МААМ-картинки

Нейропедагогика

Фахреева Галина Николаевна
Нейропедагогика

Обучение по законам работы мозга.

XXI век считается веком нейронаук. Многие специалисты говорят о том, что именно в XXI веке мы поймем, как функционирует мозг, больше узнаем о развитии мозга, а значит, больше узнаем о себе.

За последние 50 лет мы узнали то, что помогает нам сегодня эффективно работать с ребенком, более эффективно его учить, правильно взаимодействовать.

Стремясь повысить эффективность той или иной методики обучения, педагогика наших дней не может не ориентироваться на то, насколько хорошо эта методика учитывает законы работы мозга и попадает в русло процессов, по которым мозг готов и привык учиться.

Публикация «Нейропедагогика» размещена в разделах

О полезности нейропедагогики для практической деятельности можно доказать на следующих ответах на вопросы.

Когда и как начинать обучение?

До сих пор время как определяющий параметр обучающих воздействий учитывается далеко не всегда. Это не связано с возрастной психологией, где главная роль традиционно принадлежит социокультурным воздействиям, а связано с нейропсихологией – т. е. когда, в каком возрасте те или иные социокультурные воздействия могут стимулировать развитие мозга.

Выделяют три формы «направленного» обучения детей: развивающее, формирующее и коррекционно-развивающее. Остановимся на двух последних.

Формирующее обучение применяется в ситуации задержки темпов развития при сохранении структуры психики. Таким детям сверхбогатая предметная среда не то, что не полезна, она их депривирует, потому что энергетического обеспечения психики, внимания, в частности, не хватает. Формирующее обучение сосредотачивает на вычленении алгоритмов деятельности и алгоритм надо давать в явном виде. Это по определению П. Я. Гальперина, является «ориентировочной основой деятельности».

Коррекционно-развивающее обучение применяется в случаях, когда структура психики не соответствует возрастным нормам, и, более того, - есть объективные препятствия к выравниванию. Здесь более сложная задача: с одной стороны, надо увеличить темп усвоения знаний, с другой, - максимально приблизить мышление к «норме».

Главное отличие КРО от ФО – в опоре на сохранные звенья психики и обход поврежденных. При умственной отсталости обходят аналитко-синтетическую деятельность, но используют сохранную обыкновенно механическую память. КРО для каждого ребенка требуют индивидуализации.

Поэтому важно выделить слабые и сильные звенья психики.

Исследования по типологии нейропсихологических синдромов аномального развития Л. С. Цветковой и А. Цветкова, показали: в каждом возрасте наиболее часто страдают те звенья, которые проходят «сензитивный период»

Почему часто приходится слышать о слабых и утомляемых учениках?

По данным института имени Сербского, 70% школьников психофизически не здоровы. Три четверти детей к концу школы имеют гастрит. Близорукость и искривление позвоночника. Часты жалобы на сниженный иммунитет: аллергии, экземы, нестойкость к инфекциям.

В нейропсихологии четко показано, чем больше ощущений от тела, - тем ниже психический тонус. Здоровое тело никак особо не ощущается. Здоровое тело – первый источник «энергии» в нашей голове.

Как питание отражается на работе мозга ребенка и его поведении?

Прежде всего, качество питания ребенка отражается на его сосудистой и эндокринной системах. Легкоусваиваемый сахар, глутамат натрия, усилитель вкуса быстро всасываются и являются главными возбуждающими нейромедиаторами, которыми пользуется нервная система. Мозг, который у ослабленных детей функционально находится в приглушенном, работающем вполсилы состоянии, после поглощения колы или чипсов воспрянет, быстро забрав из кровеносного русла и так же быстро потратив глюкозу. Но без добавки в виде следующей порции колы или чипсов источник энергии быстро иссякает. Что в такой ситуации делает мозг? Мозг ребенка не понимает, что с ним делается, и выдает протестные реакции. Ребенок либо впадает в истерику, либо чаще всего, демонстрирует гиперактивное поведение, расторможенное, которое призвано компенсировать дефицит возбуждения за счет увеличения сенсорного потока. Чтобы успокоить ребенка, родители опять дают вкусные штучки. Мозг попадает в порочный круг.

Второй источник тонуса – адекватное питание и здоровый обмен веществ.

Зрение как основной поставщик информации человек использует даже тогда, когда глаз болен или не очень полезен: в темноте, например. Так что близорукость – это не только спазм мышц, головные боли и повышенная утомляемость. Но и меньшая надежность информационного потока по различению пространства, расстояния, формы. При падении объема или качества потока ощущений, мозг использует два механизма защиты: повышение чувствительности к стимулам и аутостимуляции.

Следовательно, для нормального тонуса нужно обеспечить ребенку разнообразный по модальностям и качественный по наполняемости информацией поток. Это третий источник тонуса.

Почему ребенку трудно читать и писать?

Почему так трудно читать и писать? Когда его мозг, его познавательные функции готовы к обучению письму и чтению?

На фото дана психофизиологическая структура двух процессов: письма и чтения. Мы видим, что, для того чтобы можно было осуществить процесс письма и чтения, должны быть сформированы практически одни и те же функции, но их много. Здесь далеко не все функции. Это и произвольная организация деятельности, и речь, и внимание, и память, и зрительное восприятие, и зрительное внимание, и зрительная память, и другие функции. В каком возрасте, например, готово зрительное восприятие к процессу чтения? Чтение на начальном этапе— это очень активная, очень сложная дифференцировка и различение буквенных знаков.

До тех пор, пока ребенок не научится делать это очень быстро, он не может научиться читать.

Разброс индивидуальных вариантов развития мозга, созревания различных функций когнитивного развития ребенка очень велик и особенно у детей с ОВЗ. Бывают дети одного и того же паспортного возраста, но их биологический возраст— это возраст созревания мозга.

А значит, возраст развития познавательных процессов, который определяет способность к обучению, может различаться на полтора-два года. То есть ребенку 7 лет, а реально ему только 4.

Биологические часы идут в разном темпе. И это не хорошо и не плохо, что один ребенок в 6 лет— шестилетний, а другой в 8 лет по паспортному возрасту еще пятилетний по биологическому. Это биологический темп созревания, так растет и развивается ребенок. Причем развитие ребенка, развитие всех познавательных функций и развитие мозга идет, как говорят специалисты, гетерохронно, то есть неравномерно. Поэтому нужно учитывать не только общие возрастные особенности ребенка, но и индивидуальный темп его развития.

Это сложнейший процесс, в котором задействованы все когнитивные функции. А для того чтобы осуществить этот сложный, многокомпонентный акт чтения, мозг задействует весь свой ресурс. И если не сформирована хотя бы какая-то функция, например, страдает внимание, как часто бывает у детей с ОВЗ, гиперактивных детей, не сформирована память, что тоже очень часто бывает, затруднено зрительное восприятие (примерно у 35% приходящих в1-й класс детей не сформировано зрительное восприятие, — появляются школьные трудности.

То есть если мы торопим ребенка, если форсируем темп обучения, если начинаем обучение не соответствующее его психофизическому развитию, мы закладываем школьные проблемы.

Дети с несформированными навыками письма и чтения, это те дети, у которых не сформированы речь, внимание, зрительное восприятие.

Часто родители и педагоги говорят, что проблемы, которые возникают в обучении и поведении у подростков, связаны с тем, что те просто не хотят учиться, потеряли мотивацию, потеряли интерес к учебе. Это не так. И высокая эмоциональность, и вновь появляющиеся порой проблемы обучения тоже связаны с изменением функционирования мозга в период полового созревания. Очень интересный факт был выявлен еще лет 30 тому назад нейропсихологами. Было показано, что в подростковом возрасте, на начальных этапах полового созревания, в период так называемой гормональной бури, происходит столь существенное изменение функционирования мозга ребенка, что это негативно сказывается практически на всех познавательных процессах.

У подростков именно на начальных стадиях полового созревания в период гормональной бури снижается рабочая память, нарушается внимание, восприятие, может страдать мышление, дети быстрее утомляются, а значит, у них усугубляются школьные проблемы. Это вполне объяснимо, потому что организм, переживающий гормональную бурю, щадит себя и не может создавать такое напряжение во всех системах. Именно поэтому снижается эффективность когнитивных процессов.

Итак, мы знаем о небольшой части того, что сегодня известно о функционировании мозга наших детей и об их познавательной деятельности. Конечно, мы сегодня знаем еще далеко не всё. Но личная заинтересованность педагога и знания в области нейропедагогики могут помочь выстроить эффективную работу с ребенком и предложить ему адекватные требования, которые не будут противоречить ни возрастным, ни индивидуальным особенностям его развития

Литература:

А. В. Цветков «Нейропедагогика особого детства»

А. В. Цветков «Нейропедагогика для учителей»

В. Степанов «Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых»

М. Безруких «Обучение леворуких детей», «Знаете ли вы своего ученика?»

А. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»

Автор публикации:
Нейропедагогика
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 18:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД