МААМ-картинки

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки

Анастасия Кузнецова
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки. Особое внимание обращено на то, что при помощи русской народной сказки ребёнку легче приобрести эмоционально - нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки» размещена в разделах

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, воспитание, нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственные качества, русская народная сказка.

Во все времена детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой, именно поэтому основной задачей образования на сегодняшний день является воспитание духовно-нравственной личности. Эту идею можно проследить в ряде нормативно-правовых документов.

Так, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями [11 ст. 12].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности [12 с. 4].

Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства определяется воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [4 с. 11].

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Старший дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка, когда в его психике появляются новые образования. Одним из них является произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.

В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности. Ребёнок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным [5 с. 81].

Подчеркнем, что старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. Всё это говорит о необходимости целенаправленной работы по нравственному воспитанию в старших группах дошкольных организаций [5 с. 97].

Среди всех средств воспитания нравственных качеств дошкольников особого внимания заслуживает сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое количество сравнений и повторений, свойственных речи ребенка. Именно сказка впервые открывает перед ребенком мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Через сказку ребенок познает окружающий мир, мир человеческих взаимоотношений. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать [6 с. 35].

Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание) и осуждать противоположные (жадность, злость, трусость). Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства [6 с. 37].

Предлагаю комплекс мероприятий по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут в воспитании таких нравственных качеств, как: «доброта», «отзывчивость», «трудолюбие», «честность», «щедрость», «уважение» и др. Данный комплекс мероприятий предполагает различные формы организации совместной деятельности с детьми и взаимодействие с их родителями.

Список использованной литературы

1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М. : Просвещение, 2000. 275с.

2. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. 527с.

3. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М. : Просвещение, 2003. 72с.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 26с.

5. Детская практическая психология: учебник /под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М. : Гардарики, 2003. 255с.

6. Лобанова И. В., Ганина Т. В. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Культура и образование. – 2014. №5. С. 34 - 38.

7. Пахомова, О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О. Н. Пахомова. -М. : Прометей, 2014 - 85 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том I (А-Л, Том II (М-Я) / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Большая российская энциклопедия, 1993. 1617с.

9. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. 184с.

10. Садилова О. А. «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005. 58с.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). - М. : Омега-Л, 2015. 144 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). [Электронный ресурс] https://base.consultant.ru/

13. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). Мн. : Изд-во БГУ, 2002. 364с.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_fpsr2.pptx | 64,6 Кб
 
Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Инсценизация русской народной сказки «Теремок» для детей старшего дошкольного возраста Инсценизация русской народной сказки Теремок для детей старшего возрастаю ЦЕЛЬ: Приобщение детей к произведениям русского народного творчества.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Видео, рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» для детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДС № 35 "Ручеек" г. Туапсе, Краснодарского края. Воспитатель: Ануфарьян К. С. Видео, рассказывание русской народной сказки «Волк.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:

Публикация Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
Опубликовано: 20 января 2022 в 12:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД