МААМ-картинки

НОД «Зимующие птицы»

Надежда Алтынбаева
НОД «Зимующие птицы»

Цель: формирование представлений детей о зимующих и птицах.

Задачи:

Образовательные: уточнить, обобщить и расширить представления детей о зимующих и птицах, их образе жизни; формировать интерес к жизни птиц.

Публикация «НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие: формировать умение отгадывать загадки; формировать связную речь, расширять словарный запас детей понятиями: зимующие птицы, кочующие птицы, названиями птиц.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание оказать помощь, любознательность.

Направления образовательной деятельности: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

беседы, чтение худ. литературы, отгадывание загадок, выставка детских рисунков, рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильма.

Методы и приемы: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, демонстрация, объяснение, рассказ, беседа, игры, поощрение, чтение отрывков из стихов.

Материалы и оборудование:

Место проведения: групповая комната.

Воспитатель: Мы идем с тобой по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Повстречаться мы спешим,

Поздороваться хотим.

Снова встретились с тобой,

Топнем весело ногой,

Покачаем головой,

И помашем всем рукой.

Скажем: «здравствуй» мы друг другу.

Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и

затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда? А ведь мы — то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда? Давайте поможем сороке.

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.

Ребята, кто мы сегодня с вами будем?

Воспитанники: Орнитологи.

Воспитатель: Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Звучит запись «Голоса птиц».

Воспитатель: Ребята, да это птицы. Но где — же они? А вот и необычное дерево.

Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы.

Воспитатель: Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Скажите, кого вы здесь видите?

Воспитанники: Птиц.

Воспитатель: По каким признакам вы это определили?

Воспитанники: У них есть клюв, перья, лапы и т. д.

Воспитатель: Птички в этой стайке разные. Давайте познакомимся с ними поближе. Перечислите этих птиц.

Воспитанники: Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей….

Воспитатель: Как вы догадались, что это снегирь?

Воспитанники: Красная грудка.

Воспитатель: Как определили, что это сорока?

Воспитанники: Длинный хвост, белые бока.

Воспитатель: Как определили, что это ворона?

Воспитанники: Черная, большая.

Воспитатель: Как определили, что это синица?

Воспитанники: Желтая грудка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Почему?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Как назовем их, одним словом?

Воспитанники: Зимующие.

Воспитатель: Почему их так назвали?

Воспитанники: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель: А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Как же птицы согреваются в морозы?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее : холод или голод?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Почему?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму. Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.

Воспитанники: Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годится. У каждой птицы свой любимый корм. Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.

Чем питается?.

-Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.

-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).

-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.

-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

Воспитатель: Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.

Воспитанники: Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.

Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель: Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные. Загадки вы любите отгадывать?

Ответы воспитанников.

Проводится игра «Отгадайте загадки»

Воспитатель: И зимой найдет приют

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

Воспитанники: Снегирь.

Воспитатель: Окраской – серовата, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая.

Воспитанники: Ворона.

Воспитатель: В теплый край не улетают,

На морозе распевают.

Эти птички-невелички

Называются…

Воспитанники: Синички.

Воспитатель: Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама). Все время стучит

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

Воспитанники: Дятел

Воспитатель: Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!

Не робей! Я бывалый…

Воспитанники: Воробей

Воспитатель: Если воробьи нахохлились, притихли — будет снег.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая…

Воспитанники: Сорока.

Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли? А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.

Воспитатель: Вот птичка, так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Ни лебедь, ни утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка

Выводит птенцов

Только лютой зимой

Воспитанники: Клест.

Воспитатель: Клёст выводит своих птенцов — в январские морозы.

А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло…

Воспитанники: Сова.

Воспитатель: Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.

Давайте вы все будете маленькими птичками, кто-то один — совой.

Проводится физкультминутка «Сова».

С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

Воспитатель: Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? Ну, конечно, не всё.

Проводится игра «Верю – не верю».

Воспитатель: Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».

птиц тело покрыто шерстью.

-Тело покрыто перьями.

- Есть клюв.

-Птицы летают.

- Клесты выводят птенцов зимой.

- У синицы жёлтое брюшко.

- У воробья большой сильный клюв.

- У сороки короткий хвост.

- Для птиц самое страшное зимой – это голод.

- Клесты любят семена шишек.

-Синицы любят сало.

-Ворона-это маленькая птица.

Воспитатель: А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?

Проводится игра «Четвертый лишний» и дети объясняют свой выбор.

Игра ‘’Поломанные слова’’

Воспитатель: Нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы.

ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.

Составление рассказа «Зимующие птицы»

Воспитатель: Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.

Ребята, кто расскажет о синице… (сове, воробье, снегире).

Воспитанники рассказывают о птицах.

Воспитатель: А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу. Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.

Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,

Головкой повертела.

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.

Машем кистями рук. Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук. На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.

Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного. Машем кистями рук.

Воспитатель: Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе

Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. Обратите внимание на цвет оперенья.

Дети садятся за подготовленный стол.

Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).

Воспитатель: Мы с вами подпишем названия птиц. — Этот книгу мы поместим в группе.

Воспитатель: О каких птицах мы говорили?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Почему им надо помогать?

Ответы воспитанников.

Чтение детьми стихотворения А. Яшина. «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима…

Воспитатель: Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.

Что начинают делать птицы весной?

Воспитанники: Птицы начинают вить гнезда.

Воспитатель: А что же делают люди, ожидая птиц весной?

Воспитанники: Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях.

Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.

Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.

Большое вам спасибо! Желаю всем добра!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Зимующие птицы»Конспект НОД «Зимующие птицы» Конспект НОД «Зимующие птицы» Программные задачи:  Познавательное развитие:  - учить называть зимующих птиц, видеть сходство и отличия,.

Лэпбук «Зимующие птицы»Лэпбук «Зимующие птицы» Представляю вашему вниманию лепбук «Зимующие птицы». Подбирая материал к тематической неделе «Зимующие птицы», я распечатала картинки,.

Лэпбук «Зимующие птицы»Лэпбук «Зимующие птицы» Создание лэпбука "Зимующие птицы" стало завершающим этапом проектной деятельности с младшими дошкольниками. Другими словами - это продукт.

Лэпбук «Зимующие птицы»Лэпбук «Зимующие птицы» Реализация ФГОС требует от педагогов внедрения в свою практику всё больше новых технологий. Одним из видов проекта является ЛЭПБУК. Подготовка.

Лэпбук «Зимующие птицы»Лэпбук «Зимующие птицы» Чтобы заинтересовать своих воспитанников новыми знаниями, воспитателю необходимо постоянно искать новые идеи. Несмотря на трудоёмкость работы.

Макет «Зимующие птицы»Макет «Зимующие птицы» 12 ноября отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ. И к этому дню мы постарались создать для наших малышей макет кормушки с зимующими птичками. Кормушка.

Плакат «Зимующие птицы»Плакат «Зимующие птицы» Покормите птиц (Александр Яшин) Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их.

Проект «Зимующие птицы»Проект «Зимующие птицы» «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной.

Проект «Зимующие птицы»Проект «Зимующие птицы» Актуальность. Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные.

Проект «Зимующие птицы»Проект «Зимующие птицы» Образовательный проект : «Зимующие птицы» Д/С №196, группа «Солнышко» Выполнили воспитатели: Ожева Н. Н., Прилепко Е. А. Образовательный.

Библиотека изображений:

Публикация НОД «Зимующие птицы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Алтынбаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
НОД «Зимующие птицы»
Опубликовано: 17 января 2023 в 09:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД