МААМ-картинки

Нетрадиционная организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до

Наталья Гулевская
Нетрадиционная организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до

«Нетрадиционная организация образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО».

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным

– вот задача первоначального обучения»

К. Д. Ушинский.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются :

• Конвенция ООН о правах ребенка

Публикация «Нетрадиционная организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах

• Конституция Российской Федерации

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• сохранение здоровья ребёнка;

• развитие базовых качеств личности;

• построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ

Главная особенность организации ОД в ДОУ на современном этапе:

• уход от учебной деятельности (занятий,

• повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в образовательную деятельность которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми :

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

• Физическое развитие.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности

ООД - основная форма обучения в детском саду.

ООД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. ООД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие занятий от организованной образовательной деятельности?

И прежде всего это отличие в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

За годы существования системы дошкольного образования наиболее

распространённой моделью организации образовательного процесса была модель,

включающая три составляющие:

- проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались

образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по

разделам)

-решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в

ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний

приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.)

- закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе

и самостоятельной деятельности;

Следовательно, ОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой – это основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста;

- Двигательной-двигательный режим - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности;

Коммуникативной – которая предполагает широкий

взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм: беседу, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, сюжетные игры, напоминания и т. д. ;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд – основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности : труд по самообслуживанию (навыки культуры быта, труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность, ручной труд;

Познавательно-исследовательской- этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций;

Продуктивной - такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т. д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса;

Восприятие художественной литературы и фольклора - этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации.

Следовательно, так изменяется способ организации детских видов деятельности : не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Каждого педагога волнуют такие вопросы: как сделать каждое занятие интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность воспитанника.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса. Большой потенциал для решения этих задач содержат нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

Применение нетрадиционных методик помогает уйти от монотонности, позволяет учить детей в сотрудничестве, даёт возможность воспитанникам раскрыться с новых сторон.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна.

Каким бы опытным воспитатель или педагог не был, ему всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Признаки нетрадиционного занятия :

• Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

• Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

• Привлекаются для организации занятия люди разных специалистов.

• Эмоциональный подъем воспитанников через оформление группы, рабочей доски, использование музыки, видео.

Организация и выполнение творческих заданий.

• Обязательное планирование занятия заранее.

• Четко определять 3-и дидактические задачи.

• Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми) : кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа : тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Занятия-путешествия.

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда).

Методика подготовки и проведения занятия в нетрадиционной форме

Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т. к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения;

• Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии;

Нетрадиционное занятие должно быть занимательным;

• На нетрадиционном занятие должна царить, атмосфера добра, творчества, радости.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики:

• Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;

• Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;

• Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Таким образом, нетрадиционные занятия имеют отличительные особенности.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного

материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность,

взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается

взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через

разнообразные виды деятельности.

Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать

внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

Преимущества нетрадиционных занятий заключается в повышении мотивации

обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких

сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, нетрадиционные

занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать

и обобщать ее, делать выводы.

Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом.

Публикации по теме:

«Дикие животные». Открытая нетрадиционная НОД с использованием ТСО и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС (средняя группа)«Дикие животные». Открытая нетрадиционная НОД с использованием ТСО и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС (средняя группа) НОД в средней группе Познание. (Формирование целостной картины мира). Художественное творчество (рисование). Интеграция ОО: «Познавательное.

Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОСОрганизация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционная организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 30 августа 2021 в 15:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционная организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гулевская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД