Лучший педагог года

НОД в старшей группе «Дикие животные зимой»

Наталья Ефимова
НОД в старшей группе «Дикие животные зимой»

Цель: Закреплять знания детей о том как зимуют звери в лесу, их характерные признаки внешнего вида, повадки, образ жизни зимой. Уточнить понятие-«Дикие животные». Учить детей различать следы животных.

Задачи:

образовательные: сформировать представление об особенностях жизни диких животных в зимнее время;

Публикация «НОД в старшей группе „Дикие животные зимой“» размещена в разделах

воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, животным, обитающим в лесах; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность; воспитывать и развивать у детей природоохранительные умения и навыки правильного поведения в природной среде.

развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей; развивать умение слушать партнёра, считаться с его суждением.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов о животных, чтение художественной литературы о природе, загадывание загадок, беседы о правилах поведения в природе, рисование животных.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных. Изображение следов животных.

Ход совместной образовательной деятельности

Воспитатель:

Ребята послушайте внимательно стихотворение.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно

Воспитатель: Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ответ детей

Воспитатель: А какое время года у нас сейчас?

Ответ детей

Воспитатель: После, какого времени года к нам приходит зима?

Ответ детей

Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы?

(деревья без листьев, холодно, идёт снег, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет, уменьшился световой день, люди надели тёплую одежду.)

Воспитатель: Какие месяцы зимы вы знаете? Назовите мне их по порядку?

Ответ детей

Воспитатель: В старину ребята декабрь называли «Хмурень», как вы думаете почему?

(Потому-то, что он хмурый бессолнечный месяц, дни короткие ночи длинные и смеркается рано.)

Воспитатель: Январь в старину называли «Лютень» почему?

(Потому, что в этом месяце лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег).

Воспитатель: А февраль называли в старину «Снеговеем»,

Почему?

(Потому, что кружатся метели и вьюги, заметая леса и поля.)

На землю пришла белая и холодная зима, с лютыми морозами и холодными вьюгами. Лес уснул, потонул в снегу. И спрятались под снегом плоды и семена, корни растений. Нет ни сочной травки, нет грибов и ягод, т. е. всего того, чем так любят питаться звери в лесу. Для них наступила суровая пора.

Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?

Дети: В лесу живут: волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, дикий кабан т д.

Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом? (Дикие.)

Воспитатель: А почему их называют дикими?

(Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу. И самостоятельно заботятся о своем потомстве.)

Воспитатель: Ребята,а давайте отправимся в зимний лес и посмотрим, как зимуют в лесу дикие звери (Ответ детей)

Воспитатель: Ребята, а если мы отправимся в зимний лес какие правила поведения мы должны выполнять, давайте их вспомним

(нельзя рубить деревья, ломать ветки деревьев и кустарников, в лесу нельзя кричать, нарушать тишину леса, нельзя разорять гнезда, оставлять мусор.)

Воспитатель: А на чём можно добраться до зимнего леса? (на лыжах)

Мы с вами отправимся в лес на лыжах, потому что там очень много снега.

- Думаю нам нужно потеплее одеться, ведь в зимнем лесу очень холодно.

- Что нам нужно надеть?

(Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапку, варежки.)

Воспитатель: Встаём на лыжи, берём в руки палки. Ребята идём строго друг за другом, чтоб нам не потеряться.

(Дети встают и под «хруст снега» имитируют ходьбу на лыжах за воспитателем.)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, какой красивый лес! А какой чистый воздух. Давайте подышим морозным, лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика)

Сколько здесь много снега. Лес, как будто, спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Давайте присядем на старое поваленное дерево (скамейки) и отдохнём. Посмотрите, а на поваленных деревьях тоже лежит снег. Давайте, возьмем его в руки, положим на ладонь и сдуем его (дыхательное упражнение). Ну, а теперь, сядем.

1. Ребята, чьи это следы?

Ответы детей.

- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора.

(Заяц)

(Воспитатель показывает картинку с изображением зайца.)

Воспитатель: Заяц меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Заяц питаются корой деревьев и кустарников. У него очень много врагов: волки, рыси, лисицы, совы. Но нелегко догнать зайца. От врагов его спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если враг его догонит, он будет отбиваться лапами и кусаться.

Воспитатель: Ой, ребята смотрите, кто здесь под елочкой сидит (Это зайчик).Не бойся маленький,мы тебя не обидим. Ребята,он наверное кого-то испугался и под елкой спрятался. Давайте посмотрим,может ещё чьи-то следы увидим.

2. Смотрите! А вон там, чьи-то следы!

(появляется изображение следов белки)

- Как вы думаете, чьи это следы. Кто это?

Ответы детей.

- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка)

(Воспитатель показывает картинку с изображением белки.)

Воспитатель: Как называется домик белки (Дупло).

Воспитатель: Белочка не боится зимы. У неё очень тёплая шубка. Зимой она серенькая, а к лету станет рыжая. Она ловко прыгает по веткам. Белки едят ягоды, фрукты, орехи, грибы, могут питаться насекомыми, яйцами птиц. На зиму белка делает запасы, складывает в дупла, гнезда, под корой. Зимой она свои запасы ищет, но не всегда находит. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

3. Ещё чьи-то следы

Как вы думаете, чьи это следы?

Ответы детей.

- А чтобы узнать правильный ли вы дали ответ, послушайте загадку:

Размером она с небольшую собаку,

Но может, как волк, она броситься в драку.

Стоячие уши и хищные зубы.

Из меха пушистого рыжая шуба.

Полевки лесные – объект ее пищи.

Плоды, насекомых в лесу она ищет…

Боится ее вся домашняя птица.

Как имя же рыжей плутовки?

(Лисица)

(Воспитатель показывает картинку с изображением лисы.)

Воспитатель: Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую нору в лесу и там живет. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи.

4. Ребята, чьи это следы?

Ответы детей.

(Включить запись воя волков)

Воспитатель: - Что это, дети?

Это воют волки.

(Воспитатель показывает картинку с изображением волка)

Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под ёлкой. Он волков напугался.

Дети, сидите тихо, а то волки придут сюда. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут. (Беседа о волках).

Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются - логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных и поэтому их называют санитарами леса. Волк может за раз съесть до 10 кг мяса. Эти животные очень выносливые и без еды могут обходиться более двух недель.

Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.

5. (Воспитатель показывает изображение берлоги медведя)

- Ребята, посмотрите, а это что за гора, как вы думаете? (Берлога медведя).

Воспитатель: Медведь самый крупный хищник. Его высота может достигать 3 метров. Летом он хорошо питается, любит мёд, ягоды, грибы, рыбу. Накапливает жир, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун. (Воспитатель показывает картинку изображением медведя – шатуна) и включает звукозапись рева медведя.

Воспитатель: – Такой проснувшийся зимой медведь очень опасен.

Воспитатель: Ребята, а какие звери также как медведь впадают в спячку.

Барсук, еж, суслик.

Воспитатель: Ребята давайте пойдём дальше, чтоб не разбудить медведя.

6. Вот ещё чьи-то следы? Как вы думаете, чьи они (Это следы лося)

— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Поэтому люди помогают лосям и другим травоядным животным выжить зимой в лесу устраивают для них «столовые», подкармливают животных сеном,ветками и рассыпают соль, это лакомство для лосей.

Воспитатель: Ну, вот по лесу погуляли, свежим воздухом подышали. Ребята давайте зайчика вернем под ёлочку. Но сначала сделаем для него угощение. (Лепка из пластилина морковок) Не будем тревожить лесных зверей. Пора возвращаться в класс

(Дети под звукозапись «хруст снега» имитируют езду на лыжах.)

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись, снимайте лыжи и теплую одежду.

Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Что мы видели в зимнем лесу. (Ответы детей)

Теперь можно и поиграть.

Физкультурная минутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,

Тянет лисонька свой нос. (Руки на поясе, наклон вперёд)

Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

Коллаж «Как живут звери в лесу»

Цель: закрепить знания о животных и их повадках.

Ватман с изображением зимнего леса. На столе картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д. ) Предложить детям наклеить картинку с животным, согласно с его образом жизни зимой. Например: медведя в берлогу; белку на дерево, возле дупла; ежа в норку, зайца возле куста и т. д. Когда коллаж будет готов, обсудить с ребятами чем же занимается каждое животное на картине. (выполнение задания детьми)

Воспитатель подводит итог - Вот теперь, ребята, я вижу, что вы хорошо знаете диких животных, которые обитают в лесу. Знаете их следы, повадки, чем питаются.

Публикации по теме:

Беседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группеБеседа «Дикие животные зимой» в подготовительной группе Цель: систематизирование знаний детей о жизни диких животных зимой. Задачи: - расширять и углублять представления детей о зиме и диких животных;.

Коллективная работа в технике смешанной аппликации «Дикие животные зимой» в младшей группеКоллективная работа в технике смешанной аппликации «Дикие животные зимой» в младшей группе Цель: Формировать и расширять представления детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, среде обитания, об изменяющемся окрасе.

Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой» Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой» Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. " Цель: Продолжать формировать.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Дикие животные зимой» Тема: «Дикие животные зимой» Цель: Прививать детям любовь к диким животным, птицам; способствовать изучению их образа жизни, повадок; Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру «Как дикие животные живут зимой» в подготовительной группе Конспект занятия по окружающему миру. Тема : «Как дикие животные живут зимой». В подготовительной группе. Цель : Формирование знаний о жизни.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Библиотека изображений:

Публикация НОД в старшей группе «Дикие животные зимой» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Ефимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
НОД в старшей группе «Дикие животные зимой»
Опубликовано: 20 января 2024 в 05:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД