Получи документы

Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»

Юлия Зайцева
Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»

Возрастная физиология, это раздел физиологии, изучающий закономерности становления и развития физиологических функций органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Публикация «Консультация по физиологии „Неравномерность и непрерывность роста и развития“» размещена в разделах

Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

Жизнь детей — это непрерывный процесс развития. Первые шаги и последующее совершенствование двигательной функции, первые слова ребенка и развитие языковой функции, превращения ребенка, в подростка в период полового созревания, развитие центральной нервной системы, осложнения рефлекторной деятельности, — это примеры изменений в организме ребенка.

Особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста изменяются некоторым его замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отмечается в первый год жизни и в период полового созревания. Начальный рост удваивается до 5 лет и утраивается до 15 лет. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4—5см, а в период полового созревания на 6—8 см в год. От периода рождения и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом тоже изменяются. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. К началу полового созревания, половая разница в пропорциях тела отсутствует, а в период полового созревания, у юношей конечности становятся более длинные, туловище более коротким и таз уже, чем у девушек. Различают три периода отличий пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если к началу периода полового созревания общий рост увеличивается за счет роста ног, то в период полового созревания — за счет роста туловища.

В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Неравномерность в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только сопоставлением темпов их роста. Отдельные части физиологичных систем созревают неравномерно. Например, нервная система функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в разные сроки. Центростремительная часть нервной системы достаточно зрела уже при рождении, окончательно созревает в 6—7 лет. А центробежная часть, окончательно созревает лишь в 23—25 лет.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в следующие годы предопределено активными процессами дифференцирования клеток, тканей, органов.

При нормальном развитии ребенка оба процесса тесно взаимосвязанные, но периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивного дифференцирования. Усиленное дифференцирование предопределяет замедление роста. Например, масса головного и спинного мозга в основном нарастает до 8—10 лет, почти достигая массы этих органов взрослого, а функциональное усовершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. Созревание двигательного анализатора наступает в 13—14 лет, а вместе с тем в 15—18 лет происходит последующий интенсивный рост и дифференциация мускульной ткани.

Неравномерность развития, гетерохрония — дает возможность обеспечить ускоренный выборочный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые в первую очередь необходимы организму на данном этапе онтогенеза. Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, изменяются, обеспечивая организму приспособления в разные периоды онтогенетического развития. Структуры, которые к моменту рождения должны составлять функциональную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, мышца около рта иннервируются ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. Ускоренное развитие испытывает не только мышца около рта, но и другие мышцы и те структуры центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Из всех нервов руки в первую очередь и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц — сгибания пальцев, которые принимают участие в исполнении хватающего рефлекса. Такое выборочное и ускоренное развитие морфологических образований, которые составляют полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание, получило название системогенеза.

4. Акселерация — ускорение развития. Она характеризуется:

а) увеличением длины тела и массы новорожденных (за последние 30—40 лет на 0,5—1см и 100—150г);

б) увеличение роста, массы (других параметров тела) детей и подростков всех возрастных групп. Современный 9-и летний ребенок имеет рост и массу 10-и летнего ребенка 1940 года;

в) более раннее изменение детских пропорций тела взрослыми;

г) более раннее прорезывание и замена молочных зубов постоянными (на 1—2 году);

д) ускоренное окостенение скелета, в частности мелких костей запястья (на 1—2 году, и более раннее завершение роста. В 18 в., у мужчин рост длился до 26 лет, в 1940 г. — до 21г, а в 1960 г — до 18—19л. ;

е) более раннее появление (на 1—2 мес.) первых половых признаков (у девушек в 8—9 лет, у ребят — в 10 лет, более быстрое завершение этого периода.

Настоящая акселерация характеризуется ускорением физического развития и полового созревания. Специальными исследованиями установлено, что акселерации физического развития не всегда отвечает высокий уровень психического развития, работоспособности и социальной зрелости.

Акселерацию объясняют действием комплекса факторов, которые еще до конца не изучены. В частности, улучшением общих условий жизни, питания, медицинского обслуживания, урбанизацией и интенсификацией темпов современной жизни.

Публикации по теме:

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста»Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста» 27.12.2020 учебного года была проведена экскурсия старшей группы "Жемчужинка" воспитателем Ильиной Н. В. и педагогом психологом Разумовой.

Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике»Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике» Дети - маленькие исследователи окружающего мира. Маленькие "Почему?", "Зачем?", "Что?", "Где?", "Когда?". Им всё интересно. Мы - педагоги.

Конспект ОД по познавательному развитию «Не обижайте муравья: он маленького роста…» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Мастер-класс композиции «Стадии роста фасоли» в рамках проекта «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа»Мастер-класс композиции «Стадии роста фасоли» в рамках проекта «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Много видов есть фасоли, И растёт она на поле, Или по верху плетётся Где придётся, как придётся. Хорошо, когда на грядке, Она будет.

НОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулкеНОД «Да, грибы искать не просто — они маленького роста!» Наблюдения на целевой прогулке Цель. - Продолжать знакомить детей с грибами (из каких частей состоит гриб, название съедобных и несъедобных грибов); - Рассказать об.

Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений»Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений» Цели: - продолжать формировать у детей познавательные интересы к природе через экспериментальную деятельность; - подвести детей к пониманию.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по физиологии «Неравномерность и непрерывность роста и развития»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 05:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД