МААМ-картинки

Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Как у нас на Дону»

Лариса Свяжина
Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Как у нас на Дону»

Как у нас на Дону

Цель: создать условия для формирования у детей интереса к истории Донского края.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей об истории своей малой Родины, о быте и укладе жизни казачьей семьи; формировать ценностные представления о семейных отношениях в казачьих семьях.

Развивающие: развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков; развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе „Как у нас на Дону“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, чувство причастности к нему; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

Предварительная работа: фото материалы, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, чтение былин, рассказов; рассматривание альбомов «Жилище казака», «Одежда казаков», знакомство с заповедями казаков; знакомство с казачьими играми.

Материал: кисет с Донской землёй, карта Ростовской области, картинки казачьих куреней: одноэтажных и двухэтажных, ремень, символика казаков: флаг, герб.

I. Ход занятия

Воспитатель: здорово дневали, гости дорогие!

Ответы детей: (Слава Богу).

Воспитатель: ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Уезжая из родного дома на службу, казаки брали с собой ее частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранили на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете?

Ответы детей: (земля).

Воспитатель: Это не просто земля - это наша родная земля. Это наша- Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живем?

Ответы детей: (Донская земля).

Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название? Потому что мы живем в Ростовской области, а главная река наша - Дон.

Воспитатель: послушайте пожалуйста замечательное стихотворение подумайте, о чем пишет автор с такой любовью и восхищением.

Ой, да ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Ты не только тихий, плавный

И широк среди всех рек.

Дон привольный, необъятный

Он наш – батюшка на век.

Воспитатель: ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Ответы детей: (о реке Тихий Дон).

Воспитатель: правильно. Это очень хорошо видно на карте. Давайте проследим течение реки. Посмотрите, вот река Дон. (работа с картой Ростовской области). Как видите, все в нашем краю связано с Доном. Народ очень любил свою реку - кормилицу, уважал ее и называл по-разному, но всегда ласково: Дон - Иванович, Дон - кормилец, Тихий Дон, Дон - батюшка и т. д.

Воспитатель: как вы думаете почему люди так почтительно к ней относились?

Ответы детей: (река давала им пищу, заработок, воду, жизнь).

Воспитатель: Дети, мы говорим: люди, которые селились на Дону. А кто же эти люди?

Ответы детей: (Донские казаки).

Воспитатель: а чем занимались казаки?

Ответы детей: (одни были воинами- защищали Родину от захватчиков. Другие занимались домашним хозяйством: сеяли хлеб, выращивали скот. Строили дома).

Воспитатель: верно, главная задача казаков - оберегать границы государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин». А как называли свои дома казаки?

Ответы детей: (курени).

Воспитатель: правильно, но курени были разные. Чем они отличались друг от друга? (показ одноэтажных и двухэтажных куреней (картинки)

Ответы детей: (одни были двухэтажные, другие одноэтажные).

Воспитатель: как вы думаете от чего это зависело?

Ответы детей: (от места жительства. Там. Где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени).

Воспитатель: а что значит название дома – курень, знаете?

Ответы детей: (это значит «круглый»).

Воспитатель: правильно. Но «круглый» - не значит, что само здание круглое. Просто по всему куреню можно пройти кругом, от печки, т. к. из одной комнаты выходила дверь в другую. Для строительства куреня казаки использовали глину, из дерева делали рамы для окон, двери, крыльцо. Крышу крыли камышом, иногда соломой.

Воспитатель: а, как вы думаете, легко ли было строить курени?

Ответы детей: (нет).

Воспитатель: поэтому, если в хуторе кто-то задумал построить курень, то на помощь приходили все родственники и просто желающие помочь. Глину месили ногами, а если замес был большой, то в него загоняли несколько лошадей и водили по всему замесу, т. е. месили глину.

Физминутка:

Давайте станем в круг, представим, что нас пригласили на помощь, месить глину. (Дети ходят друг за другом по кругу, поднимая колени, руки на поясе).

Воспитатель: молодцы, хорошо поработали, теперь я думаю можно отдохнуть.

Игра «Ремень».

Играющие становятся лицом в круг. Дети по считалке выбирают «деда». Дети, стоящие в кругу, проговаривают слова:

Прячу, прячу ремешок,

Под калиновый кусток.

А кто зореньку проспит –

Того бить и колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты. С последним словом кладёт ремень кому-нибудь на плечо. Тот бежит за водящим, пытаясь догнать. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает. Тому, кому не досталось место, становится «дедом».

Воспитатель: издавна казачьи семьи были очень крепки. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. А знаете ли вы казачата, какие обязанности имели казаки?

Ответы детей: (да).

Воспитатель: кто охраняет любимую Родину?

Ответы детей: (казаки).

Воспитатель: кто ведет домашнее хозяйство?

Ответы детей: (казачка).

Воспитатель: кто пашет и засевает широкие донские поля?

Ответы детей: (казак).

Воспитатель: кто поет своим детям колыбельные песни?

Ответы детей: (мать-казачка).

Воспитатель: кто готовит вкусный казачий борщ?

Ответы детей: (казачка).

Воспитатель: кто ухаживает за лошадьми

Ответы детей: (казак).

Воспитатель: а что делали казачата?

Ответы детей: (они любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству).

Воспитатель: а вы знаете, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб? Посмотрите на доску, это флаг Великого Войска Донского, а это герб (воспитатель показывает картинки?

Флаг состоит из трех продольных полос равной ширины. Синего цвета- цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого - цвета степи, красного - цвета крови, отваги, храбрости.

Воспитатель: ребята, вот и закончилось наше занятие.

II. Рефлексия:

- что вам понравилось сегодня на занятии?

- что в кисете казака находится?

- как называется земля, на которой мы живём?

- как называли свои дома казаки?

Публикации по теме:

Фотоотчет о физкультурном развлечении «Покрова на Дону» старшей группы в соответствии с ФГОС ДОФотоотчет о физкультурном развлечении «Покрова на Дону» старшей группы в соответствии с ФГОС ДО орогие маамовцы, разрешите поделиться с вами осенним физкультурным развлечением «Покрова на Дону», с детьми старшего дошкольного возраста,.

Комплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 летКомплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 лет Цель: закрепить знания детей о месте работы родителей. Задачи: *начать знакомство с родным посёлком; *показать фотографии организаций,.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект НОД «Одежда на Дону»Конспект НОД «Одежда на Дону» Цель: Дать знания о жизни и быте казаков. Познакомить с мужским и женским казачьим костюмом. Образовательные задачи: познакомить детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Урожай на Дону» (средняя группа)Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Урожай на Дону» (средняя группа) Цель: Обобщить у детей знания о фруктах и овощах, которые растут в Донском крае. Задачи: Формировать у детей общее представление о витаминах,.

Конспект занятия по региональному компоненту «В гости к нам пришёл Незнайка!» (средняя группа) Задачи: -Формировать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку); - развивать способности чувствовать красоту природы своей.

Презентация по региональному компоненту «Виртуальная экскурсия по Кенозерскому национальному парку» В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Как у нас на Дону» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Свяжина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Как у нас на Дону»
Опубликовано: 8 октября 2023 в 12:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД