Папки-передвижки

НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование»

Ольга Сергеевна Сизяйкина
НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование»

Программное содержание.

Развивающие:

• развивать художественное восприятие и воображение,

• развивать описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление.

Образовательные:

• в воображаемом плане прослеживать возможный ход рассуждений автора при создании картины и возможные варианты;

• определять (с помощью наводящих вопросов) средства выразительности, используемые художником, эстетическую ценность произведения.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к занятию художественно- речевой деятельностью;

Публикация «НОД „Рассматривание картины К, Юона „Русская зима“ и рисование“» размещена в разделах

• развивать чувство прекрасного при повседневном восприятии действительности;

• научить осознавать собственные чувства, определять, какие изменения в картине могли бы больше соответствовать их собственному вкусу;

• не препятствовать в высказывании своих мнений другим.

Методы и приемы:

- наглядный;

- словесный;

- игровой;

- репродуктивный;

- практический.

Оборудование: репродукция картины «Русская зима» К. Юона; проволока для каждого ребенка; бумага, гуашь, кисти, клей, кисти для клея, вата, мелко нарезанная фольга, акварельные краски, восковые мелки, музыка П. И. Чайковского «Времена года»

Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке; рассматривание иллюстраций, картин о зиме; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки.

Компоненты интеграции: познание, коммуникация, художественное творчество и здоровье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Перед началом занятия дети заняты в различных уголках группы)

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Воспитатель собирает детей стихотворением «Зима» (И. З. Суриков)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Дети встают полукругом. (Слайд №1)

Воспитатель: Закончились Новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. (Раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то ещё пришёл? А! Да это же Карандаш (Слайд №2). Я и забыла, Карандаш будет давать оценку вашим знаниям на протяжении всего занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль)

Воспитатель: А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Воспитатель: Что бы почувствовать зимнее настроение мы поиграем в игру «Придумай слово», а Карандаш покажет, как он оценил ваши ответы. (Образование родственных слов). Для этого, нам нужно подобрать родственные слова к слову «снег» (Ответы детей: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник). (Слайд №3)

2. Введение в тему занятия.

Воспитатель: Размялись? Сегодня мы увидим картину Константина Федоровича Юона «Русская зима». Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей) Вот пришло время увидеть её. Присаживайтесь на стулья, не забывайте об осанке.

Демонстрация картины Дети сидят на стульях (Слайд № 4).Звучит тихо музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель: Верно, мы видим изображение зимы, когда снег еще только вступает в свои права. Обратите внимание, на улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках (ребенок читает стихотворение).

«Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом».

Беседа по произведению.

Воспитатель: Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку (звук прибавить) П. И. Чайковского из цикла «Времена года». (Дети слушают музыку).

Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети: У меня эта картина вызывает чувство света, покоя.

Дети: Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.

Воспитатель: Какие характерные особенности русской зимы передает художник?

Дети: Кругом много пушистого снега.

Дети: Замерзший пруд.

Дети: Дети катаются на коньках.

Воспитатель: И глядя на все это, кажется, что не только люди, но и природа рада зиме и даже Фанис (ребенок читает стихотворение):

«. И вот сама идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась, клоками.

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

среди полей, вокруг холмов».

Воспитатель: Как вы думаете, подходят сюда это стихотворение? (Ответы детей).

Дети: Подходят.

Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти и мастер слова называют зиму волшебницей. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы? Чем они отличаются?

Дети: Облака белые и есть желтоватые.

Воспитатель: Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях тоже — все имеет множество оттенков: желтовато-розоватые, а иней приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. И тогда день на картине будет морозный. Как, по-вашему, это изобразил художник, ведь это видно сразу? (дым из трубы поднимается вверх).

Воспитатель: Чтобы по-новому взглянуть на картину сделаем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз «Снежинка») (Слайд № 5).

Воспитатель: Возвращаемся к картине. Не забывайте об осанке. Ребята, посмотрите и подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе? А почему вы так решили?

Дети: Художник был далеко.

Дети: Он нарисовал все это не очень крупно.

Воспитатель: А что вызывает такую радость зимой у вас и у детей, изображенных на картине? Как вы думаете, какие они звуки сейчас слышат? (Используя прием «вхождения в картину», дети описывают свои ощущения). Ну что Карандаш как дети отвечали на мои вопросы? (Слайд №6)

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Быстренько все прошли вместе со мной на ковёр.

Физкультминутка «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза (звучит музыка) и представить, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную поляну, а на ней сказочной красоты деревья. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. Представили? Открывайте глаза и садитесь. Расскажите, что вы изобразили на ней. А следует начать словами: «На моей картине….» (Дети рассказывают о будущих картинах, используя прием «словесного рисования». При этом они рассказывают, какими средствами хотели бы передать свои настроение и чувства в картине. В частности, особое внимание уделяется вопросам, что расположено на переднем и заднем планах, почему? Что расположено в центре картины и сбоку, и почему).

Воспитатель: Перед тем как мы с вами начнём рисовать, давайте разогреем наши пальцы, что бы они хорошо потрудились (физкультминутка):

Вот помощники мои, (руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать).

Их как хочешь, поверни. (ладони повернуть вниз, вверх).

Хочешь эдак, хочешь так (поворачивать ладони).

Не обидятся никак. (пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).

Рисование. Воспитатель: Я назову техники нетрадиционного рисования, при помощи которых вы будете создавать свои картины: рисование по-мокрому, восковые мелки + акварель, пластилиновая живопись. А теперь, давайте тихо пройдем за столы. Можете сесть на любое место. На каждом столе материал для определённой техники рисования. За вашим столом – рисование с элементами лепки из пластилина, а за вашим - восковые мелки с акварелью, а здесь – рисование по по-мокрому. Представьте, что вы тоже художники и рисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице. В конце работы вы должны дать название своей картине. Задание понятно? (Ответы детей). (Рисуем в темпе, не сидим).

Во время работы звучит музыка И. П. Чайковского «Времена года».

Дети рисуют, обращать внимание на правильность изображения деревьев и кустарников, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе. В конце занятия одобряю старание детей, нахожу выразительные сюжеты и колоритные образы.

3. Итог занятия.

Воспитатель: Как вы сегодня замечательно изобразили русскую зиму. Рисовали красками с элементами лепки и восковыми мелками и по-мокрому. Походите и просмотрите готовые работы (пауза) и скажите:

• У кого самая выразительная работа?

• Все ли картины похожи друг на друга? В чем их сходство?

Воспитатель: Вы просто настоящие художники. Когда работы подсохнут. Мы с вами оформим выставку.

Воспитатель: Милена подведёт итог нашей работе стихотворением (ребенок читает стихотворение «Вот зима пришла серебристая…»).

«Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпаются…

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой»

Воспитатель: Наше занятие окончено. Большое спасибо за прекрасные картины. А тебе Карандаш понравились картины созданные мальчиками и девочками? (Слайд № 7)

Воспитатель: Дежурные мне помогут, а остальные поиграйте в уголках.

Дети расходятся по игровым зонам группы. Дежурные убирают со столов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы. Чтение произведения Л. Кассиля «Твои защитники» Программное содержание: воспитывать патриотические чувства, формировать интерес к художественной.

Интегрированное занятие. Тема: «Зима» .

Библиотека изображений:

Публикация НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Сергеевна Сизяйкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование»
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 22:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД