Папки-передвижки

Нестандартные формы работы по речевому и познавательному развитию детей в группе компенсирующей направленности

Нугуманова Елена Тавкильевна
Нестандартные формы работы по речевому и познавательному развитию детей в группе компенсирующей направленности

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в психофизическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

«Задержка психического развития» – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

Публикация «Нестандартные формы работы по речевому и познавательному развитию детей в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

В группу компенсирующей направленности зачислено 12 детей с диагнозом ЗПР, дизартрия, ОНР II-III уровня, нарушение ОДА, РАС, агнозия зрительного нерва, слабослышащий ребенок.

Диагностика познавательных процессов показала, что у детей ограничены представления об окружающем мире. Представления о предметах, их частях, свойствах и назначении отрывочны.

* Объем памяти низкий. Запоминание долгое, кратковременное. Концентрация внимания низкая. Легко отвлекаются на посторонние раздражители. Дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. * Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднё н процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Дети испытывают трудности ориентировки во времени и пространстве.

* Словарь детей ограничен бытовой тематикой, мало обобщающих понятий, редко используют в речи антонимы, отсутствуют синонимы.

* Поведение некоторых детей в группе указывает на несформированность эмоционально-волевой сферы: они легко возбудимы, наблюдается неустойчивость настроения, что приводит к трудностям поведения.

Таким образом, нарушение познавательно-речевой деятельности у детей с ЗПР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-воспитательных задач.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию Программы, материалов, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

В основу наполняемости познавательно-речевого центра положено тематическое планирование по лексическим темам.

Материал имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов, и функций, составляющих психологическую базу речи.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР проводится в индивидуальной и подгрупповой форме в соответствии с перспективным тематическим планом, который составляется в начале каждого учебного года по результатам диагностики и корректируется в течение учебного года с учётом динамики и особенностей протекания коррекционного процесса.

Дидактическая продукция апробировалась на базе Детского сада №93 в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Данные игры применялись как индивидуально, так и малыми подгруппами.

1. «Тактильный сенсорный куб» : используется для развития сенсорных качеств ребёнка, для развития тактильных ощущений, внимания, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики, речи.

Данное пособие представляет собой красочный куб с отверстием для руки.

В нём находятся фишки с разными поверхностями.

Варианты игр: «Найди пару»

«Убери лишнюю» : выложит две фишки и одну дополнительную. Закрытыми глазами определить лишнюю.

«Ассоциации» : достань только гладкие, только шершавые и т. д.

2. Математическая игра «Дружная семейка» представляет собой игровое поле (цветок, Божьи коровки (5шт.) и игральные кубики и набор чёрных камушек.

Цель: Уточнить состав числа в пределах десяти, учить соотносить варианты рисуночного изображения с их числовым эквивалентом. Закрепление основных цветов и оттенков. Закрепление прямого и обратного счёта. Развивать логическое мышление, внимание, мелкой моторики.

Игра для детей 5-7 лет.

3. Математическая игра «Праздничный торт» представляет собой набор карточек (торты) с математическими расчётами и набор свечей с изображением цифр от 0-9.

Цель: Формировать математические представления у детей дошкольного возраста (счёт, количество). Закрепление представления о порядковом счёте от 1 до 10 Развивать память, внимание, логического мышления, творческого воображения.

Описание игры: предложить ребёнку расставить свечки на тортах, выполняя математические расчёты.

Игра для детей 5-7 лет.

4. Математическая игра на липучках «Варим компот» представляет собой картинку кастрюли, набор фруктов и ягод, а также набор карточек (рецептов компотов)

Цель: Развитие математические способности, логику, мелкую моторику, внимательность и память. Учит выполнять задания по образцу. Закрепить знания по теме фрукты и ягоды, развить речь.

Описание игры: Разложите на столе игровой материал - карточки с фруктами

и ягодами, кастрюлю.

Предложить ребенку рецепт и попросите его сварить компот. Чтобы сварить компот по рецепту, нужно:

Внимательно рассмотреть рецепт; выбрать нужные фрукты и ягоды; правильно сосчитать ингредиенты; положить их в кастрюлю.

Игра для детей 4-6 лет. Данную игру можно применять как индивидуально, так и подгруппой детей.

5. Математическая игра ходилка «Решение примеров вместе со Смешариками» представляет собой набор игрового материал – карточки ходилки (4 шт.) и набор цифр.

Цель: Формировать навыки вычислительной деятельности; упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10; развивать логическое мышление, внимание.

Описание игры: Ребёнку предлагается по путешествовать со Смешариками, двигаясь по стрелочкам при этом совершая математические расчёты (закрывая пустое окошечка правильным ответом).

Игра для детей 5-7 лет.

6. «Логопедические круговые пазлы по звукам» применяются при автоматизации звука в словах. Выполняя их дети сравнивают звуки, конструируют и читают слоги, выделяют звук вначале, середине и в конце слова. Особенность таких пазл заключается в том, что, собрав один элемент (картинку, остальные картинки и слоги не сойдутся.

Игры, направленные на речевое развитие.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Выполняется в забавной игровой форме – точечный, в стихах, с использованием массажных мячиков, карандашей, палочек. Все массажные манипуляции сначала проводится взрослым индивидуально и дозировано, начиная с поглаживания, пощипывания и только потом с массажным оборудованием.

В своей работе для развития мелкой моторики мною используются разнообразные пособия такие как «Лабиринты», «Дорожки» (прокати пальчиками мячик по дорожке – лабиринту)

В результате применения данных игр дети лучше усваивают изображение цифр, лучше соотносят цифру с количеством предмета. Используя различные игры у детей лучше активизировать познавательную деятельность и не пропадает заинтересованность к непосредственно образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Игра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 летИгра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 лет Игра "Оживи картину. Зима" по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5 - 7 лет. Цель: развитие лексико - грамматической.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде»Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде» Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Чудеса.

Многофункциональное панно «В деревне» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНРМногофункциональное панно «В деревне» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Многофункциональное панно «В деревне» Представляю свое пособие панно настенное «В деревне». Изготовила для занятий в группе компенсирующей.

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группеНестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группе Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира,первой.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Совместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленностиСовместные работы родителей и детей группы компенсирующей направленности Доброго времени суток уважаемые коллеги и друзья МААМОВЧАНЕ! Спешу представить вам совместные работы родителей и детей группы компенсирующей.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:

Публикация Нестандартные формы работы по речевому и познавательному развитию детей в группе компенсирующей направленности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нугуманова Елена Тавкильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нестандартные формы работы по речевому и познавательному развитию детей в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 19:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД