МААМ-картинки

НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Золотая осень»

Сафронова Ирина
НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Золотая осень»

НОД на тему: «Золотая осень». Старшая группа

Возрастная категория: старший дошкольный возраст

Цель: ознакомление с природными явлениями осенью

Задачи:

1. Образовательные:

- учить детей различать наиболее характерное состояние осеней погоды : прохладно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья;

- закрепить последовательность дней недели;

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность;

- развивать психические процессы: внимание, память, речь;

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Золотая осень“» размещена в разделах

3. Воспитательные:

- воспитывать нравственные чувства к природе, а также бережное отношение к ней;

-закрепить правила поведения в лесу.

Словарная работа: «листопад», «прохладно», «дождливая», «моросящие дожди», «расцвечиваются».

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций осенних деревьев; дидактическая игра «Отгадай дерево по описанию»; чтение произведений: А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало (из романа «Евгений Онегин», И. А. Бунин «Листопад».

Материал и оборудование: большая корзинка для сбора листьев, карточки из серии «Как вести себя в лесу».

Ход занятия:

1. Вводная беседа группе)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите в окно, какое время года наступило?

Дети: – Осень!

Воспитатель: - давайте вспомним, какие осенние месяцы мы знаем!

Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: - Да, правильно! А кто скажет, сколько всего дней в недели?

Дети: - семь!

Воспитатель: - Давайте перечислим их.

(дети перечисляют)

Воспитатель: - Правильно, ребята, а вы знаете, что в народе дни недели очень интересно называют. Послушайте:

Понедельник – заяц-рукодельник

Вторник – соловей-задорник

Среда – лисичкина - еда

Четверг – волк глазами сверк

Пятница – колобком катится

Суббота – баня у енота

Воскресенье – всем веселье.

- Их так назвали потому, что в начале недели все начинают работать, а под конец недели все отдыхают. Ребята, скажите какой сейчас день недели?

Дети: - Среда

Воспитатель: - Да, правильно, сегодня среда. Скажите, а какой сейчас месяц осени?

Дети: - Сентябрь!

Воспитатель: - Верно, мы с вами познакомились с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Посмотрите в окошко и скажите, почему осень называют «золотой»?

Дети: - потому, что листочки стали жёлтые

Воспитатель: - Правильно, а какие цвета осени еще есть?

Дети: - красный, чуть-чуть зелёный, коричневый

Воспитатель: - Да, некоторые листочки другого цвета, а что происходит ещё с листочками?

Дети: - падают

Воспитатель: - Верно, скажите, а после сентября, какой месяц идёт?

Дети: - октябрь

Воспитатель: - Да, октябрь, а вы знаете, что в народе его называют грязник. Как вы думаете, почему его так назвали?

Дети: - на улице слякоть, очень много грязи.

Воспитатель: - Верно. Ребята, а сентябрь в народе «листопадник». Как вы думаете почему?

Дети: - потому, что листья падают

Воспитатель: - Ребята, когда падают листья с деревьев, это явление называется листопад.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему листочки падают?

Дети: - Потому, что холодно. Им не хватает тепла, солнышка.

Воспитатель: - Верно, а еще им не хватает влаги и света. Давайте сейчас все вместе скажем слово «листопад»

Дети: - листопад

Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес, посмотреть на листопад и какая погода на улице. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.

Дети: - Не сорить, не шуметь, не ломать ветки, не уходить далеко от взрослых и слушаться их.

Воспитатель показывает на магнитной доске правила поведения в лесу в картинках, обращает внимание на каждую иллюстрацию.

Воспитатель: - Ребята, все встали парами, взялись за руки. Идём все по левой стороне дороги. Не выбегать вперёд и не отставать.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес, посмотрите, как же красиво здесь!

«Мы пришли в осенний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

С права берёзка в золотой шубке стоит,

Слева ёлка на нас глядит,

Листья в небе кружатся

На землю тихо ложатся!»

Воспитатель: - Дети, посмотрите на небо. У нас сегодня есть солнышко?

Дети: - Нет

Воспитатель: - А где оно?

Дети: - Спряталось за облаками

Воспитатель: - Да, у нас солнышка нет, а на улице тепло или холодно?

Дети: -Холодно

Воспитатель: - сейчас не сильно холодно, значит можно сказать, что на улице прохладно, скажем вместе «прохладно»

Дети: - Прохладно

Воспитатель: - А ветер теплый или холодный?

Дети: - холодный

Воспитатель: - А почему?

Дети: - на улице холодно

Воспитатель: - Солнце не греет воздух, поэтому ветра становятся холодными и резкими. Посмотрите на деревья. Скажите ветер сильный или слабый?

Дети: - Слабый

Воспитатель: - А как вы догадались?

Дети: - Ветки слабо качаются.

Воспитатель: - Молодцы! А знаете, у меня есть загадки, давайте сейчас я их загадаю, а вы постарайтесь отгадать :

Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем!

Дети: - Дождик

Воспитатель: - Да, это дождик. Ребята, а сегодня есть дождик?

Дети: - Нет

Воспитатель: - А вы знаете как называется погода, когда идёт дождь? На улице дождик идёт - значит, погода дождливая.

Воспитатель: - Ребята осенью дожди становятся холодными, мелкими, моросящими, из серых туч постоянно сыпется дождь. Давайте вместе скажем «моросящие дожди»

Дети: - Моросящие дожди.

Воспитатель: - Теперь слушайте следующую загадку

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала

Дети: - Туча

Воспитатель: - Да, это туча. Дети посмотрите на небо, сегодня много туч?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Сегодня много туч, правильно. Они серые, низкие. А эта загадка про что:

Пришла пора,

Опустели леса:

Листья опадают,

Птицы улетают.

Дети: - Осень

Воспитатель: - Ну конечно это осень! Ребята, а теперь давайте мы прислушаемся к звукам. Какие звуки вы слышите?

Дети: - Шум листьев деревьев (фонограмма)

Воспитатель: - А куда пропало пение птиц?

Дети: - птицы улетели в тёплые края

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Нет пищи

Воспитатель: - А какие птицы улетают на юг?

Дети: - Ласточки, утки, гуси, грачи, журавли

Воспитатель: - Правильно, а какие птицы первыми улетают на юг? Ласточки и стрижи потому, что насекомые исчезают из-за холодного воздуха, т. к. солнце слабо греет. А как называются птицы, которые питаются насекомыми?

Дети: - насекомоядные

Воспитатель: - Верно, а какие птицы остаются зимовать?

Дети: - воробьи, сороки, вороны, голуби.

Воспитатель: - Ребята, вы хорошо знаете, кто в наших краях остается зимовать, молодцы! А вы знаете чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: - ягодами, из кормушек едят.

Воспитатель: - Верно, птицы кушают ягоды рябины, шиповника, почки деревьев и корм, который им дают люди в кормушках. Скажите, а много ли осенью насекомых летают?

Дети: - Нет

Воспитатель: - Правильно, а что они делают?

Дети: - спят

Воспитатель: - Да, они забрались в маленькие норки и спрятались под кору деревьев, а некоторые спят под опавшими листьями. А теперь посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями?

Дети: - пожелтели, сжались

Воспитатель: - Правильно, они стали желтеть и опадать. Ребята, а вы знали, что, когда листья желтеют или краснеют это называется расцвечиваются. Давайте вместе скажем «расцвечиваются»

Дети: -Расцвечиваются

Воспитатель: - А когда дует сильный ветер мы можем наблюдать листопад.

Обильный листопад начинается после заморозков, чем сильнее заморозки, тем сильнее листопад. Ребята, послушайте стихотворение:

Листопад, листопад

Листья жёлтые летят

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят….

Дети, что вы видите под ногами?

Дети: - ковёр из листьев, они шуршат под ногами

Воспитатель: - Верно, а теперь, ребята, мы полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые. Какие деревья вы узнаете?

Дети: - Берёза, рябина, осина, сосна, елочка

Воспитатель: - Молодцы, много деревьев знаете! А кто покажет мне ствол дерева? Можно ли обхватить ствол дерева пальцами?

Дети: - Нет

Воспитатель: - Почему нельзя? Какой ствол?

Дети: - толстый

Воспитатель: - Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами обхватить нельзя. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Скажите, чем кустарник отличается от дерева?

Дети: - У дерева один большой ствол, а у кустарника много

Воспитатель: - А деревья и кустарники живые?

Дети: - Да

Воспитатель: - А почему?

Дети: - Они дышат и пьют воду

Воспитатель: - Верно. Ребята, давайте пройдём сюда и скажем, что это за дерево?

Дети: - Лиственница

Воспитатель: - А как вы догадались, чем она отличается от других деревьев?

Дети: - Вместо листьев у нее мягкие иголки

Воспитатель: - Верно, у лиственницы мягкие иголки, которые опадают зелёными и на земле приобретают коричневый окрас. А как вы думаете, почему у ёлки и сосны иголки не падают?

Дети: - Потому, что они жесткие и им не нужна влага.

Воспитатель: - Правильно, Молодцы, ребята!

3. Сбор природного материала:

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сейчас набрать самые красивые листочки, потом мы из них все вместе сделаем красивую осеннюю поделку. (дети собирают листья). Сколько много красивых листочков вы собрали! Молодцы!

Ребята, послушайте правила, сейчас я загадаю какое-то дерево, а в по описанию его отгадать. Если вы его смогли отгадать, то тогда бегите к нему.

• Вместо листьев у него иголки, которые не падают осенью, это дерево всегда зеленое, у него есть шишки. (ель)

• У этого дерева красивые листья жёлтого цвета. Ствол белый. (берёза)

• У этого дерева есть маленькие грозди красных ягодок (рябина)

• У этого дерева вместо листьев мягкие иголки, которые падают осенью и становятся коричневого цвета. (лиственница)

• У этого дерева зелёный ствол, листья красного цвета, ее листочки похожи на маленькие монетки. (осина)

- Вот мы с вами и поиграли, вы все очень хорошо смогли найти деревья по описанию.

(Далее свободная игра детей)

Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенним лесом. Вам понравилась экскурсия в лес и почему? (Ответы детей).

5. Заключительная часть

В группе

Воспитатель: - Ребята, скажите, куда мы сегодня ходили?

Дети: - Гуляли в лесу.

Воспитатель: - а что мы сегодня делали в лесу?

Дети: - Играли, на деревья смотрели, про птиц и насекомых говорили.

Воспитатель: - Правильно, скажите, а кто запомнил слово, которое можно сказать когда листочки теряют свою краску?

Дети: - расцвечиваются

Воспитатель: - Да, они расцвечиваются. Давайте еще раз скажем «листочки расцвечиваются»

Дети: - Листочки расцвечиваются

Воспитатель: - А чем у нас птицы зимующие питаются?

Дети: - Ягодами и кормом из кормушек

Воспитатель: - Правильно, а кто запомнил, как можно сказать про осенний дождь?

Дети: - Моросящий дождь

Воспитатель: - Молодцы! Скажем еще раз «моросящий дождь»

Дети: - Моросящий дождь

Воспитатель: - Ребята, вы такие молодцы! Все слова запомнили и сказали, что в лесу мы делали.

Публикации по теме:

Конспект прогулки по ознакомлению с окружающим в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет «К нам осень пришла»Конспект прогулки по ознакомлению с окружающим в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет «К нам осень пришла» Конспект целевой прогулки по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4.

Конспект ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень золотая» Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Задачи: 1. Уточнить и обобщить представления.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект СОД по ознакомлению с окружающим «Мини-музей карандаша» в старшей группеКонспект СОД по ознакомлению с окружающим «Мини-музей карандаша» в старшей группе Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру. Задачи: Ознакомление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей-средней группе «Что нам осень подарила»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей-средней группе «Что нам осень подарила» Цель: Развивать интерес и любовь к родной природе осенью, её красоте, пробуждать эстетические чувства. Расширять представления об овощах.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группе Задачи: Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос» Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Золотая осень»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 12:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Золотая осень»» (включая файлы) размещена пользователем Сафронова Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД