Получи документы

НОД «Семья. Мои права и обязанности»

Ольга Вьюшкова
НОД «Семья. Мои права и обязанности»

НОД «Семья. Мои права и обязанности».

Разработали:

Воспитатель высш. кв. кат. Вьюшкова О. В.

Воспитатель высш. кв. кат. Аглеева Л. Н.

Учитель-логопед первая кв. кат. Кузнецова М. С.

г. Магнитогорск 2024г.

Задачи:

• формировать у детей представление о составе семьи, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

Публикация «НОД „Семья, Мои права и обязанности“» размещена в разделах

• формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

• способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

• развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

• воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Коррекционные задачи:

• помочь сформировать правильное отношение к семье;

• формирование духовных и нравственных качеств личности;

• воспитание любви и уважения к семье.

Предварительная работа:

• беседы с детьми о семье в повседневной жизни, занятиях членов семьи;

• рассматривание семейных альбомов;

• беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах ребенка»;

• чтение сказок.

Оборудование: карточки «Права ребенка», дидактическая папка «Семья», цветик - семицветик «Обязанности ребенка», ребус «Семья», кейс с карточками, мяч, портфель со школьными и не школьными принадлежностями, карточки с зашифрованными словами, карандаши, раскраски.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, дети, вы всех прекраснее на свете. Вот таких, хороших, пригожих, я приглашаю рассмотреть картинки на доске.

Ребята, скажите, пожалуйста, на что вы здесь обратили внимание. Кто изображен на картинах? Что объединяет эти картины?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему вы решили, что это семьи?

Ответы детей.

Воспитатель. На картинах нарисованы семьи - родители и дети : мамы, папы, сыновья, дочери, бабушки и дедушки.

Мы сегодня с вами будем говорить об очень важном, очень нужном и самом дорогом, что у нас есть. О чем? Я предлагаю отгадать ребус и, ответив на него, вы мне скажете, о чем же мы будем беседовать.

На доске ребус 7я

Воспитатель. Какая это цифра? Что это за буква? Какое слово получилось?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно! Семья. Сегодня поговорим о семье, также мы поговорим о ваших правах в семье.

Знают взрослые и дети,

Да и вам узнать пора,

Что у всех на белом свете

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа -

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

Воспитатель. Каждый ребенок имеет право на семью.

Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (право на семью).

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье.

Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение.

Что такое семья? Расскажи стих, Соня.

Семья- это радость, тепло и уют,

Семья – это место, где любят и ждут.

Семья – там, где верят, желают добра.

Семья – там, где любят и ценят тебя.

Семья – это люди. Семья – это дом.

Семья – это мир, обогретый теплом.

Семья – это счастье. Семья – это свет.

Дороже семьи ничего в жизни нет.

Воспитатель. Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, домой. А почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, вас ждет ваша семья!

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

Ответы детей.

Воспитатель. Скажите самые хорошие слова о маме, какая она?

Ответы детей. Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.

Воспитатель. А что мама умеет делать?

Ответы детей. Шить, готовить, стирать, мыть.

Воспитатель. А папа, какой?

Ответы детей. Сильный, смелый, трудолюбивый.

Воспитатель. А папа что умеет делать?

Ответы детей. Мастерить, пилить, копать, пылесосить.

Воспитатель. Зачем человеку семья?

Ответы детей. Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.

Воспитатель. Как должны относиться люди друг к другу в семье?

Ответы детей. Дружить, любить, уважать, ухаживать, защищать.

Воспитатель. Ребята, а если есть семья – она где-то должна жить.

Ответы детей.

Воспитатель. Значит, на что имеет право ребенок? (на жилье).

Будь то город иль деревня, везде строятся дома.

В каждом доме непременно живет счастливая семья.

Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность.

Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности.

Какие вы, ребята, молодцы, всё знаете про семью! А давайте мы немного поиграем?

Игра «Назови, кто кем кому приходится»

Кем приходится мальчик маме? (Сыном)

Кем приходится девочка папе? (Дочерью)

А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)

А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)

Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)

А он ей? (Братом)

Воспитатель. Ребята, вы справились с таким сложным заданием!

Право на жизнь

Воспитатель достает из кейса предметы-символы.

Воспитатель. Здесь лежат предметы-подсказки, по которым вы догадаетесь, о каком праве идет речь.

Достает из кейса картинку с изображением солнца.

Что символизирует солнце? О каком праве мы с вами будем говорить? (право на жизнь).

Первое и самое главное право – это право на жизнь.

Как вы думаете, что значит «Право на жизнь»?

Ответы детей.

Воспитатель. Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция.

Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право?

Ответы детей. Научиться доброму отношению к другому человеку.

Воспитатель. В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень обидно слышать эти прозвища.

Почему было обидно Вовочке?

Ответы детей.

Воспитатель. А если вас обзовут каким-то нехорошим словом или будут называть вас по прозвищу или кличке, вам это понравится? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.

Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

Игра «Объясни имя».

У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя, и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:

Незнайка (он ничего не знает);

Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)

Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);

Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);

Дюймовочка (девочка очень маленького роста);

Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);

Девочка белая как снег (Белоснежка);

Воспитатель. Замечательно всё объяснили. А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает.

Игра «Назови имя»

-У каждого из вас есть имя. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и при этом принимать какую-то позу. Остальные ребята будут повторять показанную позу и хором называть его имя.

-Что вы почувствовали, когда ребята называли вас по имени?

Ответы детей.

Игра «Собери портфель?»

Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть.

Нужно будет собрать в ранец то, что необходимо школьнику (играют 2 человека).

Воспитатель выбирает 2-х человек, они собирают себе команды. 2 команды собирают себе портфели.

Воспитатель. Молодцы, правильно собрали.

Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдете?

Ответы детей: в школу; в школу скоро мы пойдем.

Воспитатель. Итак, что вы будете делать в школе?

Ответы детей. Учиться.

Воспитатель. Значит, на что вы имеете право?

Ответы детей. На учебу, на образование

Воспитатель. Всех детей учить должны, детям знания нужны.

Релаксация

Упражнение «Из семени дерево»

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево».

Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, а вы будите семечко.

Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимаетесь в комочек, закрываете голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове, телу).

С тёплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются).

У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент, когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.

Наступает лето, дерево хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям – соседям, дотрагивается своими листочками до деревьев – соседей, Садовника.

Воспитатель. Ребята, а что мы сейчас делали? (отдыхали)

Ответы детей.

Воспитатель. Значит, на что ещё вы имеете право? (на отдых).

Ответы детей.

Воспитатель. Ребенок должен быть красивым, веселым, сильным и счастливым.

Поэтому хочу сказать: Ребенок должен отдыхать!

А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда заботится о вашем здоровье?

Ответы детей. Мама, родные, врачи.

Воспитатель. Конечно, о вашем здоровье врач.

Если, вдруг, я заболел

Побегу скорей в больницу.

Вылечи меня скорей,

Мне здоровье пригодится.

Это значит, что вы имеете право на …. (лечение)

Игра «Зашифрованные слова» (за столами)

Воспитатель. На ваших карточках зашифрованы слова. Используя ключ-разгадку (алфавит, расшифруйте слова, запишите их.

Дети выполняют.

Воспитатель. Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Ответы детей: кукла, мяч, матрёшка, пирамида, скакалка, мишка, неваляшка, машина, домик, погремушка и т. п.

Воспитатель. Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы перечислили?

Ответы детей. Игрушки

Воспитатель. Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право, это право. Какое? (право на игру)

Ответы детей.

Воспитатель. Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.

Воспитатель. Но, кроме прав у вас есть и обязанности. Что это такое? Это когда каждый член семьи старается проявить заботу и оказать помощь другому. Это то, что тебе доверено сделать и ты должен в меру своих сил, здоровья, умения выполнить. И конечно, с желанием. В хорошей дружной семье все помогают друг другу, заботятся. У каждого есть свои обязанности.

А какие обязанности есть у вас? Какую работу вам доверяют родители?

А что, еще, кроме помощи дома вы должны выполнять?

Ответы детей.

Дети перечисляют обязанности, воспитатель на доске выкладывает лепестки, в итоге получается цветок.

Воспитатель. Молодцы, что вы знаете свои обязанности, выполняете их постоянно.

А герой стихотворения Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой» рассуждает об обязанностях совсем по-другому. Давайте послушаем и подумаем: прав ли этот мальчик?

Если был бы я девчонкой-

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!

Воспитатель. Вы согласны с героем? Только девочки помогают мамам? Какой вывод мы должны сделать?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, всё, что тебе по силам ты обязан выполнять.

О чем мы сегодня с вами вспоминали?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, всё вспомнили. Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.

Молодцы! Вы правильно отвечали и хорошо поработали.

Воспитатель вручает детям раскраски по теме.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении профилактической беседы с подростками «Противоправные действия. Права и обязанности»Фотоотчет о проведении профилактической беседы с подростками «Противоправные действия. Права и обязанности» Беседа «Противоправные действия. Права и обязанности». Цель: обосновать необходимость соблюдения нравственных норм, воспитание правового.

Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей»Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей» Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей»С 09. 03 по 18. 03 в комбинированной группе «Божьи коровки» прошла неделя правовой.

Фотоотчёт о Дне конституции в ДОУ «Наши права и обязанности»Фотоотчёт о Дне конституции в ДОУ «Наши права и обязанности» Фотоотчёт о Дне Конституции в ДОУ «Наши права и обязанности» 12 декабря наша страна отмечает День Конституции РФ. В нашем детском саду.

Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети»Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети» Конспект НОД в старшей группе на тему: «Ваши права и обязанности дети» Цель: Уточнить знания детей об их правах и обязанностях. Задачи:.

Конспект занятия «Мои права и обязанности» для детей 12–17 лет с ОВЗ Цель: дать детям понятие, что такое конвенция о правах ребенка. Задачи: 1. Познакомить с понятиями: конвенция, права и обязанности. 2. Закрепить.

Лэпбук «Мои права и обязанности»Лэпбук «Мои права и обязанности» Лэпбук дает возможность воспитанникам познакомиться с новыми для них темами. В игровой форме, с помощью ярких картинок воспитанники играют.

Правовая игра для обучающихся с ОВЗ 5–9 классов «Права и обязанности детей» Форма проведения: конкурсная программа Цель: 1. Формирование правовой культуры обучающихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта). Ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Семья. Мои права и обязанности»
Опубликовано: 28 января 2024 в 19:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД