Получи документы

НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»

Марина Гомонова
НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»

1).Цель – познакомить детей с современной технологией выращивания хлеба, с народными произведениями, связанными с хлебом.

2). Задачи:

- формировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

- уточнить и обобщить знания детей о труде хлеборобов;

- познакомить детей с народными традициями, связанными с хлебом, и посвящёнными ему пословицами;

Публикация «НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

- воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим.

3). Предварительная работа: чтение украинской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций, совместное творчество детей и родителей (рисунки этапов выращивания хлеба, чтение литературных произведений.

4).Ход НОД.

В группе размещены атрибуты для драматизации украинской народной сказки «Колобок»; на стенде- рисунки детей и родителей; сноп пшеницы.

1. Драматизация сказки.

Педагог: Ребята, я знаю, что вы все любите сказки. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию украинскую народную сказку «Колобок».

Педагог: «Жили – были два мышонка», Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался. Вот однажды подметал петушок двор и увидел на земле пшеничный колосок».

Петушок:Круть, Верть, глядите, что я нашёл!

Мышата: Нужно его обмолотить.

Петушок: А кто будет молотить?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Ладно, я обмолочу.

Педагог: И принялся за работу. А мышата стали играть. Кончил петушок молотить и крикнул:

Петушок: Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Мышата: Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолотить.

Петушок: А кто понесёт?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Ладно, я снесу зерно на мельницу.

Педагог: Взял петушок зерно и пошёл. А мышата опять веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовё т мышат:

Петушок: Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс.

Мышата: Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок: Кто будет месить?

Круть: Только не я!

Верть: Только не я!

Петушок: Видно мне придётся!

Педагог: Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: пляшут, песни поют.

Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Круть: Ох, и проголодался я!

Верть: Ох, и есть мне хочется!

Петушок: Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?

Мышата: Ты нашёл! (громко)

Петушок: А кто колосок обмолотил?

Мышата: Ты обмолотил! (потише)

Петушок: А кто зерно на мельницу носил?

Мышата: Тоже ты. (тихо)

Петушок: А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата: Всё ты. Всё ты. (чуть слышно)

Петушок: А вы что делали?

Педагог: Что сказать в ответ! И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из – за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

(Артисты кланяются).

Педагог: О чём эта сказка?

Дети: О трудолюбивом петушке и ленивых мышатах.

2. Пословицы и поговорки.

Педагог: Издавна в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец», складывали пословицы, поговорки о труде, о хлебе. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети: «Хлеб всему голова».

«Худ обед, коли, хлеба нет».

«Пока есть хлеб да вода – не беда».

«Посеешь в пору – соберёшь зерна гору».

«Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает».

«Не удобришь рожь – соберёшь на грош».

«Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем».

«Хлеб сердце человеку укрепляет».

3. Отгадывание загадок.

Педагог: Молодцы, ребята. Много вы пословиц и поговорок знаете. Посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки:

1. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет – 5 плугов тащит.

(Трактор).

2. Парикмахер не обычный

Гладко чуб стрижёт пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос.

(Комбайн).

3. В долг зерно возьмёт – каравай вернёт.

(Хлебное поле).

4. Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони –

Золотым зерном набит.

(Колос).

5. На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба

Сохранить всё море хлеба.

(Элеватор).

4. Кроссворд.

Педагог: Хорошо отгадывали загадки. Ответы на некоторые загадки спрятались в этом кроссворде. Вам надо расставить слова на свои места, и вы прочтёте по вертикали ключевое, главное слово.

1.

2.

3.

4.

По горизонтали:

1).Хлебное поле.

2).Колос.

3).Элеватор.

4).Комбайн.

По вертикали:

Хлеб.

Дети отгадывают кроссворд.

5. Дидактическая игра «Буквы заблудились».

Педагог: Что такое, буквы в словах «заблудились». Давайте, ребята, попробуем их расставить по порядку.

Л Е Н Х О Б Е Е П О Л

2 3 5 1 6 4 7 4 1 2 3

С К О О Л

5 1 2 4 3

Р Т О Е А В Л Э

8 6 7 3 5 4 2 1

ОМКАБН Й

2 3 1 5 4 7 6

Дети отгадывают слова.

6. Беседа, рассматривание рисунков – моделей этапов выращивания хлеба.

Педагог: Чтобы в каждом доме был хлеб, трудятся люди многих профессий. Вспомните, каких?

Дети: Хлеборобы, мукомолы, пекари.

Педагог:Люди каких профессий участвуют в выращивании хлеба?

Дети: Трактористы – пашут, боронят, чтобы земля была под снегом рыхлая, мягкая, чтобы набрала она за зиму и весну как можно больше талой воды.

Педагог: Лежит земля под снегом, ждёт весны, тепла, ждёт зёрен. Что делают колхозники?

Дети: Зерно к посеву готовят: проветривают, просушивают, на всхожесть проверяют. Механизаторы технику ремонтируют и обновляют: трактора, сеялки, комбайны.

Педагог: И вот пришла весна. Какие заботы у хлеборобов?

Дети: Опять вышли в поле трактора. Перепахали землю. Спец. машины внесли удобрения, сеялки засеяли поля зерном.

Педагог: Проклюнулись нежные всходы. Как уберечь их? Кто может подсказать?

Дети: Агрономы определяют сроки посева, уборки урожая, как удобрять землю, как пахать землю, боронить, сеять, как уберечь от вредных насекомых.

Педагог: И вот пришло время жатвы.

Дети:В поле выходят комбайны. Они скашивают колосья хлеба, обмолачивают их, веют зерно, высыпают в кузов подъезжающей машины.

Педагог: А куда затем везут зерно?

Дети: Машины везут зерно на элеватор, где оно хранится. С элеваторов зерно везут на мельницы, где разная техника мелит зерно, превращает в муку.

Педагог: Как же мука в хлеб превращается?

Дети: Муку везут на хлебозаводы, где выпекают пекари душистый хлеб.

Педагог: Трудно вырастить хлеб. А что означает выражение «Бережно обращаться с хлебом»?

Ответы детей.

Педагог: Хлеб бывает белый и чёрный. Как получается такой разный по виду и по вкусу хлеб?

Дети: Его выпекают из разной муки.

Педагог: Из какой муки выпекают белый хлеб и откуда она берётся?

Ответы детей.

Педагог: Из какой муки выпекают чёрный хлеб и откуда она берётся?

Ответы детей.

7. Инсценировка.

Педагог: Особое место отводится хлебу в религиозных праздниках. Что это за праздник?

Дети: Успение.

Педагог:Что означает этот праздник?

Дети: Успение – праздник, посвященный концу жатвы. Жатва это труд с утра до ночи. Упустишь время, осыплется зерно и пропадёт урожай. Жатва – это праздник!

Входит «осень».

Педагог: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!

Осень: Здравствуйте, ребята! А пришла я не одна. А вместе с народным праздником – Успенье! (28 августа).

Педагог: Да, да, ребята знаю, что Успенье – праздник, посвящённый окончанию жатвы и встрече Осени.

Осень: Успенье – «дожинки».

Девочки подходят к Осени.

1 девочка: Осень – тётушка!

Тяжела работушка,

Всё покосы, нивушка,

Болит моя спинушка.

2 девочка: Как по осени ломала

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала,

Надломила спинушку.

3 девочка: Жала я с утра до ноченьки

Пшеницу да овёс,

Только девке хлеба белого

Поесть не удалось.

Осень: Девушки, вы девушки,

Молоденькие жнеюшки,

Дожинайте в поле рожь,

Придёт к вам скоро молодёжь.

Дед: Красны девицы да добры молодцы, а идите вы с жатвы поиграть!

Игра «Дед».

Дети: Здравствуй, дед!

Дети: Здравствуйте, дети! Где вы были?

Дети: На работе.

Дед: Что делали?

Дети «косят» в поле. Дети ведут хоровод и поют после того, как дед угадала движение детей, изображающее работу.

Дети: У нас серпы – то золотые,

А мы жнеи – то молодые!

Время жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток возить,

Цепями молотить.

У печи сушить,

Тесто месить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить!

Кончив петь, игрок за которым остановился дед, и дед разбегаются в разные стороны. Кто первый занял пустое место, становится дедом. Игра проводится 2 – 3 раза.

Педагог: Оканчивается уборка и начинается Успенский Пост. Закончив жатву, женщины приговаривали:

1 девочка: Кто пахал – тому силку.

2 девочка: А кто сеял – тому две.

3 девочка: А кто жал – тому все.

Педагог: Перевязывают колоски лентой, т. е. «завивают бороду» и приговаривают: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай»!

Дети идут по кругу и говорят слова.

Дети: Вейся, вейся борода!

Бородушка, вейся!

Сусек, наполняйся!

Батюшка Илья – борода!

Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!

Педагог: Последний сжатый сноп – «именинники». Ему особый почёт. Его ставят под икону – несут ему хлеб, соль, низко кланяются.

Стихотворение «Руки человека».

Осень: Ох и слава Богу,

Что жито пожали!

Что жито пожали

И в копы поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи пирогам!

Угощаю вас, ребята, пирогами из нового хлеба.

Педагог и дети: Спасибо, Осень!

Осень уходит.

Итог.

Педагог: Какую сказку вы сегодня увидели? С каким народным праздником познакомились? Как нужно относиться к хлебу?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект ННОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб-всему голова» Воспитатель высшей квалификационной категории Газиева Салисат Гасановна. Цель: обобщить знания детей о том, что хлеб – это ценный продукт,.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Цель: Сформировать бережное, уважительное отношение к хлебу и людям, его вырастившим. Задачи: Расширять знания детей о значении хлеба, показать,.

НОД для старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида №130» Конспект занятия.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Краски русского севера» Паспорт проекта «Краски русского севера» Тип проекта: информационно – практико - ориентированный Вид проекта: групповой Продолжительность.

Проект по духовно нравственному-воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, моя Россия!»Проект по духовно нравственному-воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя, моя Россия!» Название педагогического проекта: «Люблю тебя, моя Россия!» Доминирующий вид деятельности: информационно - творческий Продолжительность.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой город Люберцы» Пояснительная записка Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программа клубной работы с детьми 5-7 лет Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом национального.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» Сценарий праздника «Хлеб — всему голова» Автор: Докусова Татьяна Александровна, воспитатель. Цели: формирование у детей старшего дошкольного.

Презентация в рамках создания мини-музея «Хлеб-всему голова» для детей старшего дошкольного возраста "Земля-матушка, хлеб-батюшка" 1 слайд. Приветствие. 2 слайд. По ходу моего выступления мы узнаем много интересного о хлебе, о его получении.

«Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы.

Библиотека изображений:

Публикация НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Гомонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 27 июля 2018 в 15:30
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД