Папки-передвижки

НОД «Дымковская игрушка» в старшей группе

Динара Кудабаева
НОД «Дымковская игрушка» в старшей группе

Конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе

Тема: «Дымковская игрушка».

Возрастная группа : старшая группа 5-6 лет.

Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

Публикация «НОД „Дымковская игрушка“ в старшей группе» размещена в разделах

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства:

• наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;

• мультимедийные – видеопрезентация;

• литературные - стихи, загадки;

• музыкальные – 2-3 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений, весёлые русские народные песни (мелодии)

• оборудование – ИКТ; CD – проигрыватель; разные народные игрушки; шкатулка; карточки-схемы, для выстраивания алгоритм последовательности рисования дымковской игрушки; шаблоны – силуэты дымковских игрушек (по желанию детей); стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь, карандаши, (по выбору детей)

Цель: Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

Задачи:

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей о дымковских игрушках, рассматривать их, называя детали узора.

• Закрепить умения рассматривать дымковских барышень и выделять части игрушки; шляпа, кофта, юбка.

• Закрепить умение составлять узор из знакомых элементов (кругов, колец, точек, прямых и волнистых линий).

• Выявить умения детей самостоятельно выбирать цвета для узора.

• Упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом.

• развивать зрительно-пространственное восприятие, умение отображать в речи свои действия.

• воспитывать у детей интерес и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки, воспитывать у детей любовь к своей родине.

Развивающие задачи:

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

• Развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Предварительная работа:

• Прорисовывание фигуры, вырезание шаблонов для занятия.

• Прорисовка элементов дымковской росписи.

Планируемый результат:

• активность в продуктивной деятельности, в разговоре;

• чувство ритма и мелодики поэтического текста, музыки;

• проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям;

• умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;

• умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

• умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями;

• применение усвоенных способов рисования ватной палочкой, кистью в самостоятельной деятельности;

• стремление создать выразительный и интересный образ с помощью использование шаблона, выбирая самостоятельно средства для рисования;

• умение самостоятельно делать выводы;

• умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 25 мин. ;

Ход деятельности:

Этап деятельности Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

1 этап

Организационный

(3 мин.)

-ситуативный разговор

-загадка Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте — желаю вам здоровья!

В слове этом — мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать много интересного?

Тогда выбирайте в зале самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в зале не заметили? Дети находят шкатулку расписную. А-а, здесь письмо. Как узнать от кого письмо? Откуда эта шкатулка?

Листочки с загадками.

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

А вот какие игрушки отгадайте? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская) (открывают шкатулку Мастеров)

Вот, так красота, шкатулка из села Дымково. Смотрите, что прислали нам дымковские мастера. (рассматривание образцов) Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой

Предлагает и корректирует выбор детей

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность Приветствуют друг друга и гостей

Выбор удобного места для творчества

Дети обходят группу в поиске необычного предмета, находят шкатулку мастеров. Обследуют её, находят письмо.

Дети настроены на общение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

-видеопрезентация

(3 мин.)

История и зарождение дымковской игрушки.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки. Какие краски используют дымковские мастера? Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.

Воспитатель: Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.

Показывает еще наглядные картинки. И самодельную барышню.

Вводит элементы новизны, используя сюрпризный момент на основе наглядных информационных средств, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

Слушают, узнают об истории создания дымковской игрушки, рассуждают. Обогащает опыт, проявляет интерес к народной игрушке.

- Орг момент

(1 мин) Ребята, мы же так и не прочитали письмо? Воспитатель читает письмо: «Ребята, у нас много работы, и мы не успели раскрасить этих барышень и лошадок, но мы знаем, что вы хотите научиться расписывать дымковским узором фигурки, Помогите нам! Воспитатель обращает внимание на нераскрашенные фигурки дымковских барышень. Воспитатель: Ребята, ура сегодня мы с вами поработаем как дымковские мастера и раскрасим игрушки. Поможем умелым мастерам? (Дети соглашаются).

А знаете ребята, прежде чем расписывать узором, мастера руками лепили из глины игрушки. (надели фартуки и нарукавники) Дети высказывают свои мысли о том, что делать с письмом и Шкатулкой Мастеров, кто-то из детей читает письмо или предлагают это сделать взрослому.

Пальчиковая гимнастика

(1 мин) Привезли мы глину с дальнего бугра (взялись за руки, идут по кругу)

Ну-ка за работу, чудо-мастера! (Вытягивают руки вперёд, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками)

А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь», (Лепят ладошками)

Печка жаром пышет. (Кулачки сжимают и разжимают)

А в печи – не калачи, (машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперёд)

-продуктивная деятельность

(9-10 мин.)

Воспитатель напоминает технику рисования: как держать кисточку, как рисовать тонкие прямые линии (концом кисти, толстые линии (всем ворсом, волнистые линии (кисточку плавно то вверх, то вниз, кольца (одним круговым движением концом кисти, круги (всем ворсом кисти безотрывными линиями).

Дети рисуют под негромкую русскую мелодию Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки, постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания. Ребё нок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально в паре, в тройке в подгруппе, по желанию использует шаблоны – силуэты дымковской игрушки из шкатулки Мастеров, выбирает материалы (краски гуашь, кисточки или ватные палочки, которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности;

Умение подбирать необходимые материалы для работы;

Умение делать логический вывод;

Умение следовать правилам

-Динамическая пауза

(1 мин) Цок-цок-цок-цок! Поочередное топанье одной ногой,

Я лошадка серый бок! потом другой

Я копытцем постучу ходьба на месте

Если хочешь – прокачу! легкий бег на месте

Посмотри, как я красива, руки на поясе, наклоны

Хороши и хвост и грива туловища влево-вправо

Цок-цок-цок-цок! поочередное топанье

Я –лошадка серый бок! кружатся на месте

С музыкальным сопровождением.

Экскурсия на ярмарку Ребята, куда мы выставим свои работы, давайте отнесем наши работы на ярмарку. (Подходят к заранее сделанной выставке) Посмотрите, как много здесь игрушек, чайничков. С музыкальным сопровождением

Русская народная музыка Ярмарка.

-отгадывание на слух какой музыкальный инструмент звучит

(2 мин.)

Ребята угадайте, что за инструменты звучат? Барабан, дудочка, ксилофон, гармошка, бубенцы. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания Внимательно выслушивают, называют музыкальный инструмент Определяют музыкальные инструменты.

Знает названия русских народных музыкальных инструментов

-чтение стихов о дымковских игрушках)

(2 мин.)

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

3. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень. Приглашает к слушанию стихов и показа к ним картинок и

раскрашенных работ Слушают, повторяют стихи Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям.

3 этап

Итог творческой деятельности

4 мин Рефлексия Ребятки Как вы думаете? Получилось у вас раскрасить игрушки? Дети рассматривают все рисунки, рассказывают, из каких элементов они составляли узор и какими красками пользовались. Что было всего труднее рисовать. Какой элемент? А что было для вас легко?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получились прекрасные работы.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы. Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Конспект занятия по лепке «Дымковская игрушка «Петушок» в подготовительной группеКонспект занятия по лепке «Дымковская игрушка «Петушок» в подготовительной группе Конспект по лепке Дымковская игрушка «петушок «в подготовительной группе. Автор Бакаева Елена Николаевна Цель: Воспитывать у детей уважение.

Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группеФотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе Цель: формирование у детей умения свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения силуэтов дымковской игрушки. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

НОД по лепке «Дымковская игрушка» в подготовительной группеНОД по лепке «Дымковская игрушка» в подготовительной группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Возрастная группа: Подготовительная группа НОД: Лепка Тема: Дымковская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Дымковская игрушка» в старшей группе
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 20:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД