Папки-передвижки

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Зимующие птицы»

Татьяна Комаровская
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Зимующие птицы»

Цель:

Развитие речи через обобщение и систематизацию знаний детей о зимующих птицах

Программные задачи:

1. Образовательные цели :

- закрепить знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, закреплять названия зимних птиц.

- совершенствовать практическое усвоение предлогов в речи;

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах

- закрепить употребление имен существительных в косвенных падежах;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

- продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;

2. Развивающие цели :

- развивать высшие психические функции;

- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;

- развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать творческие способности детей.

3. Воспитательные цели:

- развивать умение слушать воспитателя и товарищей, выполнять инструкции; - продолжать воспитывать бережное отношение к животным.

Предварительная работа:

- беседы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, чтение книг, изготовление кормушек.

Оборудование: колючий маленький мячик, мяч, ширма, украшенная плоскостными деревьями, магнитная доска, конверт с загадками, плоскостные изображения зимующих птиц (клест, сорока, дятел, синица, поползень, плакат с зимним лесом и расположенными на деревьях гнездами, индивидуальные наборы для проведения звукового анализа, силуэты птиц (для каждого ребенка, цветные карандаши, шапочки с зимующими птицами (клест, сорока, дятел, синица, поползень).

Ход НОД

I. Организационный момент

Воспитатель: раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

(дети встают вместе с воспитателем в круг)

Воспитатель: Давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячик сегодня я принесла на занятие?

(дети называют цвет мячика)

Воспитатель: сегодня я принесла оранжевый мячик. Мы будем его предавать друг другу, держа большим пальцем и мизинцем – вот так.

Воспитатель: Доброе утро, дети. Занимайте свои места.

(дети садятся на свои места)

(на доске плакат и изображением деревьев, на которых размещены гнезда различных птиц)

Воспитатель: сегодня предлагаю отправиться нам в путешествие в сказочный лес. Но для того, чтобы туда попасть необходимо отгадать загадки.

(дети отгадывают загадки, по мере отгадывания на мольберт выставляются картинки с изображением птиц)

Воспитатель: Черный жилет, красный берет,

Нос – как топор, хвост, как упор.

(дятел)

Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут

(снегирь)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

(сорока)

Спиной – зеленовата, хвостиком – желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика.

(синица)

Кто там прыгает, шуршит

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! – поет со свистом.

(клест)

Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу

(поползень)

Воспитатель: Кто это?

Дети: Это птицы

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Почему мы их так называем:

Дети: Мы называем этих птиц зимующими потому, что они зимуют у нас и не улетают в теплые края.

Воспитатель: Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь:

Дети: можно сделать кормушки и покормить.

Воспитатель: давайте поиграем в игру с мячом «Кого, чем угостим?»

(воспитатель бросает мяч ребенку и называет зимующую птицу, ребенок возвращает мяч и говорит вид корма, которым можно кормит эту птицу)

Воробья – крошками

Синицу – салом

Снегиря – рябиной

Голубя – пшеном

Дятла – семена шишек

Свиристель – семечками

Поползня – лесными орехами

Клеста – семенами шишек

Сороку – зернами

Ворону – кусочками хлеба

Сову – кусочками мяса

(дети садятся на свои места, на столах конверты с карточками для звукового и слогового анализа слов)

Воспитатель: У каждой из этих птиц есть свой дом. И чтобы их расселить по их домам вы должны определить, сколько частей в каждом слове.

(воспитатель показывает птицу, дети определяют количество слогов с этом слове и ребенок селит его в свое гнездо)

(Воспитатель показывает сороку, дети называют количество слогов. Один из детей, по выбору воспитателя, идет к доске и селит эту птицу в ее гнездо).

Ребенок: У сороки гнездо высоко на дереве.

(подобным образом дети, комментируя полными ответами, расселяют птиц, которых они отгадывали в загадках)

Воспитатель: А какая птица осталась без гнезда?

Дети: Синица.

Воспитатель: Почему вы не поселили ее в лесу?

Дети: Потому что синицы вьют свои гнезда недалеко от жилища человека в водосточной трубе или даже в почтовом ящике.

(воспитатель вставляет синицу в карточку для проведения фронтального звуко-слогового анализа слова СИНИЦА)

Воспитатель: сколько звуков в слове СИНИЦА?

Дети: В слове Синица 6 звуков.

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: Первый звук С. это мягкий согласный звук. На схеме он зеленого цвета.

(воспитатель на доске, а дети на столах заполняют схему слова СИНИЦА)

(подобным образом идет работа по всем звукам слова)

Воспитатель: Какие гласные звуки есть в слове СИНИЦА?

Дети: В этом слове гласные звуки И, И, А.

Воспитатель: Какие согласные звуки есть в этом слове?

Дети: В слове есть согласные звуки: С', Н', Ц.

Воспитатель: сколько слов в слове СИНИЦА?

Дети: в этом слове 3 слога.

Воспитатель: Почему?

Дети: Это слово делится на 3 слога, потому что в нем 3 гласных звука.

Воспитатель: Ребята, сейчас вас ждет сюрприз. Вы хорошо знаете зимующих птиц, и поэтому они откроют вам свои секреты

(Детям – артистам заходят за ширму, одеваются шапочки птиц. Идет инсценировка сказки «Как сорока клеста судила»)

Воспитатель: Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом, склонили головы березы в белых шапках… вдруг - шум, хлопанье крыльев, трескотня.

(выбегает ребенок в шапочке сороки)

Воспитатель: Из-за еловой ветки выглянул клест.

Клест: Слушай, не шуми! Не пугай моих птенцов.

Сорока: Что? Птенцов? В Зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено выводить весной. Эй, птицы, слетайтесь сюда, клеста будем судить за нарушение лесных порядков.

Воспитатель: Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь.

Снегирь: Что за шум? За что клеста судить?

Клест: Да вот сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

Снегирь: И холодов не боишься?

Клест: Нет. Мы гнездо делаем толстое, утепляем его шерстью, перьями, еловыми ветками. Туда клестиха откладывает до пяти яиц.

Снегирь: А вдруг даже в теплом гнезде яйца замерзнут:

Клест: Нет, клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

Синица: А как же она питается?

Клест: Я ей семена шишек приношу.

Дятел: Молодцы клесты! Не страшатся морозов. Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы. И питаются, как я, еловыми семенами.

Поползень: А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили.

Снегирь: Не права ты, сорока.

Синица: Трещишь без толку.

Дятел: Не за что клеста судить.

Воспитатель: Сорока махнула крылом и улетела.

Воспитатель: Какой интересный разговор состоялся в лесу. А давайте и мы с вами на этой лесной полянке поиграем в красногрудых снегирей.

Воспитатель: За что сорока собралась судить клеста?

Дети: Сорока собралась судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой и нарушает лесные порядки.

Воспитатель: Поддержали ли лесные птицы сороку?

Дети: Нет, не поддержали.

Воспитатель: С какими лесными птицами мы встретились?

Дети: Мы встретились со снегирем, синицей, сорокой, дятлом, поползнем, клестом.

Воспитатель: Что вы узнали о жизни клестов?

Дети: Клесты выводят птенцов зимой. Они устраивают теплое гнездо, утепляя его шерстью и перьями. Клестиха сидит на яйцах, а клест приносит ей корм.

(Дети становятся в круг. Проговаривают слова с одновременными движениями руками)

Вот на ветке, посмотри,

Руками, как крыльями, хлопают себя по бокам

В красных майках снегири Руками показывают грудку

Распушили перышки,

Греются на солнышке. Делают мелкие потряхивания кистями рук, опущенных вдоль тела

Головой вертят Повороты головой влево - вправо

Улететь хотят Бегут по кругу, взмахивая руками

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! Разбегаются по группе, взмахивая руками.

(Дети садятся на свои места. У каждого ребенка на столе лежит карточка с силуэтом птицы и набор карандашей – красный, желтый, черный)

Воспитатель: Пока мы с вами играли в снегирей, к нам на столы прилетели птицы. Какие птицы прилетели к каждому из вас?

(дети называют птиц)

Воспитатель: Необходимо дятла заштриховать красным карандашом, синицу - желтым, а сороку – черным. Штриховку производить прямыми линиями сверху вниз, слева направо.

(Дети выполняют задание, после выполнения, рассматривается результат)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. С какими птицами мы встретились? Чем мы занимались на занятии

(дети перечисляют этапы занятия)

Воспитатель: Я очень рада, что вы так много знаете о зимующих птицах. Вы талантливые и можете разговаривать на птичьем языке. В нашей группе заготовлен корм для птиц. На прогулке мы оставим угощение для птиц.

Публикации по теме:

Конспект по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы» Цели: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде. 2. Активизировать словарь по теме (зимующие птицы,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы» Конспект открытого занятия по развитию речи «Зимующие птицы» Цель: Закрепление представлений о зимующих птицах; Задачи: закрепление общих.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия в средней группе Тема: «Зимующие птицы». Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи " Зимующие птицы" Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах,.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Зимующие птицы» Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». Программное содержание: учить детей составлять описательный рассказ по схеме, развивать диалогическую речь, речевой.

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы «Зимующие птицы» Коррекционно-образовательные цели: -Уточнить, расширить и обогатить словарь по теме «Зимующие птицы», -Расширить представления о том, чем.

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию во второй младшей группе «Поиграем с Машей» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие; Программное содержание: Образовательные.

Непосредственная образовательная деятельность по сенсорному развитию детей 3–4 лет «Поможем мишке» Подготовил: воспитатель Голенкова Лариса Николаевна Москва 2018г Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов.

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «В гостях у зайчика»Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию «В гостях у зайчика» Непосредственная образовательная деятельность Познание «В гостях у зайчика» Интеграция: познание, коммуникация, художественное творчество,.

Образовательная деятельность по познавательному развитию «Зимующие птицы» (подготовительная группа) Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах. Задачи: 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Зимующие птицы»
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 11:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Комаровская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД