Папки-передвижки

Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей

Ольга Полянская
Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей

Аннотация: В статье раскрываются ключевые моменты использования нейроигр для активизации межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Приведены примеры игр, которые стимулируют развитие у детей речевой активности.

Ключевые слова: развитие речи, межполушарные связи, ребенок дошкольного возраста, межполушарное взаимодействие.

Публикация «Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей» размещена в разделах

В современном мире детей окружает множество гаджетов. Образ жизни человека, в том числе детей, стал менее малоподвижным. Гаджеты вытесняют физическую активность как взрослых, так и детей, и как следствие, сокращается двигательная активность.

Дефицит двигательной активности сказывается на физических и умственных качествах ребенка. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры.

Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс. Необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным, и в то же время продуктивным для детей.

Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой – в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Педагог в любое время может уделить минутку на нейропсихологические упражнения.

Игры способствуют улучшению концентрации внимания, пространственного восприятия и воображения.

Примеры игры, которые можно использовать:

Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв, предметов из счетных палочек одновременно двумя руками.

Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, при дифференциации звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.

Раскладывание фасоли по цветам в разные тарелочки одновременно двумя руками.

Зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, при усложнении произнося нужный нам звук.

«Прищепки». Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.

«Лабиринты». Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.

«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей.

Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.

«Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Во время утренней гимнастики – можно использовать игровые дыхательные упражнения, игровой массаж и самомассаж с различными предметами, например мячиками су-джок, растяжки.

Игры, используемые при автоматизации звука.

«Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь.

Нейроупражнения с мячами (обычными прыгунами, су-джоку).

Описание нейроупражнения : 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая.

Игры, которых нужно услышат заданный звук

«Зайчики» Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти,

внимания, формирование навыков практической ориентировки на своем теле,

снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям.

Ход игры: исходное положение — стоя. педагог предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки», если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Либо можно заменить на другое движения.

Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие нейроигры и упражнения.

Подвижные игры.

При изучении некоторых лексических тем можно использовать

Игру «По камушкам». На ковре раскладываются морские гладкие камни и карточки. Дети двигаются по кругу, наступая на камушек и карточку под речитатив:

Мы по камушкам пойдем,

Гладкий камушек возьмем.

При этом ребенок берет тот камушек, на который наступил.

Мы по камушкам пойдем,

И сюрприз себе возьмем.

При этом ребенок берет ту карточку, на которую наступил. На карточках могут быть изображены фрукты, овощи, игрушки и т. д. В соответствии с темой. И нужно назвать то, что изображено.

Игра «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов.

«Огонь и лед». По команде «огонь» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений он выбирает произвольно. По команде «лед» — застывает в позе, в которой его застигла команда, напрягая до предела все тело. Можно несколько раз чередовать обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Аналогичны игры со сменой ролей: «Рыбки и водоросли» : плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб — с передвижением в воде.

Игра «Цапля». Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.

Таким образом, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведет к повышению речевых возможностей ребенка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса ребёнка. Способ настроить детей на занятие либо завершить занятие: Дети ложатся на мягкий коврик. Затем педагог предлагает расслабиться, дает слово-образ, например, облако, ковер-самолет, листок либо любое слово, подходящее по лексической теме. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут.

Игры на улице.

«Шаги». Проговаривание слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением задания (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

БА – топнуть, ПА — хлопнуть

БО – топнуть, ПО — хлопнуть

БУ – топнуть, ПУ — хлопнуть

Пары слогов можно использовать любые.

В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.

Известная игра «Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук. Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов и приемов у детей отмечается улучшение работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации.

Публикации по теме:

Использование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольниковИспользование готовых шаблонов в Microsoft PowerPoint для создания игр и активизации речевой активности дошкольников В интернете очень много готовых дидактических интерактивных игр для детей. Но часто ни одна из них не подходит к тем задачам, которые приходится.

«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста«Японский кроссворд — как средство активизации и развития детей» к Всемирному Дню кроссвордиста Что же такое японские кроссворды? Японский кроссворд — головоломка, в которой в отличие от обычных кроссвордов зашифрованы не слова, а.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детейАтрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей Самое начало жизни ребенка, это дошкольный возраст, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детей Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур ребёнка. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей
Опубликовано: 15 января 2024 в 17:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД