Лучший педагог года

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Гимгина Вера Васильевна
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

«Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду»

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Эти три направления в воспитании детей неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа.

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходят через эмоционально-чувственное переживание произведений музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности, знакомство с творчеством русских композиторов через музыкальный материал, патриотической направленности, вызывают чувства и переживания, которые являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к Родине, родному Отечеству.

.Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества,обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к патриотизму - является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

В праздниках в детском саду отражаются разные темы. Это: «Семья и ближайшее окружение» воспитание любви к матери, уважение к старшим. «Детский сад - мой второй дом» воспитание любви к детскому саду. «Родной свой край люби и знай! воспитание любви к родному дому, родной улице, к своему посёлку. «Россия - Родина моя» воспитание чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. «Слава армии любимой - самой лучшей на земле». «Великая Победа».

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. 23 февраля - День Защитника Отечества, «Слава армии любимой - самой лучшей на земле». Эта тема очень любима детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них Бравые солдаты, муз. А. Филиппенко и Будем в армии служить, муз. Ю. Чичкова, «Наша армия сильна» Филиппенко. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме на музыкальных занятиях раскрывается детям величие подвига советского солдата, знакомство их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Такие поют песни «Когда ветераны идут на парад», «9 Мая», «Праздник Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова, «В День Победы».

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина - это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На музыкальных занятиях разучиваются с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню Матери. Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. А для милой мамочки испеку два пряничка. В мелодии этой песни (А. Филиппенко Пирожки) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму: «Пускай узнает ветер И звезды, и моря, Что лучше всех на свете Мамочка моя!» И чувство дружелюбия: мама - старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова Мы с мамою нашей большие друзья, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко Хорошо рядом с мамой).

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчивается тематическим праздником или развлечением. Это Праздник Осени, зимние и весенние праздники. Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.).На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши, где первоначально присутствует медленный темп музыки, а потом он постепенно нарастает и детям необходимо не сбиться с него.

Работая по патриотическому воспитанию дошкольников, не остается без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией. Формируется у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны, края и села.

В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная на нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:

формируем духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду;

развиваем познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями;

побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, творческое движение;

воспитываем потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства. Развивать эмоциональный фон дошкольников через музыкальные впечатления;

воспитываем патриотические чувства детей, используя поэтические образы родной природы;

учим дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение, воздействовать на духовное начало ребёнка через восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения;

закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку;

воспитываем любовь и уважение к ветеранам войны, вызываем желание быть похожими на них;

воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.

Ошкуковский детский сад №17 «Журавлик»

Музыкальный руководитель : Гимгина Вера Васильевна

2024г.

Публикации по теме:

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Библиотека изображений:

Публикация Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гимгина Вера Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
Опубликовано: 10 марта 2024 в 13:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД