Получи документы

Конспект НОД «Вот глубинка России, Чернухинский край!»

Светлана Моторина
Конспект НОД «Вот глубинка России, Чернухинский край!»

Цель: Расширять представления детей о родном селе.

Задачи:

Образовательные:

. Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, детский сад) и достопримечательностями села.

. формировать знания детей о родном селе о названии некоторых улиц.

Развивающие:

. Развивать познавательный интерес к малой родине, желание больше знать о родном крае.

. Развивать воображение, связную речь, память, логическое мышление в процессе дидактической игры.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД „Вот глубинка России, Чернухинский край!“» размещена в разделах

. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

. Воспитывать гордость за своё село, любовь к месту, где живёшь, её природе.

Ход занятия:

1. Приветствие в круге:

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина», на экране слайды с изображением достопримечательностей села.

Воспитатель:

- Ребята, вы узнали достопримечательности какого села показаны на этих картинках? (ответы детей).

Воспитатель:

- Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить? (ответы детей).

Воспитатель:

- Да, говорить мы будем о нашем селе Чернуха, о нашей малой Родине.

Ребё нок:

Есть Чернуха – сторонка родная,

Мне на веки родное село.

Здесь зарёю весенней сверкая,

Моё бойкое детство прошло.

Чернухинский край, дорогие просторы,

Хороводы берёз над рекой голубой,

Ничто не сравнится с родимой сторонкой,

Ничто не сравнится с Чернухой родной.

Воспитатель:

- Вам нравится наше село? Чем оно нравится? (ответы детей).

Воспитатель:

- Хороша, Россия! На многие тысяч километров раскинулась она во все стороны. Много, ох как много на ней сторон и сторонок. Велика наша Родина. Но у каждого человека, живущего на планете. Есть своя малая Родина. Родина – это то место, где ты родился и живёшь со своими родителями. Это дом, речка, лес и родной двор. Родина-это наше родное село Чернуха и нет для нас милее и краше его.

Чернуха – село самобытное, известное своими мастерами, талантливыми людьми издавна. История нашего края уходит в далёкое прошлое.

Первыми поселенцами нашего села были Чернухинцы – выходцы из Керженских лесов, которые, спасаясь от преследования властей, вынуждены были уходить в дремучие леса. А наш край славен лесами. Вот они и избрали его для своих поселений. Отсюда и название села – Чернуха. Много сот лет тому назад, на, островках, кругом в воде, на небольшой поляне появились убогие хижины. Представьте тесную и тёмную хибарку. На середине пола костер с тлеющими углями, он заменяет печь. Огонь поддерживали постоянно. Лишь несколько позже в эту глушь начали заглядывать торговцы, которые завозили серу. Из неё крестьяне делали самодельные спички. В крошечные окна вместо стекла вставляли выскобленные плёнки из внутренностей животных. Постепенно село стало расти и развиваться. Основной вид занятий людей стало хлебопашество. Мужчины были большими мастерами – плотниками, пильщиками. Женщины –мастерицы ткали холсты, половики, стегали одеяла. В Петров день в селе проводили ярмарку с песнями, плясками, хороводами. Давайте и мы с вами встанем в хоровод и споём песню.

Хоровод «Ой вы гостюшки дорогие»

Воспитатель:

- Росло и развивалось наше село, сейчас это одно из красивейших мест в Арзамасском районе, расположено оно в окружении лесов и полей.

- Ребята, а какие деревья растут в наших лесах мы попробуем назвать.

Игра «С какого дерева лист?»

Воспитатель:

- Наше село расположено на реке Чернушка, которая является притоком реки Серёжа. В реках водилось много рыбы. А в лесах животных в частности лосей, которых в здешних лесах было великое множество.

Игра «Рыбы, птицы, звери»

Воспитатель:

Расти, цвети, любимоё село!

С годами краше становись!

Ведь ты нам очень дорого

В тебе судьба и наша жизнь!

- Сейчас в нашем селе 19 улиц и переулков. Из улиц основная улица Ленина. Есть улицы связанные с писателями, например ул. Гоголя. Улица Железнодорожная связана с принадлежностью к железной дороге. Советская улица небольшая по населению, но отличается тем. Что у каждого двора цветник.

- Ребята, расскажите, пожалуйста, на каких улицах живёте вы? (Дети рассказывают на каких улицах живут).

Воспитатель:

- А вот раньше каждая улица, каждый переулок имел своё народное название. Уж очень яркие характеристики давали жители своим улицам. Главная улица села, улица Ленина делилась раньше на 4 части: Скорятино, Конец, Центральная, Табаково. Скорятино, потому, что здесь жили переселенцы из села Скорятино Арзамасского района. В центре села у памятника –Конец. Дальше Центральная. И наконец - Табаково. Здесь земли были очень плохие, неплодородные. Сажали один табак, на этой улице впервые начали курить.

- Теперешнюю улицу Карла Маркса образовали 3 улицы. На первой улице мастера делали челноки для ткацких станков, поэтому она называлась Челночихой. На второй – много прудов, около них росли деревья, на те деревья прилетали птицы, отсюда произошло название Гагариха. И третья – Знобиловка. Бушевали там страшные ветры, дули отовсюду: с поля, с реки. Людей брал озноб.

- Раньше на улицах, да и сейчас, конечно, дети собирались гурьбой и играли в разные игры. Я вам предлагаю тоже поиграть. Ребята вставайте в круг. Мы с вами поиграем в одну из таких игр. Она называется «Прялица».

Народная игра «Прялица»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Уж ты, прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Под любую народную мелодию они выполняют несколько танцевальных движений, затем вместе встают в круг играющих. Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»). После окончания игры дети садятся.

Звучит аудиозапись песни «Земля в иллюминаторе» (Появляется инопланетянин).

Инопланетянин:

- Здравствуйте ребята! Я житель другой планеты. Из космоса, мои друзья, сделали фотографии с изображением достопримечательностей вашего села, изготовили игру «Собери картинки», предложили мне поиграть, но у меня ничего не получается, помогите, пожалуйста.

Воспитатель:

- Конечно же, дорогой друг, мы тебе поможем. Наши ребята хорошо знают родноё село.

Игра: «Собери картинку».

(Дети собирают картинки и рассказывают о достопримечательностях села).

Ребё нок:

- Это главное здание нашего села. Здесь работают руководители, которые отвечают за благосостояние нашего села. На здании укреплён флаг России.

2 картинка.

Ребё нок:

- В этом доме нет дошкольников.

В этом доме много школьников.

Учатся читать, писать,

Задачки сложные решать.

3 картинка.

Ребё нок:

- Это Дом культуры. Сюда люди приходят отдыхать.

Ребё нок:

Это наша участковая больница.

Друзья, когда вы заболели,

То не молчите, в самом деле,

Всё должен воспитатель знать,

Чтоб к вам скорей врача позвать.

Главная улица начинается от станции «Серёжа».

…Электрички, поезда прибывают все сюда.

Здесь билеты продают, провожают здесь и ждут.

Ребё нок:

Музей нам очень дорог!

Мы любим здесь бывать!

Ведь всё о нашем крае

Он может рассказать.

Ребё нок:

Давно кончилась война, но мы помним тех, кто не жалел своей жизни ради нас.

Не забыть как это было …

Всколыхнулась вся страна,

До Чернухи долетело

Слово грозное «война».

8 картинка.

Ребё нок:

Рано утром детский малышей встречает.

Ты похож на чудо-птицу

Мой красивый детский сад,

Здесь играть и веселиться

Я с друзьями очень рад!

Воспитатель:

Ребята, давайте покажем нашему гостю как мы играем.

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Поклонились, выпрямились,

Поклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!

Дети садятся (инопланетянин спрашивает).

Инопланетянин:

- Ребята, а что у вас находится за селом? Я видел там работает много техники – бульдозеры, погрузчики, огромные самосвалы.

Воспитатель:

- Возле села Чернухи, на берегу Синдальского озера, находится известняковый карьер, где добывают природный материал доломит. С давних времён жители использовали бутовый камень для фундамента зданий и щебень для мощения дорог, выжигали известь для побелки печей и стен.

- В настоящее время ЗАО «Кварц-НН» произвело вскрытие карьера (снят верхний слой земли, покрывавший слои доломита) и организовало производство по переработке доломитов. Добываемый и перерабатываемый доломит Чернухинского месторождения используется для производства стекла, в строительной сфере в виде декоративно-облицовочного материала, является сырьём для производства цемента, гипсовых смесей и в производстве резиновых изделий, служит в качестве бутового камня и щебня для бетона. В сельском хозяйстве также не обошлось без использования доломита. В виде доломитовой муки он служит как дробилка, устраняющая кислые почвы, делая её более рыхлой и плодородной.

В заключение хотелось бы сказать о доломите несколько слов напрямую не связанных со строительством. Издавна этот минерал считался мужским камнем. Его считали амулетом, приносящим удачу во всех делах.

На предприятии «Кварц – НН» работают многие ваши родители и труд каждого из них важен и незаменим никакими машинами, вы должны гордиться ими.

Инопланетянин:

- Спасибо за интересный рассказ, за заочное путешествие по достопримечательностям вашего села. Теперь я понимаю, почему вы все любите свою малую Родину.

Воспитатель:

Чернухинский край, песни льются раздольно и просто.

Мы одну из них споём – про нашу русскую берёзку.

Хоровод «Русская берёзка».

Воспитатель:

Расти, цвети, любимоё село!

С годами краше становись!

Ты дорого Чернухинцам,

В тебе судьба и наша жизнь!

Воспитатель:

(Держит в руках венок из берёзовых листьев).

- Я хочу пожелать нашему селу и всем живущим здесь людям жить долго и счастливо.

- А вы, ребята, что хотите пожелать? (Дети высказываются, передавая цветок друг другу).

- Понравились ли вам пожелания товарищей? Что чувствовали при этом?

Воспитатель:

- Я очень рада, что вы испытывали теплоту, доброту, счастье. Давайте всем этим поделимся с нашим гостем. Протянем к нему свои ладошки и подарим частичку доброты, теплоты наших с вами сердец и нашего любимого села Чернухи. Чтобы ему ещё раз захотелось здесь побывать и повстречаться с такими чудесными ребятками.

Воспитатель:

- Ребята, мы сегодня вспоминали прошлое нашего села, говорили о настоящем. А как вы думаете, каким будет наше село в будущем? Какие картинки себе представляете? (Ответы детей).

- Пофантазируйте вместе с родителями и нарисуйте рисунок «Моё любимоё село в будущем». Из ваших работ мы оформим выставку, которую смогут посмотреть и друзья, и родители.

(Дети слушают задание. Настраиваются на выполнение задания дома или в свободноё время в детском саду).

Воспитатель:

Перестук поездов над Серёжей рекой,

Отражается небо в воде синевой,

Тишина над рекой, убегающей вдаль –

Вот глубинка России, Чернухинский край!

Публикации по теме:

«Якутия моя — один лишь край России». Праздник в старшей группе, посвященный Дню образования Республики Саха (Якутия)«Якутия моя — один лишь край России». Праздник в старшей группе, посвященный Дню образования Республики Саха (Якутия) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чоппууска» «Якутия моя – один лишь край России». (сценарий.

«Мой край — Мордовия моя» Тема: «Мой край - Мордовия моя» Программное содержание: - Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях,.

Совместная образовательная деятельность к Дню России в старшей группе «Мы живем в России!»Совместная образовательная деятельность к Дню России в старшей группе «Мы живем в России!» Совместная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Мы живем в России!» Составитель: Фатхиева А. М., воспитатель МАДОУ № 408.

Итоговое занятие в подготовительной группе «Моя Родина — Россия, край родной мой — Тульский край» Моя Родина России, край родной мой – Тульский край. Итоговое занятие в подготовительной группе. Программное содержание: - обобщить знание.

Праздник к Дню России «Нет Родины краше России»Праздник к Дню России «Нет Родины краше России» Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного воспитания, ведь детство– самая благодатная.

Проект «Мой край» Проект "Мой край" - Вид проекта: среднесрочный (1неделя) Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физ.

Проект «Наш Коми край»Проект «Наш Коми край» Проект «Наш Коми край» Вид проекта: познавательно – игровой. Продолжительность: среднесрочный (с 25 февраля 2015 г. по 20 марта 2015г.).

Развлечение «Край любимый, край чувашский» 1 ведущий. Знаете ли вы страну такую, Древнюю и вечно молодую, Где в лесах тетерева токуют, Словно песней сердце околдуют. Знаете ли вы.

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

«Урок России». Сценарий праздника, посвящённого Дню России МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» Цель: развитие у детей чувства патриотизма и любви к Родине; закр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Вот глубинка России, Чернухинский край!»
Опубликовано: 13 октября 2015 в 14:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Вот глубинка России, Чернухинский край!»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Моторина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД