Получи документы

Нравственно-патриотический проект «Я помню. Я горжусь»

Юлия Троицкая
Нравственно-патриотический проект «Я помню. Я горжусь»

I. Введение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного, нравственно-патриотического воспитания это шаг к возрождению России.

Публикация «Нравственно-патриотический проект „Я помню, Я горжусь“» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Творческий коллектив нашего образовательного учреждения посчитал необходимым донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, познакомить с предметами старинного быта, тем самым приобщить дошкольников к истокам русской национальной культуры и ощутить свою неразрывность с окружающим миром; вызвать желание сохранять и приумножать богатство своей страны; воспитать чувство патриотизма к народным традициям через духовно-нравственное развитие, проникнуть чувством уважения к истории своего народа, чувством гордости за подвиг, который совершили наши предки.

Одним из способов решения данного вопроса явился педагогический проект «Я помню. Я горжусь…».

Тип проекта : нравственно-патриотический, познавательно-творческий.

Длительность проекта : 3 месяца.

Участники проекта : дети старших и подготовительных групп, педагоги, музыкальный руководитель, сотрудники библиотеки, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Гипотеза: обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, историю своего народа. Именно акцент на духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников поможет в дальнейшем сформировать у детей чувство гордости за подвиг великого русского народа.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, основанных на уважении к историческому прошлому русского народа.

Задачи:

знакомить с предметами старинного быта, их историей возникновения, предназначением;

расширять кругозор детей о народных традициях, об истории своего народа;

познакомить с событиями, которые переживал наш народ в период с 1941по 1945годы;

развивать чувство патриотизма, гордости за подвиг народа в Великую Отечественную войну;

расширять представления детей о городах России;

знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;

воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

формировать чувство толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемый результат:

расширить кругозор детей о народных традициях, об истории своего народа, о событиях, которые переживал наш народ в Великую Отечественную войну, представления детей о городах России, о символах государства (герб, флаг, гимн);

развить чувства ответственности и гордости за достижения страны, чувство толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

воспитать любовь и привязанность к своей семье, дому, городу, стране.

II. Актуальность темы.

Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственно-патриотического воспитания. Именно поэтому приобщение детей, начиная с дошкольного возраста, к истокам русской народной культуры и развитие интереса к истории своего народа является актуальным вопросом в наше время.

Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными нравственными и духовными ценностями.

О значимости патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации-Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», постановлениях Правительства РФ, Федеральных программах (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», муниципальной программой «Гражданско-патриотическое воспитание граждан муниципального образования-городской округ город Касимов на 2014-2016 годы.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является «….6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

На региональном уровне «Долгосрочная муниципальная целевая программа развития образования муниципального образования – городской округ город Касимов на 2012-2015 гг.» Стратегическими задачами Программы являются:

- создание условий и механизмов внедрения современного содержания образования через ФГОС нового поколения в муниципальной системе образования;

- обеспечение духовно-нравственного становления личности и социализации учащихся ОУ муниципальной системы образования.

В докладе П. Астахова на 10 съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ «Возрождение воспитательной роли семьи, общества и государства в системе национальных приоритетов России» от 7 октября 2014года подчеркнуто «Руководством государства поставлена задача возрождения духовности и нравственных ориентиров, утраченных в постперестроечные годы; преодоление социальной апатии, правового нигилизма и негативизма; формирование нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России; восстановление, сохранение и защита традиционных духовно-нравственных ценностей, укрепление традиций народов России».

Именно сейчас, когда наша страна находится в непростой политической ситуации, к нам постепенно начинает возвращаться национальная память и мы по-другому начинаем относиться к понятию «патриотизм», своему историческому прошлому, традициям, культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, с тяжелыми этапами ее истории, с печальными событиями во время Великой Отечественной войны.

Мы - педагоги понимаем, что духовный, нравственный патриотизм надо прививать с раннего детства. Учитывая возрастные особенности дошкольников, мы считаем необходимым начинать работу по формированию патриотизма, гражданственности у детей именно со знакомства с малой Родиной. При этом процесс познания должен происходить в предметно-наглядной активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. Патриотами не рождаются, ими становятся. И процесс этого становления начинается в детстве.

Нельзя сказать, что педагоги дошкольных учреждений раньше этого не понимали и работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию не проводили. Кардинальные изменения в системе дошкольного образования ставят перед воспитателями задачу обновления содержания образования и воспитания детей.

Используя наработанный опыт (содержание, методические приемы, рекомендации) выдающихся ученых, педагогов-психологов, авторов

-О. Л. Князева, М. Д. Маханева программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,

-В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Т. Д. Рихтерман программа «Детство»,

-М. И. Навицкая программа «Наследие»,

-Н. А. Родин «Касимов-городец Мещерский»,

-В. П. Аникин «Живая вода» (сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок)

мы попытались спланировать содержание работы с детьми по данной теме с учетом интеграции задач образовательных областей (cоциально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие); изменить форму подачи учебного материала, вывести образовательную деятельность за рамки дошкольного учреждения; систематизировать полученный результат в методическое пособие для воспитателей нашего учреждения.

III. Основная (проектная) часть.

Этапы Проекта :

подготовительный этап: определение темы, постановка задач, подбор литературы, разработка НОД, сбор информации об участниках ВОВ в семьях воспитанников, взаимодействие со структурным подразделением дополнительного образования (библиотекой, подбор тематических бесед с использованием ИКТ, мультимедийных записей «Забытая старина», «Детям о войне», песен военных лет.

основной этап:

Март месяц:

1. Тематическая беседа с использованием ИКТ «Встреча со стариной» (особенности быта в старину).

2. Экскурсия в мини-музей учреждения «Устройство русской избы».

3. Просмотр отрывков из художественных фильмов «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Марья-искусница», «Илья Муромец».

4. Экскурсия в библиотеку «Встреча со стариной» (традиции на Руси).

5. Экскурсия в мини-музей учреждения «Русский самовар».

6. Художественно-эстетическое развитие (рисование) : «Роспись самовара».

7. Тематическая образовательная деятельность «Традиции чаепития на Руси».

8. Фольклорный праздник «Посиделки».

Апрель месяц:

1. Тематическая беседа с использованием ИКТ «По следам истории».

2. Экскурсия в библиотеку «Моя страна - моя Россия».

3. Тематическая образовательная деятельность «Символы Государства Российского».

4. Художественно-эстетическое развитие (аппликация) : «Флаг Российской Федерации».

5. Тематическая образовательная деятельность с использованием ИКТ «Великая Отечественная Война».

6. Просмотр мультипликационного фильма «Воспоминания о войне».

7. Художественно-эстетическое развитие (лепка) : «Солдат России».

8. Просмотр мультипликационного фильма «Детям о Великой Отечественной войне».

Май месяц:

1. Тематическая образовательная деятельность с использованием ИКТ «История Георгиевской ленточки».

2. Проведение акции «Я помню. Я горжусь».

3. Просмотр мультипликационного фильма «Маленькие герои большой войны».

4. Экскурсия в библиотеку «Дети - герои».

5. Тематическая беседа с использованием ИКТ «День Победы».

6. Проведение акции «Парад победителей».

7. Экскурсия к Мемориалу на площади Победы. Возложение цветов. Минута молчания.

8. Творческий вечер памяти: «Праздник со слезами на глазах».

заключительный этап: подведение итогов, работа с родителями, создание в учреждении мини-музея «Ничто не забыто, никто не забыт», книги памяти «Подвиг народа», выставка творческих работ воспитанников «Великая история Великой страны».

Для успешной реализации нашего педагогического проекта необходимо было создать особую предметно-развивающую среду, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; привлечение инновационных технологий, с помощью которых приобщение дошкольников к народным традициям, к историческим фактам, к событиям во время Великой Отечественной войны, сопровождалось показом соответствующих предметов, иллюстраций, образов.

Нами были отобраны следующие приоритеты:

создание атмосферы национального быта - окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств дошкольников, развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Подготовительный этап образовательной деятельности начался с посещения музея детского учреждения " Устройство русской избы». От каждой встречи со старинным бытом дети получали положительный заряд, радость и удовольствие, зажигались интересом к истокам русской национальной культуры.

широкое использование музыкального жанра (фольклора, частушек, патриотических композиций, песен военных лет, где как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности. Благодаря этому музыкальный жанр является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

знакомство с историей страны – особое внимание в основном этапе образовательной деятельности уделялось историческим фактам страны, символам государства, тяжелому периоду 1941-1945гг. Воспитанники в доступной форме знакомились с историческим прошлым государства, с подвигом, который совершил народ в годы Великой Отечественной войны.

сетевое взаимодействие с организациями культуры (библиотека) – образовательное учреждение активно взаимодействует с подразделением центральной детской библиотеки, что позволяет создать условия, способствующие развитию зрительного восприятия, интеллекта, коммуникации, личностных качеств дошкольников.

привлечение родителей – вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Очень важно для успешного воспитания патриотических чувств – установление доверительного делового контакта, между дошкольным учреждением и родителями. Активное вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности учреждения позволяет систематизировать работу детского сада с семьей.

IV. Выводы:

В результате проектной деятельности отмечался возросший интерес детей к русским народным традициям, к историческому прошлому нашей страны, появилось чувство сопереживания за наш народ, который пережил тяжелый период в годы Великой Отечественной войны, чувство гордости за подвиг народа, чувство патриотизма. Педагоги приобщали детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народным играм, к историческим фактам, музыкальному жанру.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Публикации по теме:

«Я помню! Я горжусь!» (фотоотчёт)«Я помню! Я горжусь!» (фотоотчёт) Я помню! Я горжусь! И преклоню колено, У мраморной стены, у Вечного Огня. И многие, как я, склонятся непременно, Ведь каждый, кто погиб,.

Долгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возрастаДолгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возраста Я люблю этот край С голубым небосклоном, С тихим шелестом трав. Птиц весеннюю трель. Я люблю этот край У казачьего Дона- Это мой уголок.

Фотоотчёт «Я помню! Я горжусь!»Фотоотчёт «Я помню! Я горжусь!» Приближается самый трогательный, душевный, патриотический праздник – День памяти и почестей. Память о великом единении миллионов самых.

Я помню, я горжусь!Я помню, я горжусь! В связи с семидесятилетием со ддня Победы в Великой Отечественной войне, я хочу написать о моём дедушке, ветеране войны. К сожалению,.

Я помню, я горжусьЯ помню, я горжусь Май призывает нас почтить память тех, чью жизнь круто изменила Великая Отечественная война. В судьбе моих близких это время тоже оставило.

Нравственно-патриотический проект «Хлеб — всему голова!» во второй младшей группеНравственно-патриотический проект «Хлеб — всему голова!» во второй младшей группе Краткосрочный, нравственно-патриотический проект на тему: «Хлеб – всему голова!»Проектная деятельность воспитателя 2 мл. группы Беленко.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Педагогический проект «Я помню! Я горжусь!»Педагогический проект «Я помню! Я горжусь!» Введение: Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило.

Проект «Я помню! Я горжусь!»Проект «Я помню! Я горжусь!» Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития.

Проект «Помню, горжусь» — посвященный Дню Победы для детей подготовительной к школе группыПроект «Помню, горжусь» — посвященный Дню Победы для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию цикл образовательных мероприятий, посвященных Дню Победы. Цель: уточнить и дополнить знания.

Автор публикации:
Нравственно-патриотический проект «Я помню. Я горжусь»
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 18:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД