МААМ-картинки

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Лед — вода — пар»

Нина Белова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Лед — вода — пар»

НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему :

«Лед - вода – пар»

Воспитатель МБДОУ детский сад «Одуванчик»

Белова Нина Алексеевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Задачи:

Формировать представление детей об агрегатных состояниях воды.

Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел.

Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему „Лед — вода — пар“» размещена в разделах

Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.

Совершенствовать познавательные способности, умение проводить простейшие опыты. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к воде, ее значимость для жизни всего живого на земле

Материал. Кусочки льда в целлофановом пакетике (на каждого ребенка, Эл. Чайник, стакан с водой, две картины с изображением реки в разное время года (лето - зима). На одной картине дети купаются в реке, а на другой - дети катаются на коньках, иллюстрации - «Кому нужна вода» и «Как человек использует воду» Мольберт, мелки.

Ход НОД:

Орг. Момент

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами целый день было хорошее настроение.

Наше правило - «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, четко говорим и тихонечко сидим»

Дети послушайте это веселое стихотворение, и догадайтесь, о чем мы будем говорить?

«Я веселая вода,

Я бегу туда, сюда

Я и в ванне, и в реке,

И вблизи, и вдалеке

Превращаюсь в пар и в лед,

А могу, наоборот! (о воде)

Правильно! Ребята, мы будем говорить о воде. На земле вода содержится в разных водоемах. Вспомните и назовите их

Дети: (моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота)

(показ картин с изображением реки зимой и летом)

Спрашивает: Какое время года изображено на 1 картине? (Зима). А на второй? (Лето). На первой картине, что на речке? Почему дети катаются на коньках? (на речке лед). А на этой картине, что в речке? (вода) Как вы думаете, на второй картине холодно? Дети мерзнут? (нет тепло) Правильно! А почему тепло? (потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно)

Что происходит с водой в водоемах зимой? (она замерзают.) Почему она замерзает? (становится холодно.) А летом что происходит с водой? (лед растает и превращается в воду.) Летом, когда сильно- сильно жарко, почему водоемы становятся мельче, болота ручьи совсем исчезают? (вода в водоемах испаряется.) Правильно, ребята! Вода в водоемах зимой замерзает и превращается в лед, потому что становится холодно. В теплое время года лед тает и превращается в воду, потому что тепло. А когда очень-очень жарко вода в водоемах испаряется и превращается в пар.

Ребята, подумайте и скажите вода - лед - пар - это одно и то же?

Дети: Да это вода

Воспитатель: Правильно, ребята, вода лед пар - это одно и то же - вода. Вода может быть в 3 состояниях - твердом (лед, жидком (вода, газообразном (пар). Давайте сейчас сами в этом убедимся. Садитесь за столы (у каждого ребенка по кусочку льда в целлофановом пакетике.) Ребята что это у вас? (это лед) Потрогайте, пощупайте. Какой лед на ощупь? (твердый, холодный.) Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые.) Лед холодный, а ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!

Дети: Лед превращается в воду, тает.

Далее предлагает: Давайте нарисуем превращение льда в воду. (Дети рисуют на мольберте сначала лед в виде квадрата, потом воду в виде волн.) Воспитатель: «Как узнать, что лед превратился в воду?»

Дети: Нужно нарисовать стрелку.

Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку

Воспитатель: Молодец! Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед превращается в воду. Когда лед тает? (когда тепло) Когда можно увидеть лед? (зимой). А что зимой бывает? (снег, холод, лед). А когда не бывает снега и льда? (летом) Значит: Когда холодно - лед, когда тепло - вода.

Мы нагревали лед в ладошках. А как еще можно нагреть? Что же может нагревать? Что еще дает тепло? (Солнышко, огонь) Тепло нам дает отопление - по трубам идет горячая вода и всегда зимой тепло. Значит, твердый лед нагреть можно и на солнышке и на батарее….

Воспитатель: демонстрирует стакан с водой и спрашивает: Ребята, что у меня в стакане? (вода) переливает воду в другой стакан и спрашивает. Что можно сказать о воде, какая она? (жидкая, прозрачная).

Правильно, ребята вода жидкая, потому что ее можно перелить в другую емкость. «А что будет, если мы будем воду нагревать?

Дети: Вода станет теплой, горячей

Воспитатель: А если еще сильнее нагревать будем воду? Ответы детей.

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет».

Дети наливают в чайник воду до первой метки. Воспитатель нагревает воду в чайнике. Вода кипит, появляется пар.

Воспитатель: Ребята. Что это над водой появилось?

Дети: Пар.

Отметить, что воды стало меньше в чайнике.

Воспитатель: Куда исчезает вода? Все видели, что в чайник налили воду, потом появился пар. …А вода - то где? Может быть, чайник дырявый и вода пролилась? (проверить его)

Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.

Воспитатель. Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее сильно нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар Значит, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть паром: вода - твердая, вода - жидкая, вода - пар. Посмотрите на пар. Какой он? (белый, легкий). Да, пар белый, легкий, он улетает. Скажите пар твердый? (нет) Пар жидкий? (нет) Правильно! Он не твердый и не жидкий, пар, он как воздух, как дым от костра, как облака на небе. Отгадайте загадку:

Если сильный- сильный жар,

Из водички будет (пар)

Подв. игра «Царство льда воды и пара»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь за столы. А сейчас давайте нарисуем пар над водой. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие? (сухие). А были мокрые, ведь вы в них держали лед. Кто мне ответит, куда с рук исчезла вода? (испарилась) Правильно, вода испарилась. А почему мы не видим пар в руках?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к выводу: Пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как эл. чайник и пара образуется мало, мы его не видим. Ну а теперь нарисуем воду и пар – как пар клубится над водой.

Выходит ребенок и рисует на мольберте воду в виде волн, а пар в виде облака.

Воспитатель: Ребята, как показать, что вода превратилась в пар?

Дети: Нарисовать стрелку вверх. Ребенок по желанию выходит и рисует стрелку вверх.

Воспитатель: Ребята возьмите карандаши и на листочке нарисуйте превращения льда в воду и воды в пар.

Дети рисуют, объясняют, что они нарисовали.

Воспитатель: Вода имеет огромное значение в жизни человека. Люди везде и во всем используют воду. Ребята, вспомните и расскажите, как человек использует воду?

Дети: Моют руки, умываются, принимают душ, готовят еду, поливают растения, моют пол…

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, но вода нужна не только людям. А кому еще нужна вода? Давайте поиграем в игру

Игра «Кому нужна вода

Воспитатель: Молодцы, ребята, вода нужна и растениям и рыбам и грибам и насекомым и животным и птицам….

Поэтому нужно беречь воду. - Не засорять водоемы, не тратить зря воду закрывать краны Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она преодолевает большой путь. Если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.

Итог: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Чем занимались?

Воспитатель. Правильно! Мы говорили о воде. Проводили опыты – лед превращали в воду, а воду – в пар. Мне очень понравилось! И я хочу подарить вам вот эту игру, надеюсь, что она вам очень понравится.

Воспитатель дарит детям настольную игру «Лед, вода, пар»

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» "Что я слышу-забываю, Что я вижу помню, Что я делаю -понимаю". Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода»Фотоотчёт об опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте является важным способом познания детьми окружающего мира,помогает овладеть.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

«Волшебная вода». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: "Волшебная вода" Задача: выявить свойства воды (вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад "Калинка" п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.

Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности и конструированию в старшей группе Уважаемые коллеги я уже писала что с прошлого года наши ясли переделали в детский сад. И вот у меня старшая группа. У меня возникли трудности.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:

Публикация НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Лед — вода — пар» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Белова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Лед — вода — пар»
Опубликовано: 9 марта 2020 в 21:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД