МААМ-картинки

Необходимость обеспечения психологического здоровья детей дошкольного возраста

Татьяна Безуглая
Необходимость обеспечения психологического здоровья детей дошкольного возраста

Безуглая Татьяна Искяндяровна

Кандидат педагогических наук, доцент. Педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка детского сада № 24

Забываева Светлана Григорьевна

Заведующий муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка детским садом № 24

Публикация «Необходимость обеспечения психологического здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время здоровье современных школьников, в частности в начальной школе вызывает большое количество вопросов. По мнению ученых, причиной увеличения отклонений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста (25-30%) становится в настоящее время, их неподготовленность обучению в школе [7]. На основании этого снижаются возможности их развития, что не позволяет детям адаптироваться в меняющихся условиях (М. В. Антропова, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, О. А. Лосева). В связи с этим меняется поведение детей, они могут становиться раздражительными, нервными; возникает быстрая утомляемость, вялость, нарушение сна; появляются головные боли, частые респираторные заболевания. В результате, при низкой адаптации к школе могут появиться отставания в учении, связанные со снижением объема памяти, внимания, развитием речи, что, в свою очередь, может вызвать психоневрологические отклонения и нарушения здоровья [8].

В настоящее время проблемой психического здоровья занимается большое количество ученых, принадлежащих разным научным и практическим направлениям. Созданы научные подходы к исследованию и разрешению этой проблемы.

В качестве примера можно рассмотреть научный подход А. Маслоу. Исследуя психическое здоровье, А. Маслоу рассматривал его в двух компонентах. Первая, по его мнению, представляет собой самоактуализацию, которая представляет собой осознание и развитие собственных способностей человека и его потенциального «Я». Вторая составляющая психического здоровья, утверждал А. Маслоу, - это гуманистические ценности, которые человек осознает, принимает и к которым стремится. Он утверждал, что человек, стремящийся к самоактуализации должен обладать определенными личностными качествами, такими как:

«принятие других,

автономия,

спонтанность,

чувствительность к прекрасному,

чувство юмора,

альтруизм,

желание улучшить человечество,

склонность к творчеству» [9, с. 127].

Другие ученые, в частности В. Франкл, Ш. Бюллер создали подход, предполагающий рассмотрение проблемы психического здоровья с точки зрения развития личности на основании способности человека ставить адекватные его внутренней сути цели. Такую способность человека Ш. Бюллер называла самоопределением. Она утверждала, что на основании самоопределения возможно самоосуществление человека. Под самоосуществлением она предлагала понимать нахождение и осуществление смысла жизни человека, а не только самоактуализацию. По мнению Ш. Бюллер сохранение психического здоровья происходит за счет самоопределения и самоосуществления. В. Франкл по-своему рассматривал существо самоактуализации. Он утверждал, что таковым должно стать дело, смысл жизни, также как и Ш. Бюллер. Такое собственное дело, собственный смысл жизни есть у каждого человека. Его необходимо осознать и реализовать в своей жизни. А для детей необходимо создавать условия для формирования готовности к определению смысла [12].

Мы нашли только в Психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (1990) объяснение понятия «психическое здоровье», как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающих адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [10, с. 390].

К концу ХХ века необходимым оказалось понятие «психологическое здоровье». Ученые стали заниматься исследованием проблемы психологического здоровья. Это И. В. Дубровина, Н. И. Гуткина, Д. В. Лубовский и другие. И. В. Дубровина, занимаясь описанием психического, подчеркнула, что развитие психических функций, процессов, свойств, представляющее собой психическое развитие составляет суть психического здоровья.

Суть психологического здоровья составляет психологическое развитие, представляющее психическое развитие (описанное выше, а также развитие личности и индивидуальности. Психологическое развитие зависит от нормы психического развития.

Сопровождая процесс развития ребенка, особенно в кризисные периоды, необходимо создавать условия для реализации возрастных потребностей и формирования психических новообразований. Невозможность осуществления этой деятельности приводит к нарушениям развития. Нарушения развития, в свою очередь приводят к невозможности реализации потребностей и формирования новообразований. Подобное приводит к возникновению депривационной ситуации («депривация», от англ. deprivation - лишение утрата; в медицине: недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма) [1, с. 187]. В данном случае возникает необходимость в коррекционной работе.

Каждый из этапов развития человека имеет свои особенности, которые касаются и продолжительности этапов, и психики, и физиологии организма. Эти этапы представлены ниже:

«новорожденность,

младенчество,

преддошкольное детство (ранний возраст,

дошкольное детство,

младший школьный возраст,

подростковый возраст,

юность,

зрелый возраст,

старческий возраст,

долгожитие» [4, с. 98].

Необходимо рассмотреть вопрос о переходе из одного возраста в другой и о показателях вступления человека на новую ступень развития.

Многие ученые настаивали на том, что календарный (паспортный) возраст не совпадает с возрастом психологическим. Этими вопросами занимались Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие.

Л. С. Выготский утверждал, что процесс развития должен объяснять и диктовать возрастную периодизацию. «Развитие ребенка - это присвоение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения» [4, с. 203]. Исследование процесса развития ребенка предполагает два принципа: историзма (Л. С. Выготский, развития в деятельности (А. Н. Леонтьев). На каждой стадии решаются особенные задачи возрастного развития и формирования личности. [6]. Возрастные стадии различаются литические (спокойные) и критические [3, с. 23]. На каждой стадии возникают определенные противоречия. Вместе с этим изменяется и социальная ситуация развития: изменяются отношения ребенка со сверстниками и взрослыми; меняется вид ведущей деятельности [5, с. 35]. В это время, как правило меняется к худшему поведение ребенка.

В такие периоды важно, с одной стороны, оказывать помощь ребенку в разрешении складывающихся противоречий. А с другой стороны, предлагая ребенку новые цели, необходимо создавать условия для возникновения противоречий и помогать ему в нахождении средств их достижения [3].

Литература

1. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: Модек, 1995. - 639 с.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М. : Профессиональное образование, 2016. - 84 с.

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребенка. М. : Профессиональное образование. - 2015. - 67 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика – Пресс, 2006. - 536 с.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского. Мн. : Унiверсiтэцкае, 2007. - 237 с.

6. Джеймс М., Джонгард Д. Рожденные выигрывать. М. : Прогресс. Универс., 2005. - 520 с.

7. Здоровый город - здоровые дети. Информационно-методический сборник/ Под ред. М. М. Яловенко. Калининград: Янтарный сказ, 1998. - 184 с.

8. Зинченко В. П. Как построить свое «Я». М. : Педагогика, 2011. -131 с.

9. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М., 2003. – 456 с.

10. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 439 с.

11. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997. - 197 с.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2000. - 380 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Неделя психологического здоровья»Фотоотчет «Неделя психологического здоровья» Фотоотчет "Неделя психологического здоровья"В нашем детском саду прошла Неделя психологического здоровья «Радуга». Цель Недели здоровья.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Идеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возрастаИдеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возраста Детский сад начинается с участков, где воспитанники детского сада проводят большую часть своего времени. Решая здоровьесберегающие, познавательные,.

Как возникла необходимость единых мер. Сказка для детей старшего дошкольного возраста Представляю вам, коллеги, сказку для занятий по знакомству детей с системой мер, которая появилась на свет благодаря Наталии Смирновой,.

Консультация для воспитателей «Необходимость массажа стоп детям дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Необходимость массажа стоп детям дошкольного возраста» В ДОУ уделяется большое внимание здоровому образу жизни. Цель каждого детского сада - сохранение и обогащение здоровья детей. Ведь в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимость обеспечения психологического здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2024 в 19:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД