МААМ-картинки

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие»

Ольга Гончарова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие»

Тема:"Морское путешествие".

Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли;

- продолжать формирование умения находить на глобусе и карте необходимые географические объекты (океаны и материки);

- обогатить знания детей об обитателях океана;

Развивающие:

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Морское путешествие“» размещена в разделах

- способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях, высказывая предположения и умозаключения, делая собственные выводи по итогам опытно –исследовательской деятельности;

- развивать монологическую речь с опорой на предметные картинки;

- работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море» (морские животные, рыбы, моллюски, подводный мир, обитатели морского дна, морской конек, медуза, морская звезда)

- совершенствовать грамматический срой речи (составление предложений о воде с предлогом «а», используя слова – антонимы)

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;

- формировать коммуникативные отношения между детьми;

Оборудование:

мольберт, глобус, картинки: кит, дельфин, морской конек, CD с записью звуков моря, презентация «Обитатели морей и океанов», рабочие тетради по курсу «Здравствуй, мир» (Вахрушев, стр., раскраски с морскими обитателями, пеналы с карандашами, оборудование для опытов : 1)сосуды с пресной и соленой водой, сырое яйцо, пластмассовая ложка, 2) яблоко, нож, разделочная доска, 2 блюдца

Предварительная работа:наблюдение за аквариумом; рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов «Мир морей и океанов», «Подводный мир», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Морские обитатели», сообщения детей о ките и морском коньке, опытно - экспериментальная деятельность «почему в море вода соленая»

Подготовила и провела : Гончарова О. В. (высшая кв. категория)

Ход.

Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги нашего детского сада и учителя из школы, они пришли к нам на занятие, давайте их поприветствуем. Здравствуйте!

Ритуал:

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Доброе утро! Я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, не отвлекаться!

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Что это?

- Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)

-Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)

-А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)

- Сколько материков на планете Земля?

-Давайте вспомним их названия и посчитаем:

«Евразия, Африка, Америка Северная и Южная, Австралия и Антарктида вьюжная!»

На всех материках мы с вами уже побывали.

- Ребята, а хотите отправиться в кругосветное путешествие?

Сейчас мы поиграем в игру «Самые- самые», но нужно еще обязательно назвать и материк этого рекордсмена.

-Самый маленький континент на Земле (Австралия)

-Самый холодный материк (Антарктида)

-Самый большой материк (Евразия)

-Самый жаркий материк (Африка)

-Самый дождливый континент (Южная Америка)

-Самая маленькая птица (колибри, Южная Америка)

-Самая большая птица (страус, Африка)

-Самое высокое животное (жираф, Африка)

-Самое высокое дерево (сиквоя, Северная Америка)

-Самый маленький медведь (коала, Австралия)

-Самая большая пустыня (Сахара, Африка)

-Самое быстрое животное (гепард, Африка)

-Каких еще животных из семейства кошачьих вы знаете?

А затем педагог раскручивает глобус.

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)

- Что обозначено этим цветом? (Вода)

- Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?

Давайте проверим, так ли это. Мы с вами проведем опыт:

- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.

- Так много или мало воды на Земле? (много)

- Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами и морями.)

- А сколько океанов(4)

Физминутка. «В океане».

Дело было в марте, плыли мы на корабле,

В океане плыли, много нового открыли,

В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!

В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!

В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!

В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!

В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!

- Ребята, какая вода в море? (Холодная, прозрачная, солёная)

- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать)

- А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет опыт.

Вот две ё мкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.

Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.

Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно. Значит вода пресная.)

- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает. Значит вода солёная.)

- Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная? Кто сделает вывод?

- Давайте заглянем в морские глубины и вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это? (картинка кита)

-Про кита нам расскажет (имя ребенка)

Сообщение ребенка : Кит самое крупное животное в мире. Он весит больше 50 слонов, и пищи ему необходимо огромное количество. Питаются киты мелкими рачками. Кит плавает,сквозь пластины, которые свисают с верхней челюсти кита, он процеживает воду, оставляя во рту «кашу» из рачков. Кит совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И хотя кит может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.

Добавляет воспитатель: «А знаете ли вы. У самки кита рождается один китенок, которого мама кормит молоком. Делать это не просто! У китов нет губ. И китенок под водой охватывает один из сосков матери свернутым в трубочку языком. Сосать ему не приходиться: мать впрыскивает молоко прямо ему в глотку. За одну кормежку малыш получает 15-20 ведер молока, жирного как сметана.»

-А что вы слышали о дельфинах (картинка с дельфином)

-Да, но это еще не все. Из всех обитателей Мирового океана дельфины самые сообразительные. Они с удовольствием играют с человеком и легко поддаются дрессировке. Дельфина можно по праву назвать первым другом человека в море. Пальчиковая гимнастика: «Дельфин»

По заплывам - чемпион (поочередно соединять пальцы с большим)

Обогнал акулу он. (тоже самое)

Десять сальто прокрутил – (сделать левой рукой кольцо из большого и указательного)

В море всех предупредил. (в кольце поочередно соединять пальцы правой руки с большим)

-Как вы думаете, могут ли во время урагана, киты и дельфины уплыть на дно и спокойно его переждать (нет, им нужен воздух, чтобы дышать)

-Делаем вывод: и касатка, и кит, и дельфин – это морские звери, т. к. они дышат воздухом и кормят детенышей молоком.

-А вот рыбы прекрасно дышат под водой, во время урагана прячутся. (на дне)

-Ребята, а какой красивый и загадочный мир открывается под водой. Давайте и мы сейчас с вами опустимся на морское дно.

-В море встречаются рыбы, на рыб вовсе не похожие. Это, например, морской конек.

Сообщение ребенка: морской конек – это тоже рыба. А назвали его так потому, что он напоминает шахматного коня. Но когда он плывет, он вытягивается и становится больше похож на иголку, чем на коня. Плавает он не очень хорошо, поэтому он часто цепляется за морские водоросли и висит, поджидая добычу. А еще морской конек умеет менять окраску, чтобы стать незаметным в лесу из водорослей и не попасться на зуб рыбам.

Добавляет воспитатель: «А знаете ли вы…Глаза у морского конька двигаются независимо друг от друга, в разные стороны.»

Пальчиковая гимнастика «Морские обитатели»

Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И акула и моржи.

Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены

В. Волнина

Воспитатель.

-Кто же еще обитает в море (показ слайдов)

Рассказ воспитателя:

Одним из красивых животных, которых можно встретить на морском дне, являются морские звезды. А как вы думаете, почему ее называют звездой? А чем отличается она от звезды на небе?

Морские звезды могут быть различных цветов и разных размеров.

Морские звезды - исключительно морские животные, в пресных водоемах не встречаются.

Все морские звезды живут только на дне, ползая по поверхности дна или зарываясь в грунт.

Морская звезда – это животное без головы. Она передвигается на своих лучах присосках. У обычных звезд - 5 лучей, а у некоторых редких - 40!

Рот у морской звезды расположен в центре тела с нижней стороны. Многие из морских звезд - активные хищники, поедающие различных моллюсков, ракообразных.

Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок.

Морская звезда — одно из самых любопытных морских существ.

Она способна также восстанавливать оторванные лучи.

Самое интересное, что морские звезды совсем не умеют плавать, они бегают на своих ножках-лучиках по дну.

По волнам гуляет зонтик. Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива.

Кто это? (медуза)

Они кажутся фантастическими! Будто из иного мира. Их плавное и размеренное движение завораживает. Многим их хочется потрогать, прикоснуться.

Но медузы вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь.

Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Окрас медуз бывает белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным.

Медуза дышит всем телом.

Просмотр слайдов. Показать других интересных и необычных морских обитателей :кальмар, скат, рыба – клоун, морской еж, морской огурец, летающие рыбы, осьминог и др.

Физминутка «Медуза».

В море плавают, как блюдца, (кружиться, руки на поясе)

Но в волнах они не бьются, (приседания)

Только, если прикоснешься, (Руки поочередно вперед, переворачивая ладони)

О медузу обожжешься. (резко прижать руки к груди)

морских обитателях мы с вами, конечно, поговорим. А если они вас заинтересовали, вы можете узнать о них сами.

-Откуда мы можем узнать о них (прочитать в книгах, энциклопедиях, спросить у родителей и т. д.)

Работа с пособиями на применение полученных знаний.

Задание 1. Кто из рыб на что похож? Найди пару.

Задание 2. Без чего не могут жить рыбы? Дорисуйте рисунок.

-Понравилось вам путешествие на морское дно?

-Что нового и интересного вы узнали на занятии сегодня?

Поблагодарить детей за работу на занятии.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в старшей группе «Морское царство» П\Р Продолжать знакомить детей с обитателями моря. Дать общее представление о морской звезде, коньке, рыбе – помощнике и крабе. Развивать.

Методическая разработка по проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов» Проект «Обитатели морей и океанов» Тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский, межсемейный. Цель: уточнение и расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Морское путешествие»
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 20:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД