Лучший педагог года

Конспект НОД в подготовительной группе «Четыре природных стихии»

Ирина Софронова
Конспект НОД в подготовительной группе «Четыре природных стихии»

Цель: Познакомить детей с природными стихиями.

Задачи:

• Расширять представления о явлениях окружающего мира

• Рассмотреть четыре стихи в многообразии их проявлений и в связи с человеком.

• Формировать представления о роли стихий в жизни человека.

• Активизировать речь, мышление, развивать умение анализировать

• Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру, бережное, осознанное, заботливое отношение к природе.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Четыре природных стихии“» размещена в разделах

Материалы: картинки о стихиях, катаклизмах: шторм, ураган, извержение вулкана, землетрясение, символы «воздуха, воды, огня, земли».

Ход.

Воспитатель показывает детям соединенный стрелкам с символами «Воды»,

«Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;

Воспитатель предлагает детям по очереди взять по одному кругу, на которых изображены символы: воздуха, воды, огня, земли.

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас возьмет в руки круг (с обратной

стороны нарисованы символ «воды, воздуха, огня, земли»)

Воспитатель: У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие

«Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю».

Воспитатель предлагает детям встать вокруг таких же символов на ковре.

(Воспитатель встает в центре ковра)

Игра «Кого назову, покажи свой символ»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы проверим, какие вы внимательные, и

правильно ли вы запомнили символы. Если я скажу «Вода», поднимают

символ те дети, у которых на кружке изображена вода (аналогично «Воздух»,

«Огонь», «Земля»)

Воспитатель: вам знакомо выражение «Солнце, воздух, земля и вода нам

полезные всегда»?

Дети: Да!

Воспитатель: Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек.

А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней?»

Дети: воздух, вода, солнце (огонь, земля.

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Солнце (огонь, воздух, вода и

земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.

Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами.

- А теперь посмотрите на картинку. Что вы видите? (подвести к мысли о том,

что и на ковре и на доске изображено одно и то же)

- Это - схема. Вот вы (воздух, вода, огонь, земля, а это я – человек. И обозначает эта схема то, что природа создала для человека все необходимые

условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.

Воспитатель: А кто еще изображен рядом с человеком?

(вокруг человека выставляются картинки животных, насекомых, деревьев)

Дети: животные, насекомые, растения.

Воспитатель: А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком?

Дети: Всему живому необходимы : воздух, вода, огонь, земля.

Воспитатель: Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало.

Есть вода можно - пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух - значит можно дышать; есть огонь – значит, будет свет и тепло; есть земля - есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты).

Воспитатель: Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать, как улучшить свою жизнь. Где-то надо жить – значит нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки - значит нужно построить лодку. Если стоит жара, то необходимо создать такой предмет, чтобы дул

холодный ветер. НО как это сделать? Ведь у них и есть только воздух, вода, огонь, земля. Вот и стали люди использовать воздух, воду, огонь и землю, стали создавать предметы, которые делали сами. А воздух, вода, огонь и земля стали лучшими помощниками человека.

Воспитатель: Ребята, вы любите загадки? Тогда отгадайте, что это?

Воспитатель загадывает детям загадки о воздухе, воде, огне, земле.

Черная, сыпучая,

В полях насыпана кучами.

Можешь ты ее капать

И растения сажать.

Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет».

Почему так говорят? Что дает нам земля?

Дети: растения на ней растут, земля – это дом для некоторых насекомых и

животных.

Воспитатель: Верно, но люди используют не только то, что на земле растет,

но и саму почву.

Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим почву, и из чего она состоит.

- верхний слой земли называется перегной – это останки погибших

животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он

служит некоторым животным домом.

- 2 слой песок.

Для чего используют песок? Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)

- 3 слой: глина.

Что делают из глины?

- Правильно, из глины делают посуду, кирпичи.

- 4 слой: камни.

Как используют камни.

Дети: Для строительства домов, дорог.

Воспитатель: Все верно! Молодцы! Ну что, двигаемся дальше.

Воспитатель: послушайте следующую загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

- О чем моя загадка?

Воспитатель: Как человек использует воздух?

Дети: воздухом надувают шины у машин, велосипедов, батуты.

Физкультминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим.

Руки плавно опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели

Свои ручки мы погрели,

А костер все выше, выше:

«Ты, костер, гори потише!»

Лодки по воде плывут

Люди веслами гребут.

Лодки к берегу подплыли,

Руки мы в воде помыли.

На земле могу скакать

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться

Ей могу и поклониться.

Воспитатель: Ну что продолжим наше занятие? Тогда слушайте следующую загадку.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без…

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в организме человека есть вода?

(дети по возможности отвечают)

Воспитатель: Да правильно, в организме человека есть вода – это слюна, пот, слеза.

Воспитатель: Как вода помогает человеку?

Дети: Человек пьет воду, готовит еду, поливает растения, вода вырабатывает электрический ток ит. д.

Воспитатель: Ну, послушайте последнюю загадку.

Может он шипеть и злиться,

И всегда воды боится.

Людям он дает тепло,

От него всегда светло.

Воспитатель: О чем загадка?

- Правильно, это огонь.

Воспитатель: Как огонь помогает человеку?

Дети: С помощью огня можно согреться, готовить еду.

Воспитатель: Да, на огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго.

- Я хочу рассказать вам историю о том, как человек приручил огонь.

«Жил – был огонь, был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.

Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить.

Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его

человек в своем жилище (пещере). Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь»

- А что это за предметы, вы сейчас скажите.

Дети: зажигалка, спичка, газовый баллон.

Воспитатель: Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. Воздух, вода, огонь, земля, помогает людям жить. И бывает так, что они не могут друг без друга находиться. Давайте докажем это.

Например:

- Что нужно человеку, чтобы сделать автомобиль?

1. Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудил металл, из металла сделали необходимые части для машины, собрали все детали получилась машина.

- Что нужно человеку, чтобы сделать стеклянную вазу?

2. Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля). Чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь) : мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом, а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким, опускают вазу в …. (воду).

- И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам воздух, вода, огонь и земля за то, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось»

Воспитатель: Но воздух, воду, огонь и землю люди называют четырьмя стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.

1. Земля может вдруг расколоться – землетрясение.

2. В воздухе может образоваться огромная воронка – разрушительный смерч.

3. Вода может разозлиться и наслать на землю цунами – гигантскую волну, которая может разрушить все на своем пути!

4. И огонь, который спал в недрах Земли, может неожиданно проснуться и вырваться на поверхность и стереть с лица Земли целые города – это извержение вулканов.

Игра «Спор»

Воспитатель: Я хочу предложить вам одну игру, она называется «Спор», в котором вы будете доказывать, что воздух, вода, огонь, земля - это хорошо, а я буду доказывать, что плохо.

Воспитатель: земля это плохо, потому что, бывают землетрясения, гибнут люди, рушатся дома.

Дети: Нет, земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)

Воспитатель: воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы

Дети: Нет, Воздух это хорошо, потому что….

Воспитатель: вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами.

Дети: Нет, Вода это хорошо, потому что….

Воспитатель: огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов.

Дети: Нет, Огонь это хорошо, потому что….

Воспитатель: Наше занятие закончилось, вы все молодцы. Очень дружно работали и правильно отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

Инсценировка башкирской сказки «Четыре друга» в средней группе ДОУИнсценировка башкирской сказки «Четыре друга» в средней группе ДОУ Башкирская сказка «Четыре друга» в средней группе ДОУ. Детям очень нравится «играть в сказки». Особенно им нравится наряжаться в костюмы.

Дидактическое пособие «Четыре времени года» в средней группеДидактическое пособие «Четыре времени года» в средней группе Цель: - дать детям знания и понятия о временах года, учить называть их в определенной последовательности; - находить, соответствующую.

Конспект НОД Познавательное развитие — ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять — будем технику считать».Конспект НОД Познавательное развитие — ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять — будем технику считать». Конспект НОД Познавательное развитие – ФЭМП «Раз, два, три, четыре, пять – будем технику считать" (посвященный празднику День Победы)..

Конспект НОД «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть» во второй младшей группеКонспект НОД «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть» во второй младшей группе Интеграция областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие Цель: Создать условия для.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Четыре времени года»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Четыре времени года» Цель. Обобщение знаний детей о временах года. Задачи. Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение наблюдать за сезонными изменениями.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект ООД по валеологии «Раз, два, три, четыре, пять — тело будем изучать» Конспект ООД по валеологии «Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать» в подготовительной группе. Цель: формировать познавательный.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать»Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Занятие по экологии в старшей группе «Четыре времени года»Занятие по экологии в старшей группе «Четыре времени года» Занятие по экологии в старшей группе «Четыре времени года»Программное содержание: Образовательные задачи: расширять представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Четыре природных стихии»
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 11:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД