Лучший педагог года

Неправильное дыхание

Алла Петрухина
Неправильное дыхание

Неправильное дыхание

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия нёбных миндалин). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребёнок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

Публикация «Неправильное дыхание» размещена в разделах

Дыхание - основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.

С одной стороны, дыхание — акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда количество выдыхаемого воздуха и сил выдоха зависят от цели и условия общения. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребёнка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме. Во- первых, при дыхании через рот воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во- вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее пережевывать пищу. Обоняние притупляется, и пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. А также застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.

Особенности дыхания у детей, имеющих речевые нарушения:

- физиологическое дыхание поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив и легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

- выдох укороченный, прерывистый, ускоренный, то есть нерационально используемый;

- наличие дополнительных движений (синкинезий) на вдохе и выдохе, таких как поднимание плеч, запрокидывание головы назад, дрожание век, а так же гипертонус мышц шеи и лица;

- воздушная струя у детей с нарушением произношения слабая, короткая, рассеянная. При произношении звуков воздушная струя часто проходит между боковыми краями языка и щеками, что придаёт звукам хлюпающий призвук;

- скандированное (прерывистое) дыхание, которое характеризуется прерывистым коротким вдохом, реже выдохом. Объём лёгких у таких детей существенно ниже возрастной нормы;

- в процессе речевого дыхания у ребёнка может отмечаться задержка дыхания, судорожные сокращения диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи;

- произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выходе;

- назальный выдох, когда значительная часть воздуха в процессе речи попадает в носовую полость. При этом происходит патологическое изменение тембра голоса и искажение произнесения звуков речи. Это характерно для открытой ринолалии, когда мягкое нёбо по различным причинам не полностью прилегает к задней стенке глотки.

У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.

У детей 3—4 лет слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.

У детей 5—6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4—5 слов) выдоха не хватает. Ребёнок в середине фразы производит добор, т. е. дополнительный поверхностный вдох. Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к десяти годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет.

Важно помнить, что звуки мы произносим на фазе выдоха и при произношении различных звуков воздушная струя различна.

Данные факты показывают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ребёнок, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими- то своими делами. Держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным. А губы у него постоянно обветренны и покрыты трещинами,- это первые симптомы того, что он дышит неправильно.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания таких просодических функций как громкость речи, её ритмический рисунок, плавность и интонационная выразительность.

Публикации по теме:

Конкурсно-развлекательная программа «Дыхание весны» для 1,3,4 классов Конкурсно -развлекательная программа «Дыхание весны» для 1а, 3,4 классов. Приготовили и провели воспитатели, учитель: Аглиуллина Р. Д., Калицун.

Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание» Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на.

Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение 2. Виды дыхания 3. Чем опасно неправильное дыхание? 4. Цели и польза дыхательной гимнастики 5. Что такое дыхательная.

Картотека упражнений на дыхание для дошкольников Картотека упражнений на дыхание для дошкольников. «Ветер и листья». Ребенок на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произнести.

Конспект занятия в средней группе «Правильное и неправильное питание» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 135» г. Магнитогорска Подготовила : Охрименко.

Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Учитель-логопед Солдатова Т. Н. Что может затормозить речевое.

Практикум для родителей «Правильное дыхание — основа правильной речи» Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Жизнь малыша начинается с первого вздоха и, следующего.

Правильное дыхание — основа речевого звучания ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ОСНОВА РЕЧЕВОГО ЗВУЧАНИЯ Волкова А. В. - учитель логопед, Морозова Т. А. - воспитатель, МБДОУ детский сад №32 «Ромашка»,.

Конспект занятия «Правильное и неправильное питание» Цель: ознакомление детей с полезными и вредными продуктами питания, витаминами, их значением для здоровья человека, обогащение словарного.

Проект по оздоровлению детей «Дыхание — это жизнь»Проект по оздоровлению детей «Дыхание — это жизнь» Проект в детском саду "ДЫШИ ПРАВИЛЬНО" В настоящее время проблема здоровья детей достаточно актуальна, это связано с высокой тенденцией.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Неправильное дыхание
Опубликовано: 20 мая 2019 в 11:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД