Папки-передвижки

Конспект НОД «Животные Севера»

Елена Тарасова
Конспект НОД «Животные Севера»

«Животные Севера»

Цель: формировать знания о зиме на Севере.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

- формировать представления детей о Севере.

- закреплять знания детей о жизни животных зимой.

ОО «Речевое развитие»

Публикация «Конспект НОД „Животные Севера“» размещена в разделах

- Обогащать словарный запас детей новыми словами : полярная ночь, северное сияние, морж, морской котик, олень.

- активизировать использование в речи прилагательных.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- Рассмотреть пейзажи зимы в разных климатических зонах.

- Познакомить детей с колыбельной из мультфильма «Умка»

- Рассмотреть фотоиллюстрации животных севера.

ОО «Физическое развитие»

- Учить правильно выполнять движения, согласовывая их с текстом физминутки.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- провести дидактическую игру «Кто где живет?»

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Ход занятия

- Ребята, когда я была маленькая как вы, я жила на Севере в городе Мурманске. Я часто вспоминаю о своем детстве, о своих играх. Но особенно мне запомнилась зима. Она там особенная. Длится целых полгода. И очень очень холодная. Стоит полярная ночь. Целый день темно, как ночью. И только снег отражается от света уличных фонарей. Снега всегда было много премного. Он на Севере не тает зимой, потому что нет оттепелей. В детском саду на прогулке с друзьями зимой мы играли со снегом. Однажды мы с подружками решили построить снежную крепость. Только строили мы не так как вы. Мы выкапывали в огромных, глубоких сугробах небольшие углубления, которые для нас, маленьких детей, казались большими комнатами. И в этих снежных домах мы жили. Вы не поверите, но там было теплее, чем вверху. А все потому, что ледяной ветер не мог проникнуть в наше убежище. Там мы играми в игры, рассказывали друг другу различные истории. Конечно же вечером мы уходили домой, к маме и папе, но на следующий день возвращались к своим снежным домам. Иногда мы не находили свои постройки. Сначала для нас маленьких детишек, это было загадкой. Но потом мы узнали, что это метель прятала их под новыми сугробами. И приходилось нам снова выкапывать себе зимние домики. Еще часто катались на коньках прямо во дворе. Снег был везде и на детской площадке, и во дворе. Возле соседнего дома был расположен каток, я думаю, он и сейчас там есть. А ещё было очень много высоких ледяных горок, с которых я с удовольствием съезжала.

Иногда небо озаряло северное сияние. Это когда небо начинает светится различными цветами. Как же это красиво!

Вот как описывает полярное сияние один путешественник: "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".

Дети рассматривают северное сияние на картине.

Из моего детства мне очень нравится мультфильм «Умка», в котором рассказывается о белом медвежонке. Ведь на севере живут белые медведи.

Картинки из мультика

Показ игрушки

- А у меня дома, среди игрушек, есть маленький Умка, который напоминает мне о детстве. Я его очень люблю. Когда я беру медвежонка на руки, то сразу вспоминаю колыбельную медведицы. Давайте мы ее послушаем. Для этого я предлагаю закрыть глазки и представить, как мама-медведица берет медвежонка на руки и внимательно послушать, о чем же она поет.

Колыбельная медведицы

- о чем поется в песне?

- Как вы думаете, почему у северного медведя белая шерсть?

- А чем питаются белые медведи?

А хотите узнать, кто еще живет на Севере?

Самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном.

Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.

Это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову.

Что находится на его голове? Кокой он? – Ответы детей

Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени? - травой, мхом, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами

Вот мы видим, другое северное животное? Кто он ребята? - Белый медведь.

Какой он? – Ответы детей

Верно, но это ещё не все. Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, чем питается медведь? - Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Но, прежде чем знакомиться с другими животными, мы с вами должны согреться, ведь мы на Севере, где очень холодно.

Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною, мишка,

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

Морж – это тоже большое и сильное животное. Посмотрите, что есть у моржа? - Ответы детей.

Туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Знаете, чем моржи питаются? - Рыбой, рачками.

Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? - Это морской котик

Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног? - Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Котик - водное животное, и как вы думаете, чем он питается? - Рыбой

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А как вы думаете, почему детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

- Для того что бы быть незаметным для хищников.

- Правильно, Ребята, а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере?

- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Вот мы с вами узнали, как проходит зима на Севере.

И вот смотрю я за окно и не могу понять, какое же время года у нас?

-Почему нет снега?

-А почему снег растаял?

-И что больше его не будет?

-Может быть зима уже закончилась?

- Ребята, давайте сначала вспомним и назовём зимние месяцы. (Ответы детей)

- Сейчас только середина зимы. И все за один день может измениться. С севера подует холодный ветер, принесет тучи снежные, повеет на нас холодом.

Физминутка «Зима»

Здравствуй Зимушка Зима (кланяемся,

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (присели)

Иней серебристый (встали, руки вверх)

Лыжи, санки и коньки (имитация движений лыжника)

И на елку огоньки! (фонарики вверху).

Стихотворения о зиме.

Зима очень красивое время года. Многие поэты писали стихотворения о зиме. Давайте их послушаем.

Сергей Есенин «Береза» (Даша)

Иван Суриков «Зима» (Лида).

А теперь давайте вспомним, как зимуют наши животные.

Загадка первая:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Как вы думаете, сытым или голодным ложиться спать медведь? (Ответы детей)

Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле он согревает её губами и языком.

Загадка вторая:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки, который называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, мох, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик. Из мха и листьев ежик делает себе мягкую теплую зимнюю постельку. Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму. А проснется уже весной! Говорят, что ёж собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это не так. Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят его. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Из яблок выделяется кислота, которую очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит.

Следующая загадка:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это (Белочка)

А как зимует белка? (Ответы детей)

Прежде всего, готовясь к зимнему периоду, белки меняют свой окрас – из огненно-рыжей или черной их шубка становится серовато-рыжей, иногда с оттенком коричневого. Брюшко приобретает белую окраску. Кисточки на ушах, которыми так славятся белки, вырастают у них именно зимой – таким образом, они дополнительно утепляются. К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев.

Кто же придёт следующий?

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех (Волк)

Зимой волку приходится нелегко, они страдают больше от голода, чем от холода. Так как на зиму у волка вырастает теплый и толстый мех, который не дает животному замерзнуть.

А вот поймать добычу зимой намного проблематичней, волк не особо быстро бегает по мягкому и пушистому снегу, а ведь именно его быстрые ноги кормят. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»

Обычно волки собираются в стаю, чтобы было лучше поймать лося или еще какую-ту зверушку, обычно кто-то сидит в засаде, а другой волк загоняет жертву. Что еще раз доказывают, что они очень умные и организованные животные.

Бывает, что волки ходят в «гости» к людям, для того, чтобы поймать какую-то уточку или курочку, в общем выживают как могут.

Следующая загадка:

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?. (Лиса)

Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (Ответы детей)

Подготовка лисы к зиме начинается не с набора жира, как у медведей, к примеру, а отращивания более тёплой шубки. Зимой же чаще можно встретить лису там, где присутствует большое скопление мышей. Такая пища для нее является более доступной в это время года. Интересно то, что лисица способна слышать писк мыши на большом расстоянии (250 м, за полкилометра она слышит, как перебирает с ветки на ветку тетерев. Охотится лиса и за зайцами, а точнее зайчатами, так как они ещё не окрепли, и не способны развивать большую подвижность при бегстве от хищника. Если она наелась до сыта или у неё нет возможности доесть свой улов, она прячет ее в запас где-нибудь в лесу. К таким запасам лиса возвращается с приходом голода.

Кто же ещё к нам пришёл?

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? (Зайка)

Какие изменения произошли в жизни зайца?

Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег. Питается зайка корой деревьев, замёрзшей ягодой.

Речевая игра «Укрась слово»

Медведь какой, лиса, заяц, белка.

Составление коллажей

- Вашему внимаю я представлю два пейзажа. Вам необходимо заселить их обитателями.

- В заключении занятия, я хочу вам подарить раскраски из мультфильма «Умка», что бы у вас как у меня был свой замечательный белый медвежонок.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группеКраткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группе По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Интеграция образовательных.

Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.

Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера»Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера» У нас в средней группе, на прошлой недели, была очень интересная тема: "Животные севера". Хочу рассказать о некоторых моментах. Цель: 1.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера» Цель: Закрепление знаний детей о животных и птиц Севера, их внешнем виде, образе жизни их в природе. Закрепить умение аккуратно выполнять.

Лэпбук «Животные севера» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Животные севера» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой первый лепбук «Животные Севера». О том, что это не просто интерактивная папка, а эффективная.

Фотоотчет о педагогическом проекте «Животные Севера и жарких стран»Фотоотчет о педагогическом проекте «Животные Севера и жарких стран» В начале февраля у нас в саду завершился педагогический информационно-творческий, речевой проект «Животные Севера и жарких стран». Проект.

Проект «Животные севера и юга» (старшие-средние группы)Проект «Животные севера и юга» (старшие-средние группы) Место проведения: МБОУ СОШ №18 с. Тенгинка им. Суворова Воспитатель Серкина Александра Анатольевна Краткосрочный проект. Актуальность проекта.

Проект «Животные Севера: какие они?» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летПроект «Животные Севера: какие они?» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Продолжительность проекта – 1 неделя (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшей специальной.

Викторина в старшей группе «Животные Севера и жарких стран»Викторина в старшей группе «Животные Севера и жарких стран» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию методическую разработку - викторину, проведенную в старшей группе в завершение педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Животные Севера»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 13:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Животные Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Тарасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД