Получи документы

Нетрадиционные техники рисования «Рисуем и экспериментируем дома с детьми»

Альбина Белкина
Нетрадиционные техники рисования «Рисуем и экспериментируем дома с детьми»

Рисуем и экспериментируем дома с детьми

ИГРЫ С КРУГАМИ

В нашем мире круги встречаются на каждом шагу. Круг может стать солнцем, лицом, человечком или другим хорошо знакомым нам образом. Как утверждает автор книги «Правополушарное рисование» Бетти Эдвардс, круг — это одна из первых узнаваемых геометрических фигур, которые спонтанно изображает любой ребенок. Наблюдая за своими дочерьми, я пришла к выводу, что она права. Возможно, то же самое проделывают и ваши дети. Ниже я предлагаю вам пять игр с кругами. Они расположены в определенном порядке, который соответствует этапам готовности ребенка к дальнейшим шагам, однако, если хотите, можете выбирать игры в любой последовательности.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования „Рисуем и экспериментируем дома с детьми“» размещена в разделах

Вам понадобится •

Круглые наклейки. Дайте ребенку лист бумаги и несколько листов с круглыми наклейками-этикетками (можно купить в магазине канцтоваров). Эти наклейки очень просты в использовании и принадлежат к числу моих любимых материалов для детского творчества.

Обведенные круги. Дайте ребенку лист бумаги, фломастер или восковой мелок и круглый предмет (например, тарелку, чтобы его обводить.

Вырезание спиралей. Вырежьте из бумаги круг диаметром не менее 20 см. Дайте ребенку рисовальные принадлежности и предложите раскрасить этот круг. Когда ребенок закончит работу, нарисуйте на бумаге спираль и разрежьте круг по нарисованной линии. Прикрепите к одному концу спирали нитку и подвесьте конструкцию к потолку.

Рисование на бумажных тарелках. Дайте ребенку бумажную тарелку и фломастеры. Возьмите другую тарелку и покажите ребенку, как рисовать по кругу, используя различные линии, узоры и цвета. Предложите ему придумать собственные узоры. Можете попробовать разрисовать круглые кружевные салфетки для торта.

Закрашивание кругов. Нарисуйте на бумаге много кругов и предложите ребенку раскрасить их.

ОТКЛЕЙ-НАКЛЕЙ

Детям нравятся наклейки. Мы покупаем наклейки в продуктовом магазине, в магазине канцелярских товаров и в магазинах для творчества. К числу моих любимых наклеек для детского творчества относятся круглые и прямоугольные ценники, их можно найти в магазинах канцтоваров. Они бывают всех размеров и цветов; даже ребенок с легкостью отклеит ценник от основы, и, кроме того, это экономичный вариант для родителей, дети которых обожают обклеивать наклейками все подряд. Для предлага емых ниже приглашений вместе с наклейками или вместо них можно использовать простую или рисовую бумагу. Воспринимайте игру с наклейками как подготовку к работе над коллажами в будущем.

Вам понадобится • Бумага • Наклейки • Цветной скотч

ПРИГЛАШЕНИЯ Наклейки. Сядьте рядом с ребенком. Положите перед ним и перед собой по чистому листу бумаги и по листу цветных наклеек. Отрывайте наклейки и наклеивайте их на свой лист. Ребенок очень скоро поймет, что надо делать, и последует вашему примеру.

Детям постарше нравится выкладывать из наклеек узоры. Можете дать им подсказку — выложите узор у себя на листе. Усложните задачу: добавьте к наклейкам другие предметы, например зубочистки или маленькие кусочки бумаги.

Скотч. Нарвите или нарежьте скотч небольшими кусочками и приклейте их на край стола, стула или подоконника. Предложите ребенку наклеить эти кусочки на бумагу.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ • Заполняем контур. Нарисуйте на листе контур и предложите ребенку заполнить его наклейками. • Придумываем что-нибудь свое. Дайте ребенку наклейки и зубочистки. Что он придумает? • Рисование трением. Обклейте лист бумаги наклейками. Положите сверху чистый лист, потрите по нему плоской стороной воскового карандаша и посмотрите, какой получится узор. • Украшение яиц. Облепите наклейками яйца, затем погрузите яйца в краску. Когда краска высохнет, снимите наклейки.

МОНОТИПИЯ

Слово «монотипия» происходит от греческого monos — «один» и typos — «отпечаток». Выполняя этот проект, ребенок научится изготавливать один неповторимый оттиск. Момент, когда мы достаем готовый оттиск, полон волшебства. Должно быть, именно поэтому я так люблю эту технику. Процесс затягивает, и, когда мы занимаемся монотипией, мои дети порой превращаются в маленькие печатные станки. Для начала давайте поговорим о том, как делать оттиски чернилами. Здесь есть варианты: можно использовать гуашь, а можно — штемпельную краску на водной основе. Гуашь нетоксична, легко отмывается и удобна (весьма вероятно, что она и так уже стоит у вас на полке). Штемпельная краска с одежды не отстирывается, на то, чтобы оттереть ее со стола, придется потратить много времени и сил, но оттиск выглядит солиднее и ярче, чем оттиск гуашью. Если вы работаете для собственного удовольствия, используйте гуашь, а если принты предназначаются в подарок или должны украсить собой стену, лучше выбрать штемпельную краску на водной основе.

Вам понадобится • Противень, кусок акрила, пластиковый поднос или большая керамическая плитка • Ролик, валик для краски или широкая кисть • Гуашь или штемпельная краска на водной основе • Бумага для принтера • Ватные палочки

ПОДГОТОВКА Этот проект выполняется в несколько шагов и требует подготовки, однако ваши усилия окупятся с лихвой. На подготовку уйдет всего несколько минут, зато потом дело пойдет легко и быстро. Изготовление оттисков — дело грязное, поэтому застелите рабочую поверхность, если это необходимо. Расчистите побольше места на столе или полу — там вы будете сушить получившиеся оттиски.

ПРИГЛАШЕНИЕ Положите на стол перед детским стулом противень, валик и ватные палочки. Рядом с противнем положите стопку бумаги, чтобы можно было сделать несколько отпечатков сразу, не сходя с места. Предложите ребенку выложить на противень немного гуаши. Размажьте краску валиком. Пальцами или ватной палочкой нарисуйте на краске узоры. Положите на краску лист бумаги. Прижмите его обеими руками. Снимите бумагу. Готово! Отнесите оттиск на просушку и продолжайте делать принты, пока ребенку не надоест.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ • Попробуйте делать оттиски на бумаге разных видов — газетной, плотном строительном картоне, бумаге для оригами. • Поэкспериментируйте с разными рисовальными принадлежностями — кисточкой, карандашом, восковыми мелками или перышком. Что в итоге получится на оттиске?

ОТТИСКИ С ПУЗЫРЯМИ

Если вы наблюдали, как ребенок пытается поймать или лопнуть мыльный пузырь, играет с пеной в ванне или дует через соломинку в молоко, чтобы в чашке появились пузыри, вы наверняка заметили, как сильно малышам нравятся пузыри. А теперь вообразите, что будет, если наполнить стакан разноцветной мыльной жидкостью и предложить ребенку подуть в него. Готовое приглашение, правда? Совет на тему пузырей: когда человек берет в рот трубочку, первым и естественным его побуждением будет вдохнуть, поэтому, прежде чем начинать игру, потренируйтесь выдувать воздух через соломинку. Даже при этом моя трехлетняя дочь при первой попытке втянула в рот немного краски — вот, кстати, почему желательно использовать нетоксичные краски. Но не волнуйтесь: как только ребенок сообразит, как делать трубочкой пузыри, он уйдет в это дело с головой.

Вам понадобится • Миска средних размеров • Вода • Гуашь • Трубочка • Хозяйственное мыло • Плотная бумага

ПРИГЛАШЕНИЕ Наполните миску смесью воды, гуаши и мыла в соотношении 1 : 2 : 2. Хорошенько перемешайте. Положите в миску трубочку и предложите ребенку

Художественное творчество 89

дуть в нее, пока над краем миски не начнут лопаться пузыри. Чтобы получить отпечаток, приложите к пузырям лист бумаги. Повторяйте столько раз, сколько захочется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ • Попробуйте дуть сначала легко, а потом — сильнее. Когда пузыри получаются лучше всего? • Приготовьте несколько плошек смеси разного цвета и сделайте несколько разноцветных оттисков один поверх другого. • Сделайте несколько видов мыльного раствора, взяв за основу хозяйственное мыло или пену для ванны. Сравните результаты. Когда отпечатки получаются лучше всего?

ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ

Человек от природы любит играть. Когда творческое исследование строится на игре, в итоге непременно возникает нечто удивительное. Вот некоторые из наших любимых игр с рисованием. Не могу даже вспомнить, сколько раз мы начинали какую-нибудь игру, а потом она вдруг шла в совершенно новом направлении. Так что возьмите предложенные идеи за отправную точку, а потом обязательно изобретите что-нибудь свое.

Вам понадобится • Бумага • Фломастеры или восковые мелки • См. приглашения для каждого конкретного проекта и тематические игры

ПРИГЛАШЕНИЯ Рисование на горке. Раскатайте по горке длинный рулон бумаги и приклейте его бумажным скотчем. Дайте ребенку восковые мелки и предложите скатываться с горки и рисовать на ходу.

Бумажные чудики. Вырежьте из бумаги абстрактные фигуры, похожие на живых существ, и дайте их ребенку, чтобы тот добавил недостающие детали. Припасите выпученные глазки, и пусть ребенок приклеивает их куда вздумается.

Нарисованные чудики. Возьмите полуметровый кусочек пряжи для вязания и выложите на листе какую-нибудь знакомую фигуру. Обведите. Посмотрите, на что похож получившийся рисунок, обсудите, как сделать из него живое существо и что ему дорисовать — глаза, рот, рога, руки, крылья и т. д.

Соединяем точки. Нарисуйте некоторое количество точек так, чтобы они были разбросаны совершенно произвольно или складывались в простой двухмерный рисунок (звезда, цветок или домик, а потом предложите ребенку соединить эти точки так, как он пожелает.

Закрашиваем фигуру. Заполните большой лист бумаги разнообразными фигурами. Дайте лист ребенку и предложите ему закрасить фигуры или нарисовать в них линии.

ИГРЫ Рисуем по очереди. Первый игрок рисует линию, фигуру или каракули, а потом передает лист бумаги второму игроку. Тот добавляет к рисунку что-нибудь свое. Первым может быть как взрослый, так и ребенок. Игра может занять пару раундов, а может длиться бесконечно.

Играем в чепуху. Сложите лист бумаги пополам. Нарисуйте нижнюю (или верхнюю) часть какого-нибудь существа, чуть-чуть продлив линии на вторую половину. Сложите лист так, чтобы видны были только кончики линий, и предложите ребенку закончить рисунок.

Рисуем слова. Составьте список того, что любит рисовать ваш ребенок, и того, что нарисовать ему будет непросто. Разрежьте список так, чтобы на каждом листочке было только одно слово. Сложите листки в банку. Вытаскивайте бумажки в случайном порядке и по очереди рисуйте то, что там написано.

РИСУЕМ ТО, ЧТО ВИДИМ

Впервые я попробовала рисовать с натуры в художественном кружке, когда мне было примерно семь лет. Нас попросили принести из дому какой-нибудь предмет, который мы будем рисовать, и я выбрала большую шоколадку (наверное, потому, что только так смогла уговорить маму купить мне шоколад). Помню, я рисовала шоколадку три урока подряд и в конце концов уверилась, что рисунок в точности повторяет оригинал. Я была очень горда собой. Сейчас я понимаю, что тот случай научил меня подолгу трудиться над задачей и соблюдать пропорции предмета. Рисование с натуры не только развивает художественные навыки, но и учит нас внимательно смотреть на мир вокруг, отмечать малейшие нюансы текстуры и формы. Мы рисуем красивый предмет и вместе с тем учимся решать проблему и пользоваться средствами визуальной коммуникации, то есть осваиваем навыки, с помощью которых сможем уверенно выражать собственные идеи. Предложите ребенку нарисовать то, что он видит, — вполне вероятно, что у его рисунка не будет ничего общего с тем, как это же видите вы. Рисунку не обязательно иметь сходство с изображаемым предметом, главное, чтобы ребенок внимательно присмотрелся к этому предмету и разглядел его во всех подробностях. Этот вид деятельности годится для детей, которые уже выросли из каляканья; впрочем, маленькие любители каляк-маляк тоже охотно выполнят задание, но по-своему.

Вам понадобится • Предметы, которые можно рисовать, — цветы, леденцы, игрушки, ваза с фруктами (варианты сочетания предметов и материалов см. ниже) • Принадлежности для рисования • Бумага

ПРИГЛАШЕНИЕ Выберите простой предмет, например цветок или тыкву, и поместите его на стол. Дайте ребенку бумагу и принадлежности для рисования, с помощью которых он сможет передать настроение натюрморта, и предложите ему нарисовать то, что он видит.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ Взрослые часто привыкают рисовать предметы и людей упрощенно, как в комиксах. Чтобы отделаться от привычки рисовать символ вместо объекта, я люблю сесть рядом со своими детьми и порисовать вместе с ними. Чтобы играть было интересно, для начала нарисуйте предмет по памяти, а потом — с натуры. Сравните получившиеся рисунки. Чем они различаются? Если бы вы снова рисовали этот же предмет по памяти, что вы нарисовали бы иначе? Какой рисунок нравится вам больше? Какой дался вам труднее?

СОЧЕТАНИЯ ПРЕДМЕТОВ И МАТЕРИАЛОВ • Цветные леденцы — черная бумага, серебряный перманентный маркер, красные и белые пастельные мелки • Тыквы — черная бумага и оранжевые пастельные мелки • Автопортрет — напольное зеркало и принадлежности для рисования или живописи • Ваза с цветами — белая бумага и разноцветные фломастеры или восковые мелки • Книжка с картинками, которые нравятся вашему ребенку (ракеты, самолеты, домашние животные и др., — белая бумага и разноцветные фломастеры или восковые мелки

РИСОВАЛЬНЫЕ КУБИКИ

Игры с рисовальными кубиками — прекрасный способ дать ребенку творческий импульс и побудить его рисовать. Бросая кубик, мы всякий раз получаем возможность расширить свой творческий словарь, наработать навыки рисования, научиться лучше распознавать цвета и формы. Если у вас есть под рукой ненужные кубики, превратите их в набор кубиков для рисования.

Вам понадобится • Три кубика (деревянных, бумажных или пластмассовых) • Краска, ручка-кисточка или перманентные маркеры • Бумага • Принадлежности для рисования

ПОДГОТОВКА Сделайте три кубика: первый — с фигурами, второй — с линиями, третий — с цветами. Нарисуйте на гранях кубика следующие символы или используйте предложенные идеи в качестве отправной точки и придумайте что-то свое.

• Фигуры — квадрат, круг, овал, сердечко, прямоугольник, треугольник • Линии — вертикальная, диагональная, зигзаг, волнистая, спираль, точки • Цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый

ПРИГЛАШЕНИЕ Выложите на стол кубики и принадлежности для рисования. Предложите ребенку бросить один, два или все три кубика и нарисовать то, что он увидит. Если участников больше одного, они могут бросать кубик по очереди и рисовать получившийся узор на своих листочках. Чтобы играть всем вместе, возьмите один лист бумаги. Каждый игрок бросает кубики и рисует на бумаге собственный вариант фигуры, линии или цвета. Затем он передает кубики следующему игроку для следующего хода. О количестве ходов следует договориться заранее.

ЭКСПЕРИМЕНТ Не только рисование. Можно использовать кубики не только для рисования — нанесите на них символы движений, текстуры, настроений и т. д. Так, можно поиграть в игру «найди и пощупай» — нанесите на кубик изображения пупырчатой, гладкой, колючей, мягкой, шершавой и грубой поверхности. Чтобы поиграть с эмоциями, изобразите рожицы: удивленную, недоумевающую, грустную, сердитую, веселую и застенчивую. Или попрыгайте и побегайте — а на кубике нарисуйте значки, обозначающие «прыгать», «кружиться», «ползти», «танцевать», «бежать» и «шагать».

Публикации по теме:

Деревья из ладошек. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисуем и рассказываемДеревья из ладошек. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисуем и рассказываем Нередко дети затрудняются в высказывании своих мыслей. Эта проблема актуальна для многих дошкольников. Из множества приемов, для активизации.

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования с детьми»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования с детьми» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Моя тема по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников».

Рисование в комбинированной нетрадиционной технике с детьми младшего дошкольного возраста «Мимоза»Рисование в комбинированной нетрадиционной технике с детьми младшего дошкольного возраста «Мимоза» Доброго времени суток, коллеги! Рада, что заглянули ко мне на страничку! Сегодня с моими трёхлетними крохами рисовали мимозу. Вот какая.

Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Морж»Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Морж» Доброго времени суток, друзья, коллеги и гости моей странички! Недавно в одной публикации здесь на сайте, на выставке рисунков, среди прочих.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Капитошка» Хочу рассказать, как мы рисовали главного героя мультфильма "Капитошка" Капитошку мы с друзьями, очень долго все искали… Оказалось Капитошка,.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Пингвинчик»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Пингвинчик» Тепло приветствую всех посетителей моей странички! Сегодня хочу вам показать, как мы с ребятками среднего возраста рисовали пингвинчиков,.

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Снеговик»Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего возраста «Снеговик» Во многих детских садах, судя по многочисленным публикациям на МААМ, весело отметили вчера Всемирный День Снеговика. Лепит детвора зимой.

Нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Яблоко и червячок»Нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Яблоко и червячок» В то день, когда дети подготовительной группы "кормили" грушей гусеничку. Моим самым маленьким художникам-трёхлеточкам предложила угостить.

Нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Нарядный мухомор»Нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Нарядный мухомор» Этот гриб в лесу растёт Не клади его ты в рот! Он совсем не сладкий Крапинки на шляпке Красный, словно помидор Несъедобный мухомор! Т. Андреева.

Нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Лёвушка»Нетрадиционные техники рисования с детьми трёх лет «Лёвушка» Сегодня дала прослушать своим малышам-трёхлеточкам милую детскую песенку: "Круглые глазки, маленький нос, Пышная грива и кисточкой хвост,.

Библиотека изображений:

Публикация Нетрадиционные техники рисования «Рисуем и экспериментируем дома с детьми» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Альбина Белкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования «Рисуем и экспериментируем дома с детьми»
Опубликовано: 19 мая 2020 в 19:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД