Получи документы

Нетрадиционные формы работы с семьей

Лилия Алаторцева
Нетрадиционные формы работы с семьей

Нетрадиционные традиционные формы : из опыта работы с семьей.

Ключевые слова: сотрудничество, партнерство, взаимодействие, детский сад, педагогика, родители, компетентность, культура, воспитание, образование детей.

Обновление дошкольного образования касается не только поиска новых организационных форм работы с детьми в рамках групп кратковременного пребывания, инклюзивных групп, центров игровой поддержки, лекотек, домашних детских садов, билингвальных детских садов, но и пересмотра существующей образовательной практики в контексте новой философии работы с семьей. Данная философия в значительно большей степени отвечает запросам родителей и изначально ориентирована на установление тесных контактов с семьей, плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.

Публикация «Нетрадиционные формы работы с семьей» размещена в разделах

Задачи сотрудничества детского сада и семьи выходят за рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывают трудности не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации своего собственного воспитательного потенциала по отношению к детям. Последний в большей степени определяется уровнем саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института.

Проблемам родительской культуры и воспитательного потенциала семьи посвящено огромное количество работ. Многие из них были изданы в последние десятилетия, когда изменились установки во взаимодействии педагогов и родителей и были сформулированы новые задачи в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей. Однако попытки обозначить изменившуюся ситуацию как новую философию в работе с семьей, новую политику в работе с семьей (Н. Н. Королева, О. Н. Савинова, новые формы работы с семьей (Е. П. Арнаутова, В. А. Березина, Л. И. Виноградова, О. И. Волжина, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова и др.) сигнализируют больше о степени остроты проблемы, нежели о степени ее решения.

Компетентностный подход, по нашему мнению, позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в качестве полноправных участников в воспитательный процесс и равноценных субъектов в управление дошкольным образовательным учреждением.

Исходя из обозначенных позиций, посмотрим на достаточно традиционные формы работы дошкольного образовательного учреждения с семьей и семьи с дошкольным образовательным учреждением под углом компетентностного подхода и постараемся определить потенциал данных форм для реализации его целевых установок.

Результаты анализа оформлены в виде таблиц, левая часть которых содержит согласуемые с принципами компетентностного подхода позиции (или моменты, которые можно усилить в контексте этих позиций, а правая — традиционный смысл форм работы дошкольного учреждения с семьей (табл. 1, 2 на с. 106-109).

Формы работы с семьей внутри ДОУ

Компетентностный подход Традиционный подход

Презентация ДОУ

Активизация родителей возможна за счет включения их в различные виды деятельности, организации экспертизы со стороны родителей, а также при условии учета предложений

семей Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом,

окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом и др.)

Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей

Эффективность повышается, если при проведении занятия воспитатель включает в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в тех или иных вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать что-то новое гостям) Родители получают представление о содержании и технологиях работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Педагогический совет с участием родителей

Плодотворен при участии родителей на всех этапах его организации и проведения, а также при условии присутствия на педсовете воспитателей группы Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей

Интервью с родителями

Эффективность интервью возрастает при условии использования обратной связи и демонстрации причинно-следственных связей между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями Помогает педагогам создать непринужденную атмосферу в общении с родителями и установить обратную связь

Педагогические ситуации

Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и участия в них семей воспитанников Обсуждение ситуаций активизирует родителей, делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон

Телефон доверия

Более эффективен, если реализуется принцип

равноправности: родители спрашивают — педагоги отвечают, педагоги спрашивают — родители отвечают, на основе чего совместно планируется общая деятельность В игровой форме родители задают любые интересующие их вопросы как устно, так и письменно. Вопросы и предложения рассматриваются, на основе их анализа

планируется работа с родителями

Посещение семьи

Активизация семьи возможна при непосредственном участии родителей в данном процессе: взаимопосещения, родительский десант и др. Воспитатель посещает семьи своих воспитанников с целью ознакомления с условиями жизни и воспитания детей в семье

Педагогические беседы с родителями

Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации Форма установления связи педагога с семьей, может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами : беседа при посещении семей, на родительских собраниях, консультациях

самостоятельно, так и в сочетании с

другими формами : беседа при посещении семей, на

родительском собрании, консультации

Тематические консультации

Эффективны при соблюдении принципа

консультирования в сочетании с обратной связью и измерением отсроченных результатов Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: три-четыре консультации в год в каждой

возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану.

Продолжительность консультации 30-40 минут.

Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон

Собрание-встреча, круглый стол с родителями

Эффективность собраний-встреч и круглых столов повышается при использовании активизирующих методов:

- метод групповой дискуссии, стимулирующий родителей аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, свой опыт воспитания;

- метод видеокоррекции, предполагающий просмотр и анализ видеозаписи поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка в той или иной ситуации или при выполнении того или иного задания;

- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок — педагог — родитель»;

- метод совместных действий, основанный на

выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий;

- метод конаруктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;

- метод вербальной дискуссии, обучающий

культуре диалога в семье, обществе, и др. Обсуждение с родителями актуальных проблем

воспитания с участием специалистов. На заседание

круглого стола приглашаются родители, письменно или

устно выразившие желание учаавовать в обсуждении той

или иной темы со специалистами

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги,

специалисты и родители моделируют и проигрывают различные педагогические ситуации. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами

Направлена на обобщение и распространение опыта воспитания детей в семье в форме докладов и презентаций родительских достижений

Общие собрания родителей

Активность и заинтересованность родителей можно повысить, если включить в общее собрание элементы тренинга, мастер-класс, семинар-практикум, семинар, видеотренинг, презентацию, показ занятий на видеозаписи и пр.

Обсуждаются общие вопросы работы дошкольного образовательного учреждения.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями

Эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада

В детском саду могут быть организованы дежурства родителей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределы детского сада,

проведению досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю, заведующей позже,

записать в специальную тетрадь

Посещение детского сада с постановкой перед

родителями конкретных педагогических задач:

наблюдение за деятельностью воспитателя группы,

отношениями между детьми, а также взрослыми и

детьми, за играми, занятиями дошкольников,

поведением собственного ребенка; ознакомление с

бытовыми условиями в группе, в детском саду

Формы работы с детьми за пределами ДОУ

Компетентностный подход Традиционный подход

Университет педагогических знаний и лекторий

В качестве лекторов могут быть привлечены родители.

Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми

Как и лектории, университет педагогических знаний создается в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть эпизодическими, либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то университет педагогических знаний — это

своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу;

преподавательский (лекторский) состав и т. п. Задачи университета:

вооружить родителей основами

педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье;

обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи;

обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания;

предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ

Киноуниверситет или кинолекторий

Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра.

Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них

обстановке и сделать соответствующие выводы

Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные

и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используются видеозаписи реальной жизни дошкольного

учреждения. Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм

Школы для родителей

В школах для родителей семья должна выступать не

только в качестве объекта обучения, но и обучающего

(других родителей) субъекта

Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещение вопросов воспитания и

ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольных учреждениях, в

зависимости от специфики района города, более актуальны «Школа молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно

перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, средними общеобразовательными

школами, профессиональными училищами

Читательские конференции по книгам о воспитании

Организаторами конференций выступают родители, дети и педагоги являются участниками конференций

Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать

социологи, писатели, поэты.

В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждения произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми

Тематические выставки

Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок представляют родители. Например, банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т. д., в зависимости от места работы родителей.

Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио

Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах, пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района

Информационные бюллетени

Бюллетени содержат информацию, предоставленную родителями, или могут быть подготовлены семьями воспитанников Бюллетени вывешиваются (по договоренности) на

предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для

определенных занятий и в разные времена года и т. п.

Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях

Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников На мероприятие приглашаются семьи, имеющие детей дошкольного возраста, проживающие в микрорайоне. Проводится работа, направленная на ознакомление родителей с дошкольным учреждением и повышение их психолого-педагогической культуры

Родительские конференции

Родительские конференции инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, педагоги являются тьюторами и кураторами конференции. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия Конференции организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, домов культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны для родителей

Консультации для родителей

Организация общественной приемной для консультирования, как педагогов, так и родителей (включая жителей микрорайона). Создание консультационного пункта на базе дошкольного образовательного учреждения на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей К консультациям привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители)

Библиотеки для родителей при дошкольных учреждениях

Библиотека создается родителями, может быть виртуальной, комплектация курируется родителями Услугами библиотеки могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев эта услуга платная

Выступления воспитанников детских садов

Программа выступления детей и родителей составляется родителями, с привлечением тренеров, педагогов

центров дополнительного образования, музыкальных школ, которые посещают дети.

Участие в празднике, утреннике, выступление перед ветеранами становится частью портфолио ребенка Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и другое могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т. д. Цель выступления — показать результаты педагогической деятельности общественных детских учреждений

Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) на радио и телевидении, в местной и центральной печати

Реклама опыта педагогической деятельности дошкольного учреждения, успехов в реализации той или

иной педагогической технологии носит направленный характер позиционирование деятельности дошкольного учреждения в городе, селе и т. д., осуществляется по инициативе родителей Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной

печати, на радио, телевидении имеют в основном

практический характер. Педагоги анализируют

разнообразные педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае

Не менее важными для реализации компетентностного подхода в работе с родителями выступают информационные средства. Основное отличие в их содержании и использовании связано с помещением информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей, дополнительной или адресной информации (для конкретной семьи).

Материалы проводимых опросов и полученные результаты направлены не столько на констатацию фактов или их описание, сколько на активизацию родительской позиции, формирование определенных установок на сознательное родительство. Следовательно, опросные методы позволяют оперативное и гибко реагировать на меняющиеся родительские запросы, что делает информационную работу детского сада с семьей гибкой и открытой [4].

Полученная в процессе общения с семьей информация в форме обратной связи представляется родителям различными средствами презентации. К традиционным средствам наглядной педагогической пропаганды относятся стенды.

В каждой возрастной группе в приемной для родителей, детей и педагогов оформляются различные тематические уголки. Для родителей это могут быть настольная тематическая информация, уголок краткой информации, информация из серии «Читаем дома» или «Воспитание грамотного читателя», «Послушайте вместе с детьми», «Детское творчество», «Советы врача», «Доска объявлений», «Говорим спасибо!», «Кто дружит. с математикой, физкультурой, трудом» и др.

Рассмотрим потенциал достаточно традиционной информационной работы в русле компетентностного подхода на примере оформления и подачи информации в приемной группы детского сада.

пример

игра "Устами младенца"

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителямиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Библиотека изображений:

Публикация Нетрадиционные формы работы с семьей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лилия Алаторцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нетрадиционные формы работы с семьей
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 14:07
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД