МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных промыслов Подмосковья»

Надежда Панасюк
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных промыслов Подмосковья»

Цель: обобщить знания детей о народных промыслах Подмосковья.

Задачи:

Образовательные

- Систематизировать и закреплять знания о труде мастеров народных промыслов.

- Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись, вытачивать, вырезать, расписывать, набивать, гончар, кузнец, токарь, художник.

Развивающие

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Ярмарка народных промыслов Подмосковья“» размещена в разделах

- Развивать внимание, познавательную активность.

Воспитательные

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.

- Развивать у дошкольников патриотические чувства к Родине.

Образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа.

- Экскурсия в музей г. Пласта для знакомства с народными промыслами.

- Беседы, рассказы по теме.

- Рассматривание иллюстраций и изделий: гжельская посуда, жостовские подносы, павлово-посадские платки, богородские игрушки, матрёшки.

- Дидактические игры «Магазин игрушек», «Опиши предмет, который нравится», «Из чего сделан этот предмет», «Откуда пришла к нам эта вещь», «Русские узоры»

- Работа с картой Подмосковья.

- Художественное творчество: жостовская роспись, гжельская роспись, аппликация из гороха «матрёшки», набивание павловских платков с помощью «манер».

Материал и оборудование. Гжельская посуда, жостовские подносы, богородские игрушки, матрёшки, павлово-посадские платки, «волшебная шкатулка», краски, кисть, кусочек глины, костюмы матрёшек для девочек, русские рубахи и кепки для мальчиков, АРМ, ноутбук, видеозапись вопросов для команд.

Музыкальное оформление. Аудиозаписи русских народных песен «Коробейники», «Матрёшки», «Во кузнице», «Подмосковные вечера», гул самолёта.

Оформление зала. На центральной стене вывеска: ЯРМАРКА «Промыслы Подмосковья"

На стеллажах расставлены изделия из Гжели, матрёшки, разложены богородские игрушки, жостовские подносы, на стенах развешены павлово-посадские платки.

Ход НОД:

В зале сидят гости. Входят дети, здороваются, встают произвольно перед гостями.

Воспитатель: Сколько у нас сегодня гостей! Давайте поприветствуем их.

Дети: Всем, всем, добрый день,

Прочь с дороги наша лень.

Многое хотим мы знать,

Чтоб потом вам рассказать.

Воспитатель: Ребята, я слышала, что сегодня в Москве открывается ярмарка народных промыслов, хотите на ней побывать?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чём туда можно отправиться?

Дети: На самолёте, машине, поезде, автобусе.

Хорошо, давайте с вами отправимся на самолёте.

Физкультминутка «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Вот уже мотор ревёт

Полетел наш самолёт.

Звучит аудиозапись гула самолёта.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вниз, какие города и сёла, мы с вами пролетаем?

Дети: Я вижу село Богородское, а я Сергиев Посад, мы пролетаем мимо Жостово, я вижу город Павлов Посад, а я старинный город Гжель.

Воспитатель: Вот мы и подлетаем к Москве.

Звучит аудиозапись песни «Коробейники». Скоморох зазывает и предлагает товар.

Скоморох: Подходи, Честной народ,

У нас ярмарка идёт.

Продаются здесь работы

Подмосковных мастеров.

Вот Гжельская посуда

Сине-белое чудо.

Вот жостовский поднос,

Он к чаю всё принёс.

Тут Посадские матрёшки

Просто загляденье.

А красивый их наряд

Всем на удивленье.

А павловские платки

С любого берега видны.

Вот богородские игрушки -

Люди, птички и зверушки.

Что хотите, то берите,

И ещё к нам приходите.

Скоморох предлагает товары, дети выбирают понравившиеся.

Воспитатель: Спасибо большое, а нам пора возвращаться в детский сад и рассказать обо всём, что мы видели и купили, нашим гостям. Садимся в самолёт, отправляемся обратно в детский сад.

Звучит аудиозапись гула самолёта.

Воспитатель: Вот мы и вернулись с ярмарки.

Скажите, дети, без утайки,

Где мы ездили, бывали,

Что мы видели, узнали,

Чем же славится большое

Подмосковье удалое?

У детей в руках гжельская посуда, жостовские подносы, на плечах у девочек павловские платки.

Дети: Мы на ярмарке бывали,

Чудеса мы там видали.

Ребё нок 1: Удивительное чудо-

Говорят о нём повсюду.

Погляди, как хороша

Матрёшка - русская душа!

Ребё нок 2: Щёчки алые горят,

Замечательный наряд.

Ребё нок 3: Павлов - славный городок,

Символ города – платок.

Набивным узором славится.

Всему миру очень нравится.

Ребё нок 4: Не платок – красота.

Всех красавиц мечта.

Ребё нок 5:

Чудо бело – синее

В Гжели мы видали.

Лучшую посуду

Там мы покупали.

Ребё нок 6:

Чашки, чайники, маслёнки,

Сувениры и часы –

Удивительной красы.

Ребё нок 7:

До чего же он хорош-

Этот жостовский поднос!

Все цветы горят на нём,

Словно писаны огнём.

Ребё нок 8:

Вот и курочки – подружки,

Богородские игрушки.

Весело зерно клюют,

С ними радость и уют.

Воспитатель:

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О промыслах народных

Продолжаем мы рассказ.

Дети убирают предметы прикладного творчества, которые купили на ярмарке. Команды, сформированные заранее, садятся на стулья.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами много времени посвятили изучению промыслов Подмосковья, о каждом посмотрели презентацию, сами расписывали жостовские подносы, лепили гжельские чайники, делали аппликацию матрёшек, украшали павлово-посадские платочки. И сегодня мы сможем рассказать нашим гостям всё, что узнали о промыслах Подмосковья.

Но, мы не просто расскажем, а проведём игру КВН. В игре будут участвовать две команды. Команда девочек будет называться «Матрёшки», команда мальчиков будет называться «Кузнецы»

А какая команда больше знает о народных промыслах, будет судить наше жюри. (Представление членов жюри).

Воспитатель:

Вопросы буду задавать я и телезрители. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде одно очко.

Итак, мы начинаем! Сначала – загадка! Какая команда первой отгадает, та первой в игру и вступает:

Конь стальной,

Хвост льняной.

(Иголка, нитка).

Воспитатель: Первой ответила команда «Кузнецы», они первыми вступают в игру.

А мы начинаем первый конкурс «Угадай-ка». Я задаю вопросы, вы отвечаете. Будьте внимательны.

1. Пыль клубится по дорожке -

Едут с ярмарки матрешки,

Их привозил в торговый ряд Город (Сергиев Посад)

2. Что такое ярмарка? (Большой торг, распродажа с развлечением. На ярмарке звучит музыка, и покупателей зазывают весёлые скоморохи.)

3. Как называют мастеров, которые делают предметы из глины? (Гончары)

Воспитатель: В игре – «Матрёшки»

1. Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Как же называется эта роспись? … (Гжель)

2. Город тот от нас далёк.

Символ города – платок.

Набивным узором славится.

Как тот город называется? (Павлов Посад)

3. Какой орнамент использовался на павлово-посадских платках? ( Растительный: Узоры и гирлянды из цветов, листьев, травы и ягод)

Воспитатель: Внимание на экран! Вам задают вопросы телезрители.

На экране появляется лицо «телезрителя» - его роль исполняет логопед.

Телезритель: Вопрос команде «Кузнецы».

Откуда же черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотою по краю сверкает.

Вопрос: Где изготовляют это расписное чудо? (Жостово)

Телезритель: Вопрос команде «Матрёшки».

В небольшом этом селе

Все гуляют налегке.

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Вопрос: Как называется село, где игрушки делают из липы? (Богородское)

Физкультминутка «Мы - ребята - мастера»

Мы - ребята- мастера.

Игрушку делали вчера.

Молотком тук-тук стучали,

Гвозди долго забивали.

Получилось как-то криво,

Отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго,

Покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали.

Папу посмотреть позвали.

Следующий конкурс называется «Закончи пословицу». Я говорю начало пословицы, вы договариваете до конца. В игре – «Кузнецы»

Воспитатель. Дети.

Дерево узнают по плодам… А человека по делам.

Одной рукой… Узла не завяжешь.

Маленькое дело… Лучше большого безделья.

Кто ест скоро… Работает споро.

Игру продолжает команда «Матрёшки».

Воспитатель. Дети.

Куда иголка… Туда и нитка.

Умелые руки… Не знают скуки.

Любишь кататься… Люби и саночки возить.

Поспешишь-… Людей насмешишь.

Воспитатель. Внимание, следующий конкурс – «Музыкальный»!

В игре – «Кузнецы».

Музыкальный номер Танец «Ложкари»

Воспитатель. Продолжаем КВН! В игре – «Матрёшки».

Музыкальный номер Танец «Матрёшки»

Воспитатель: (Достаёт шкатулку) Вот волшебная шкатулка! С помощью подсказок вы должны определить, что в ней лежит. Внимание на экран!

Телезритель: На экране появляется лицо «телезрителя» - его роль исполняет воспитатель логопедической группы.

Подсказка для команды «Кузнецы»

Её находят в земле. Она бывает твёрдая, как камень. Если пойдёт дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в воде размочить, она становится мягкой и из неё можно лепить посуду, игрушки, и свистульки, зверюшек. Можно вылепить кувшин величиною с аршин. Что находится в Волшебной шкатулке? (Глина)

Телезритель: Подсказка для команды «Матрёшки»

(на экране появляются иллюстрации, на которых изображены художники за работой: расписывают матрёшку, гжельскую посуду, жостовские подносы, рисуют эскизы для павловского платка)

Эти предметы нужны при росписи, чтобы расцвели узоры на павловских платках, жостовских подносах, на чашке и матрёшке. Что это за предметы? (Кисти, краски)

Воспитатель. Следующий конкурс называется «Русские узоры». Команды, подойдите к столам и посмотрите. Здесь лежат народные промыслы из различных городов. Вы должны, пока звучит музыка, составить мозаику, и определить, какой народный промысел относится к Подмосковью. Задание понятно? Приступаем!

(Дети собирают мозаику под аудиозапись песни «Во кузнице», капитаны команд отвечают «Жостовский промысел» и «Гжель»)

Воспитатель: Вот и закончилась наша игра – рассказ о том, чем богато наше дорогое Подмосковье. Слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги. Поздравляет команду - победительницу. Дарит ракраски.

Звучит аудиозапись «Подмосковные вечера» (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского). Дети уходят.

Использованная литература:

1. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т. С. Комарова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

2. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ Е. А. Алябьева – М. : ТЦ Сфера, 2005.

3. Наш дом - Южный Урал/Е. С. Бабунова- Челябинск: АБРИС, 2014.

4. Праздники и развлечения в детском саду /Л. Г. Горькова – М. : «ВАКО», 2004.

5. Пословицы для развития речи/ Е. Виноградова – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007.

6. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре/ Т. А. Попова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

7. Книга для чтения, 5-7 лет/ В. В. Гербова- М. : «ОНИКС», 2007

8. Наглядно-методическое пособие по изобразительной деятельности и художественному труду. Народные узоры. / Издательство «Взгляд».

9. Интернет-ресурсы для составления презентаций о народных промыслах.

Публикации по теме:

Творческо-исследовательский проект по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Береги свою планету» Творческо-исследовательский проект «Береги свою планету» Разработала и реализовала: воспитатель первой квалификационной категории Серго.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей»Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в краеведческий музей» Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный нам охота окунуться В музей идём, по залам ходим, И для себя мы много интересного.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего возраста «Хлеб — дар матушки земли» 16 октября - Всемирный день Хлеба (в 1950 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией провозгласила Международный день хлеба). Традиционно.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы»Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы» Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки - красавицы» Эта презентация предназначена для.

Презентация по познавательному развитию с детьми старшего возраста «История Рождественской ёлочки» Вот и новогодние праздники прошли, которые мы так ждали, готовились к ним, украшали помещения, наряжали елку, учили стихи, чтобы рассказать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных промыслов Подмосковья» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Панасюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных промыслов Подмосковья»
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 07:39
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД