Получи документы

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом

Марина Некрасова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира»

А. С. Макаренко

1 слайд В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом» размещена в разделах

2 слайд Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку.

Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом, о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

3 слайд Исходя из актуальности, я поставила перед собой несколько задач:

1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного города.

3. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям и культурным ценностям.

4. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу.

5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свой родной город и его жителей.

Успех реализации задач по краеведению зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:

4 Слайд Тематическое планирование образовательной деятельности. В зависимости от темы, цели, времени её проведения меняется форма - ознакомление детей с историей города и края проводятся в краеведческом музее, в детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.

5 Слайд Беседы используются в качестве словесного метода и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы главой города?" Чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края.

6 Слайд Прогулки, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации дает образец гуманного отношения ко всему живому. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

7 Слайд Праздники, досуги, развлечения – народные и обрядовые (Масленица, Рождество, Пасха, дни рождения города. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего города. Привлекаю детей к участию в городских праздниках, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.

Основной принцип построения воспитательно-образвательной деятельности по краеведению с воспитанниками базирую на использовании новых педагогических технологий:

8 слайд Игровые технологии. Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую различные виды игр в краеведческой работе - дидактические игры по ознакомлению с городом («Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было», с трудом земляков («Кто потрудился?», «Чем богат наш край?», широко использую народные игры.

9 слайд Проектирование. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Результаты продуктивной деятельности детей оформляла в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов «Улица города», «Достопримечательности города».

10 слайд Социально-значимые и тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с детьми и родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. («Подари открытку ветерану», «Чистый город»)

11 слайд Информационно-коммуникативные технологии. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

12 слайд С целью расширения знаний детей об окружающей среде постоянно сотрудничаю с социумом. Посещая Красновишерский краеведческий музей дети получили дополнительные сведения об истории родного города, обогатились знаниями о природе родного края в музее природы заповедника «Вишерский». Активно пользовались ресурсами детской библиотеки и городской картинной галереи. Познакомились с трудом жителей города, посетив пожарную часть.

13 слайд Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность детей, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, мною оформлен центр краеведения, подобраны специальные художественно – дидактические пособия: альбомы: «Мой город - Красновишерск», «Художники Вишерского края», «Твои герои, Вишера», «Сказы про вишерские камни»; тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток; разработан и изготовлен лэпбук «Красновишерск – город мой, как я горжусь тобой» (тематическая папка с развивающими и обучающими играми).

14 слайд Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установки тесной связи с семьёй. Работа с родителями строилась под девизом: их знания и любовь к Красновишерску должны передаваться детям. Родители совместно с детьми принимали активное участие в подборке материала о родном городе, создавали альбом «Мой родной город», выращивали комнатные растения для группы. Объединение родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость. Были проведены родительские встречи на тему: «Привитие патриотизма у детей», «Учим детей любить и беречь родной город», консультации на тему: «Семейный маршрут выходного дня», «Отдыхаем всей семьёй». Традициями группы были утренние и вечерние беседы с родителями, давала информацию о том, что рассказывала детям по теме «Мой родной город».

15 слайд Оценка результатов работы осуществлялась через диагностику на основе бесед с детьми, и самое ценное – отношение детей к своим близким, к природе, к родным местам. Нравственность и патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города. При этом у детей вырабатываются такие качества, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

16 слайд Подведя итог проделанной работы можно сделать вывод о том, что созданные мною условия были эффективны и результативны. Они помогли сформировать у дошкольников основы патриотического сознания : гордость за свою малую Родину, любовь к родному городу, семье, детскому саду.

Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

Тема «Родной город»

Оценка результатов.

Высокий уровень

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы.

Средний уровень)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Список используемой литературы:

1. Алёшина И. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : Перспектива, 2009.

2. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н., Тимофеева Т. В., Князева В. Ф., Богачёва И. В. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края Издательство «Учитель» 2012 г.

3. Методическое пособие Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет ООО «ТЦ Сфера» 2007 г.

4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду под редакцией Л. А. Кондрыкиной ООО «ТЦ Сфера» 2013 г.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Ознакомление с родным городомОзнакомление с родным городом .

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:

Публикация Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Некрасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом
Опубликовано: 10 января 2023 в 18:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД