управлять своими инстинктами и чувствами, необходимо прикладывать волевое усилие.

Уроки тишины — прекрасное средство воспитания внимания. После урока дети рассказывают о том, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает».

Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети, которые говорят:

«Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,

«Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,

«А я вспоминала стихи»,

«А я слушал, как воет ветер».

Значит, во время этих уроков дети учатся слушать и движение собственной души.

Эти упражнения, при условии покоя и тишины, дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след.

Конечно, такой эффект достигается не сразу, и требует знания особой техники, но некоторые упражнения можно проводить и дома:

1) Слушаем тишину

Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить, кто что услышал.

2) Слушаем тишину внутри себя

Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание.

3) Слышим хруст

Материал: сухарики или кукурузные хлопья.

Предлагаем детям взять сухарики, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук.

4) Дотронуться до ладошки

Материал: колосок, перышко и т. п.

Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т. п.) Обсудить, кто что почувствовал.

5) Лепесток

Материал: лепестки роз (не сухие)

Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается, что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

6) Говорим шепотом

Все какое-то время должны разговаривать только шепотом. Это условие выполняют не только дети, но и взрослые. В результате ребенок должен стараться расслышать слова, произносимые тихо и издали. Это, по мнению Монтессори, требует от него настороженного внимания, готовности ловить звуки.

7) Бесшумное движение

Ребенок двигается неловко и шумно, объясняла Мария Монтессори, потому что не умеет иначе. Нужно знакомить его с различными степенями неподвижности, ведущей к тишине. Для этого педагоги «Домов ребенка» использовали специальные упражнения.

Например, дети получали задание встать со стула шумно, а потом — тихо, не делая резких движений, не двигая стул и не раскачивая его.

Также детей учили ходить на цыпочках. На полу в комнате каждого «Дома ребенка» обязательно существовала начертанная линия. (Сегодня ее выкладывают цветным скотчем.) Ребенок по просьбе учительницы должен был пройти вдоль линии на носочках так, чтобы его почти не было слышно.

Упражнение могло усложняться: требовалось бесшумно двигаться на цыпочках между стоящих в некотором беспорядке стульев, не задевая их.

Точно так же детей специально тренировали в умении бесшумно передвигать предметы на полках, осторожно брать их оттуда и ставить на место — обязательно на то же самое место.

Публикации по теме:

Консультация «Почему нужно спать?»Консультация «Почему нужно спать?» Почему нужно спать? Проблема: Каждый раз, когда наступает вечер, мама и папа говорят мне что пора спать, а мне так не хочется. Представьте,.

Презентация «Реабилитация детей после кохлеарного имплантирования «В царстве тишины» Далеко - далеко в царстве тишины, в очень богатой царской семье родилась маленькая принцесса. В день ее рождения подданные преподнесли ей.

Для развития вашего малыша нужно: Дорогие родители! Для развития вашего малыша нужно: В течение дня читать книги. Даже если почитали всего пять минут - это уже много.

Душевная беседа «Нужно ли мыть руки?»Душевная беседа «Нужно ли мыть руки?» Душевная беседа с Ванюшей «Нужно ли мыть руки?» После прогулки в группу зашла наша медсестра, спрашивает: «Дети все помыли ручки?». Ответ:.

Фотоотчет возложения цветов к памятнику погибшим в ВОВ «Это нужно не мертвым, это нужно живым»Фотоотчет возложения цветов к памятнику погибшим в ВОВ «Это нужно не мертвым, это нужно живым» Фотоотчет возложения цветов к памятнику погибшим в ВОВ «Это нужно не мертвым, это нужно живым…" Память о той войне передается из поколения.

Нужно ли ребёнку рисование? Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Современные.

Нужно ли учить детей играть? В современном обществе игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду.

Презентация «Как нужно закаляться» Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Презентация может быть использована в работе с детьми как в совместной деятельности,.

Опыт работы по эмоциональному развитию детей. «Минутка шалости, тишины и улыбки» в детском саду От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В. А.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нужно ли устраивать детишкам уроки тишины?
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 10:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нужно ли устраивать детишкам уроки тишины?» (включая файлы) размещена пользователем Минеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД