Папки-передвижки

НОД «Особенности зимней природы в России»

Свиридюк Наталья Васильевна
НОД «Особенности зимней природы в России»

Тема: «Особенности зимней природы в России»

Программное содержание:

- формировать целостный образ русской зимы, созданный в произведениях живописи и музыки интегрированными средствами выразительности (цвет, колорит, тембр);

- обогащать словарь образными выражениями, сравнениями;

- закреплять знания о признаках зимы; развивать эстетическое восприятие произведений искусства, учить эмоционально откликаться на выраженное в них настроение;

- формировать умение строить композицию в пейзаже, передавать особенности зимней природы;

- развивать творческое воображение;

Публикация «НОД „Особенности зимней природы в России“» размещена в разделах

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в произведениях искусства.

Предварительная работа: наблюдение зимних явлений природы на участке ДОУ, во время экскурсии в парк; чтение и заучивание стихотворений, поговорок, загадок на тему «Зима» (произведения устного народного творчества, литературные произведения А. Пушкина, И. Бунина, Н. Некрасова и др.); разучивание песен на тему «Зима», прослушивание музыкальных произведений Ц. Кюи «Зима», Р. Шумана «Зимой», П. Чайковского «Зимнее утро»; рассматривание репродукций картин: «Зимний пейзаж» (И. Грабарь, «Зима» (И. Шишкин).

Материалы: мольберты, листы белой бумаги, круглые кисти, гуашевая краска (белая, синяя, черная, стаканы с водой, салфетка для обсушивания кисти; репродукция картины К. Юона «Русская зима», магнитофон, аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима» (I часть).

Ход занятия:

П е д а г о г. Попробуйте отгадать загадку.

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая.

Плыла лебедь сытая.

Вниз кидала-сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

Д е т и. Зима.

П е д а г о г. С кем сравнивается зима? Почему?

Д е т и отвечают.

Русский народ издавна сочинял песенки-зазимки. Послушайте одну из них.

Приходи, зима,

Приходи, красна,

С морозами трескучими,

Со снегами сыпучими,

С ветрами завьюжными,

С метелями дружными.

Почему зима, по мнению народа, красна? Какой представляется вам зима? Что она должна принести с собой?

Д е т и отвечают.

Кто из вас любит это время года? Почему? Дети отвечают.

Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А. Пушкин описывает ее так:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Какое настроение передает поэт, рисуя образ зимы? Дети отвечают.

Многие известные художники создавали образ зимы в своих пейзажах. Очень любил русскую зиму художник Константин Федорович Юон, он любовался белизной ее снежных покровов, деревьями, закутанными в мохнатый иней.

Дети вместе с педагогом рассматривают картину К. Юона «Русская зима».

Что вы видите на картине? Какой стоит день? Много ли снега выпало? Какой изображена природа?

Д е т и отвечают.

Вам нравится зимний наряд березок? Опишите его.

Д е т и выполняют.

Что делают ребята? Кто еще изображен на картине?

Д е т и отвечают.

Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте зимы, какие краски использовал?

Д е т и отвечают.

Сочетание красок, цвета, создающее единство картины, называется колоритом. Он передает настроение художника. Если основные цвета в картине - красные и желтые, колорит называется теплым, если синие и зеленые - холодным. У этой картины холодный колорит. Какой колорит у картины К. Юона «Русская зима»?

Д е т и отвечают.

Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на нее?

Д е т и отвечают.

Зиму можно изобразить и в музыкальном произведении. Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Звуки в музыке имеют свою окраску, которая называется тембром. Окраска звука тоже может быть светлой и темной, как и колорит картины - теплый и холодный. В музыке светлая, радостная, яркая окраска звучания называется мажорной. А грустная, печальная, мрачная и темная - минорной. Послушайте первую часть из концерта «Зима» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Звучит фонограмма.

Какая зима видится вам при звуках этой музыки? Почему? Дети отвечают.

Как об этом нам рассказывает музыка, какова она по характеру?

Д е т и. Нежная, светлая.

П е д а г о г. В этой музыке слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно, задушевно поют скрипки. Музыка звучит мажорно, радостно. А каких красок больше в этой музыке?

Д е т и отвечают.

Посмотрите вновь на картину и представьте, какую музыку, мажорную или минорную, вы слышите.

Д е т и отвечают.

Как вы думаете, какую песню поют изображенные на картине дети, веселую или грустную? Почему вы так думаете?

Д е т и отвечают.

Давайте, сравним музыкальное произведение «Зима» с картиной «Русская зима». Похожа ли по характеру музыка композитора Вивальди на музыку картины Юона?

Д е т и отвечают.

А сейчас посмотрите еще раз на картину, вспомните звуки прослушанной музыки и представьте свое изображение зимы. Какие зимние картины вы увидели, какие звуки услышали?

Д е т и отвечают.

Мы с вами вместе на прогулке любовались красотой зимней природы. Празднично чистая, она не была яркой. Мы заметили множество оттенков белого, серого, коричневого, серовато-коричневого, зеленовато-коричневого, черного и других цветов. Кроме укутанных снегом деревьев мы видели много кустарников, на которых замерзли отдельные ягодки. Видели снегирей, которые, как румяные яблоки, сидели на ветках деревьев. Рисунки у вас получатся разные, потому что вы придумаете свою композицию, по-разному расположите на листе изображение природы. В соответствии с замыслом затонируйте верхнюю часть листа для изображения неба. Оно может быть различных оттенков. Помните, что холодные цвета на рисунке создают ощущение мороза.

Наблюдая за работой детей, педагог в случае необходимости напоминает, что для изображения деревьев (ствола и веток) необходимо смешивать краски, а не пользоваться каким-нибудь одним цветом. Передать пространство можно, изобразив деревья далеко и близко. Падающие снежинки можно изобразить точками с помощью черенка кисти или концом ее ворса мелкими быстрыми мазками.

По окончании занятия дети вместе с педагогом внимательно просматривают все работы. Рисунки анализируются по наличию в них музыкального и живописного настроения.

Для демонстрации на выставке воспитатель оформляет детские работы в красивые рамочки.

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири»Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири» Чтобы праздничная декада не ассоциировалась у ребенка со скукой, обжорством и ленью, мама Виктории Зайцевой - Екатерина Николаевна, заранее.

Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду»Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не.

Фотозарисовки выходного дня «Красота зимней природы в моем краю»Фотозарисовки выходного дня «Красота зимней природы в моем краю» Фотозарисовки выходного дня " Красота зимней природы в моем краю" Здравстуйте,уважаемые коллеги. Я уже вам рассказывала, что зимы в нашей.

Фотозарисовки  «Завораживающая красота зимней природы»Фотозарисовки  «Завораживающая красота зимней природы» Зима-невероятное время года, когда природа одевается во все белое и все вокруг, как в сказке. За окнами порхают белоснежные, легкие.

Конспект экологической викторины в подготовительной к школе группе «Природа России» ко Дню России на МAAMКонспект экологической викторины в подготовительной к школе группе «Природа России» ко Дню России на МAAM Дошкольный возраст - важный этап становления личности, период развития физических и психических качеств, время формирования всех педагогических.

Мастер-класс по аппликации с элементами рисования «Хоровод России» ко Дню РоссииМастер-класс по аппликации с элементами рисования «Хоровод России» ко Дню России Мастер - класс по аппликации с элементами рисования "Хоровод России" ко Дню России. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы.

Мастер-класс по аппликации из ладошек «Голубь в цветах флага России»Мастер-класс по аппликации из ладошек «Голубь в цветах флага России» Поделки ко Дню России, ребятишки с удовольствием включаются в процесс их изготовления по инициативе взрослых. При этом они развивают.

Мастер-класс по изготовлению поделки «С любовью к России» для детей дошкольного возраста ко Дню РоссииМастер-класс по изготовлению поделки «С любовью к России» для детей дошкольного возраста ко Дню России Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички. 12 июня - День независимости России. В 1994 году первый президент России Борис.

Особенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в РоссииОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Весенний фоторепортаж о пробуждении природы «У природы нет плохой погоды!»Весенний фоторепортаж о пробуждении природы «У природы нет плохой погоды!» Ещё в Сибири спит весна В холодной белой колыбели. Она проснётся лишь в апреле, Когда небес голубизна Тепло лучей в снега прольёт И зазвучат.

Библиотека изображений:

Публикация НОД «Особенности зимней природы в России» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Свиридюк Наталья Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
НОД «Особенности зимней природы в России»
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 20:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД