Получи документы

НОД «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Виктория Гмыря
НОД «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

НОД «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"

Оглавление

I.Введение….2

II. Содержание мероприятия…. 3 – 7

III. Результаты мероприятия…. 7

IV.Вывод…. 7 – 8

V. Заключение….8 – 9

VI. Приложение…. 10 – 16

I.Введение

Публикация «НОД „Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность НОД: Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: осознанно – правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывать потребность в созидании, творчестве.

Новизна: При планировании непосредственно образовательной деятельности (НОД) учитывала требования ФГОС ДОоб интеграции детских видов деятельности. В данной деятельности происходит интеграция речевого развития, познавательного, художественно–эстетического, физического и социально - коммуникативного. У детей развивалось умение давать ответы полными предложениям, делать несложные умозаключения, читать наизусть стихотворения Е. Шкловского «Смотрю на глобус – шар земной». Физическое развитие – это смена видов деятельности, когда дети передвигались из одной зоны в другую и физминутка. Познавательное развитие –это проведение опытов: опыт №1. Исследование рыбки в воде, №2. Исследование распускание кувшинки, №3. Исследование влияние на воду природного материала, №4. Исследование причин загрязнения воды. Художественно – эстетическое развитие -работа с карточками у доски и рисование природоохранных знаков. Социально – коммуникативное развитие – закрепление правил поведения в природе и придумывание своих природоохранных правил.

Практическая значимость: Данная непосредственно образовательная деятельность интересна тем, что в её процессе дети знакомятся с водоёмом, заполняют его обитателями (рыбками, растениями (кувшинками, узнают, что, в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Так же дети узнают, что природный материал (песок, камешки, опавшие листья с деревьев) не нанося вреда пруду, а мусор брошенный человеком (фантики от конфет, целлофановый пакет, пластиковые бутылки и т. п.) наносит большой вред водоёму, всем его обитателям и природе в целом. В данной непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с правилами поведения возле водоёма и создают (рисуют) природоохранные знаки.

Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе, как средству развития основ экологической культуры.

Задачи:

1. Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Контингент участников мероприятия:

Возраст детей6-7 лет, взята подгруппа в количестве 12 человек.

Методическое обеспечение:

-ёмкость с водой,

-кусочки пластилина,

-газировка,

-прозрачная стеклянная ёмкость,

- бумажные кувшинки, камушки,

-песок,

-камешки,

-листья,

-фантики от конфет,

-целлофановый пакет,

-рисунки: фантиков от конфеты, целлофанового пакета, пластиковой бутылки, камней, листьев и песка,

-атрибуты для рисования запрещающих знаков (листы бумаги и фломастеры).

II. Содержание мероприятия

Мотивация НОД:

-Жил-был маленький Прудик, такой чистый и красивый, но ему было скучно и одиноко одному. Он мечтал о том, чтобы в нём поселились золотые рыбки, росли красивые кувшинки.

-Дети, вы хотели бы помочь прудику и исполнить его мечты?

(Ответы детей)

Опыт 1. Исследование рыбки в воде.

ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы с минеральной водой, рыбки из кусочков пластилина.

-Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него золотых рыбок сделанных из пластилина.

-Почему рыбки опускаются на дно стакана?

(Ответы детей)

-Да, они тяжелее воды, поэтому опускаются на дно пруда.

-Зачем рыбки поднимаются наверх?

(Ответы детей)

-Как вы думаете, для чего рыбки опускаются на дно?

(Ответы детей)

-Почему всплывают и снова опускаются?

(Ответы детей)

ВЫВОД. Рыбкам в воде нужен воздух, поэтому они поднимаются на поверхность воды и вдыхают его. Прудику было весело и хорошо.

А ещё Прудику хотелось, чтобы в нём росли красивые цветы - кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то можно увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы (см. приложение №1,с. 10).

Опыт 2. Исследование распускание кувшинки.

ОБОРУДОВАНИЕ: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

-Опустите кувшинки на воду. Что происходит?

(Ответы детей)

-Лепестки цветов распускаются. Почему?

(Ответы детей)

-А если бы это были настоящие живые кувшинки, почему тогда их лепестки раскрываются?

(Ответы детей)

ВЫВОД. С рассветом пробуждается природа (см. приложение №2, с. 10).

Опыт 3.Исследование влияния на воду природного материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: песок, камешки, листья с деревьев.

-Но однажды подул сильный ветер.

(Предлагаю подуть на воду в тазу так, как это делает ветер).

-Что стало с водой?

(Ответы)

-В Прудик попали мелкие камушки, песок, листья с деревьев.

1. Бросаем в воду камешки и наблюдаем, как на воде образуются круги.

- Где оказались камушки?

(Ответы детей)

2. Насыпаем в воду песок и подождем некоторое время.

-Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной?

(Ответы детей)

3. Бросим в воду листья.

- Что происходит с листьями в воде?

(Ответы детей)

-Как вы думаете, хуже стало Прудику от того, что в воде оказались камушки, песок, листочки?

(Ответыдетей)

-Конечно, нет, природный материал не приносит вреда Прудику.

Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, кувшинки, но и песок, камешки, листочки. И рыбкам хорошо жить в таком пруду (см. приложение № 3, с. 11).

Физминутка:

Рыбки в прудике живут,

Вверх и вниз они снуют,

По команде 1,2,3,

Выпускают пузыри.

И кружатся и шалят,

И хвостами шевелят.

Опыт 4.Исследование причин загрязнения воды.

ОБОРУДОВАНИЕ: фантики от конфет, целлофановый пакет, пластиковая бутылка.

-Выглянуло солнышко, и Прудик заулыбался еще сильнее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись, ели конфеты, пили газировку. Фантики от конфет они бросали в воду и целлофановый пакет, в котором лежали конфеты, и пустую бутылку от газировки тоже бросили в воду.

(Бросаем в таз фантики, пакет, бутылку).

-Где в ней находятся фантики? Пакет? Пластиковая бутылка?

(Ответы детей)

-Видны ли теперь камешки в пруду?

(Ответы детей)

-Прудику сделалось плохо, и он загрустил. А теперь понравится золотым рыбкам жить в такой воде?

(Ответы детей)

- А кувшинкам расти в таком пруду?

(Ответы детей)

- Я предлагаю вам сделать доброе дело и очистить пруд от мусора. Возьмите целлофановые перчатки и уберите мусор в ёмкость для мусора (см. приложение № 4, с. 11 – 12).

Продуктивная деятельность «Природоохранный знак».

-А теперь давайте зачеркнем рисунки тех предметов, которые нельзя кидать в пруд (см. приложение № 4, с. 12).

(Самостоятельная деятельность детей)

-А какой знак вы бы придумали еще, чтобы люди не загрязняли водные объекты? Я предлагаю вам нарисовать придуманный вами знак (см. приложение №5, с. 13 – 14).

(Самостоятельная деятельность, анализ нарисованных знаков).

Чтение стихотворения.

Воспитатель берет глобус в руки, обращается кдетям:

-Я предлагаю прочитать вместе со мной стихотворение Е. Шкловского «Смотрю на глобус – шар земной» (предварительно выучив его с детьми).

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Итог НОД:

- Чем вы сегодня занимались?

(Ответы детей)

- Что особенно вам запомнилось?

(Ответы детей)

III.Результат мероприятия

Было осуществлено путешествие с детьми в сказку и осуществились мечты маленькому Прудика: его наполнили золотыми рыбками и белоснежными кувшинками, помогли в трудной ситуации и очистили его от мусора, нарисовали запрещающие знаки для людей, которые будут гулять возле маленького прудика. Воспитанники узнали, что кроме естественных водоемов на нашей планете есть и искусственные – созданные руками человека. В этих водоемах также как и в естественных развивается жизньи человек должен заботиться о чистоте всех водных объектов, которые есть на нашей планете, не загрязнять их, а сохранять. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

IV.Вывод

Цель НОД выполнена.

В процессе опыта №1. Исследование рыбки в воде – была исследована жизнь рыбок в водоёме, где рыбки плавали не только под водой, но и поднимались на поверхность, чтобы набрать воздух, а затем снова опускались под воду, чтобы плавать и искать корм. При помощи эксперимента была создана ситуация, приближенная к естественным условиям обитания рыбок в водоеме.

В процессе опыта №2. Исследование распускание кувшинки – дети узнали, что «С первыми лучами солнца пробуждается природа» и поэтому на поверхность пруда всплывают и распускаются кувшинки, а с заходом солнца они закрывают бутоны и снова прячутся в воде, чтобы лепестки цветов прохладной ночью не замёрзли. И снова появятся эти цветы на следующий день с первыми тёплыми лучами солнца.

В процессе опыта№3. Исследование влияния на воду природного материала -дети усвоили, что природный материал, такой как песок, камни, упавшие в воду листья с деревьев не приносят вреда водоёму, а наоборот пользу – в пруду образуется почва, в которой живут микроорганизмы, которыми питаются рыбки, растут растения (водоросли, водные цветы, из листьев получается прекрасный перегной необходимый почве.

В процессе опыта №4. Исследование причин загрязнения воды были усвоены правила поведения у водоёма: «Всем людям надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений».

В процессе продуктивной деятельности была проведена работа у доски с карточками, где ребёнок исключил путём зачеркивания, предметы, наносящие вред водоёму и природе в целом. Так же в процессе самостоятельной работы дети нарисовали природоохранные знаки для людей, которые будут гулять возле водоёма.

Непосредственно образовательная деятельность была закончена чтением стихотворения Е. Шкловского «Смотрю на глобус – шар земной», призывающим беречь природу на всём земном шаре.

Проблема, возникшие при проведении НОД заключались в том, что заранее было нужно выучить наизусть стихотворение с детьми подготовительной группы, где я не являюсь их воспитателем (НОД проводила не на своей группе). Так как НОД проводила в зимнее время, возникли сложности с материалами необходимыми для проведения опыта №3. Исследование влияния на воду природного материала, было сложно найти песок, сухие листья деревьев, камни.

Большинство детей были активны в познавательной, экспериментальной, продуктивной деятельности. Ребята могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

V.Заключение

- Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе, что отражено в природоохранных знаках, которые придумали сами дети.

- Развивалась поисковая деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

- У детей сформировалось представление о воде,как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

- Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.

- Развивалисьтворческие способности детей в процессе рисования природоохранных знаков.

-В процессе НОД воспитывалось бережное отношение к водным ресурсам.

Считаю, что при проведении НОД существенных ошибок мною допущено не было.

В следующий раз при проведении данной непосредственно образовательной деятельности с другим контингентом детей, считаю необходимым добавить больше опытов, так как занятие заняло меньше положенного времени для данного возраста.

Лучше всего НОД по данной теме проводить в начале учебного года, а не в середине, когда у детей нет ещё таких глубоких знаний в области экспериментирования.

Перспективу для данной непосредственно образовательной деятельности вижу в том, чтобы более широко представить детям жизнь обитателей пруда (уток, рыбок, лягушек, водных насекомых; животных живущих на дне пруда – рачков, моллюсков; насекомых прилетающих к пруду – бабочек, комаров, стрекоз). Более подробно изучить жизнь водоёма с детьми подготовительной группы.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Экологическая сказка-инсценировка для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Цель: через участие в спектакле создать условия.

Экологическая сказка «Красивые грибы» для детей дошкольного возрастаЭкологическая сказка «Красивые грибы» для детей дошкольного возраста Экологическая сказка "КРАСИВЫЕ ГРИБЫ" Автор: воспитатель I КК Афанасьева Марина Вячеславовна В лесу жил Ежик. Он был маленький, но очень.

Экологическая сказка «Маленькое солнышко» для детей старшего дошкольного возрастаЭкологическая сказка «Маленькое солнышко» для детей старшего дошкольного возраста Мать-Земля тихонько пела колыбельную песню. Спали её детки: маленькие зёрнышки, они так сладко спали, в своих колыбельках, что не слышали,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 мая 2020 в 20:45
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Гмыря на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД