МААМ-картинки

Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе (6 фото)

зинченко анастасия
Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе

Однажды, беседуя с детьми на занятии по математике, я сказала :

«Математика – настоящее волшебное сказочное царство.

Таня: «А что такое волшебное сказочное царство

Я: «Волшебное сказочное царство – это сказки, которые мы с вами читаем, а волшебное, потому что, в них много волшебства, загадок и чудес».

Семё н: «А какие в них загадки?

Я: например, математические. В некоторых сказках живут цифры, числа – разве это не чудо!

Публикация «Научно-исследовательский детский проект „Числа в сказках“ в подготовительной группе» размещена в разделах

«С раннего детства, читая сказки, мы знакомимся с числами. А цифры, числа, если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи и действия». Вот, например, сказки, в названиях которых есть числа : «Три медведя», «Три поросенка», Волк и семеро козлят». Какие числа живут в этих сказках? ( дети назвали: 3,3,7)

Теперь, когда я читала детям сказки, ребята стали обращать внимание на числа, которые там встречались. Однажды зашел спор о том, а какие же числа чаще всего встречаются в сказках! Мы даже проголосовали и записали (писала Анастасия Викторовна, кто как думает - какое число считает (предполагает) самым распространенным в сказках. За число 1 проголосовали – ни одного человека, за число 2 – ни одного человека, за число 3 – 6 человек, за число 4 – 1 человек, за число 5 - 3 человека, за число 6 – 2 человека, за число 7 – 4 человека, за число 8 -1 человек, за число 9 - 2 человека, за число 10 – ни одного человека. Больше всего ребята проголосовали за числа 3,7. Это и было нашим предположением, которое мы решили проверить.

С помощью родителей был пополнен уголок чтения книгами сказок. Дети их с удовольствием рассматривали в свободное время. Стали искать сказки, которые можно прочитать и исследовать, а встречаются ли в них цифры и какие.

Выяснила: помнят ли дети, что нужно сделать прежде, чем приступить к какому-то большому делу. Дети ответили, что нам необходимо составить план наших действий.

Дети вносили предложения, из которых мы составили план:

1. Узнать необходимую информацию с помощью взрослых.

2. Взять в библиотеке необходимую литературу или принести из дома.

4. Прочитать сказки, посоветовавшись с Анастасией Викторовной и родителями, и найти в них числа от 1 до 10.

(мы выбрали вот такие сказки : «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Царевна-лягушка», «Лиса, заяц и петух», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане»).

5. Нарисовать таблицу с числами от 1 до 10 и в ней отметить прочитанные сказки.

6. Подвести итог работы: подготовить таблицу и рассказать другим детям о том, какие числа живут в сказках.

Сначала мы вспомнили и отметили числа, которые есть в названиях сказок. Это сказки : «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов».

Далее мы вспомнили и исследовали сказки, которые читали в младших группах :

Сказка «Репка» - 6 героев вытянули репку.

«Колобок» - 4 персонажа встретил Колобок (заяц, волк, лиса, медведь).

«Теремок» - 7 героев жили в Теремке, а 8-ой – медведь развалил его.

Сказка «3 медведя»

Главных героев – 3. Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - 2 «…у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка», 3 – три раза козленочек бегал на реку и кричал:

-Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

«Лиса, заяц и петух» - 4 раза звери приходили на помощь зайцу: «Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты петух, не выгонишь!

«Гуси-лебеди» - 2 «Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький».

Прочитав ряд сказок, мы обнаружили следующие числа :

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «Хаврошечка» - 1 «Осталась она сиротой…»,

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

В сказках А. С. Пушкина числа также встречаются довольно часто:

«Сказка о попе и работнике его Балде» (А. С. Пушкин»

Балда соглашается работать всего за 3 щелка.

Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».

3 раза Балда в море «верёвку крутил».

3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

«Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин)

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Три раза старик кидал в море свой невод.

«Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой…»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (А. С. Пушкин) :

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.

Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.

Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.

Второе чудо:

«И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря».

Пожелав жениться на царевне, был готов

«За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель».

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич трех злодеек-обидчиков.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А. С. Пушкин) :

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она

не восстала ото сна».

«семь богатырей, семь румяных усачей»

В приданое царевне было дано «семь торговых городов

да сто сорок теремов».

После смерти царевны богатыри

«гроб её к шести столбам

на цепях чугунных там

осторожно привинтили

и решёткой оградили».

«Сказка о золотом петушке» (А. С. Пушкин) :

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Мы установили, что в сказках встречаются следующие числа : 1,2, 3,4,6,7,8,.

Данные исследований заносим в таблицу «Числа в сказках»

(в Приложении).

Проанализировав только малую часть сказок можно убедиться в том, что самым распространённым числом является «3».

Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве.

Число «3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

Подготовка таблицы «Числа в сказках».

Гипотеза проекта подтвердилась, самым распространенным числом является число 3, а число 7 также встречается в сказках часто (после цифры 3). Числа 5,9,10 ни разу нам не встретились в сказках.

Подготовка к выступлению перед детьми в группе и родителями.

Методические компоненты

Методическое обеспечение: литература, сказки, мультфильмы.

Материально-техническое: мультимедиа, компьютер,

Методы проекта :

Исследовательские: проблемные вопросы и ситуации;

Словесные: беседа, рассказывание, слушание;

Практические: исследование, заполнение таблицы.

Наглядные: рассматривание, показ.

Интеграция образовательных областей.

• Социально-коммуникативное развитие

• Речевое развитие

• Познавательное развитие

• Художественно-эстетическое развитие

В ходе научно-исследовательского проекта «Числа в сказках» были получены следующие результаты:

1. Были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет) через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.

2. Проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.

3. Сложилась атмосфера сотрудничества и взаимопонимания взрослых и детей в достижении общих целей.

Список используемых источников:

1. «Сказки», Пушкин А. С., М., 1990.

2. «Русская волшебная сказка». Антология, М., «Высшая школа», 1992.

3. «Большая книга сказок».

4. Мартынова Е. А., Сучкова. И. М. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе
Фото «Числа в сказках»
Научно-исследовательский детский проект  в подготовительной группе - фото
Фото №1 Однажды беседуя с детьми на занятии по математике я сказала Математика настоящее волшебное сказочное царство Фото №2 Таня А что такое волшебное сказочное царство Я Волшебное сказочное царство это сказки которые мы с вами читаем а волшебное потому что в них много волшебства загадок и чудес Фото №3 Семё н А какие в них загадки Я например математические

Прикреплённые файлы:

chisla-v-skazkah_1n91l.pptx | 2547,71 Кб
 
Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами»Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь»Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь» Вместе с нашей страной оренбургские дошкольники в этом году оказались в эпицентре торжественных событий в честь юбилея первого полёта.

Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!»Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи»Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни»Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

Исследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группеИсследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группе Сматрова Ольга Андреевна, воспитатель МБДОУ «Ёлочка», г ЧерногорскДетский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей» в 1-й средней.

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни» Актуальность Проблема защиты и бережного отношения к воде сегодня очень важна и актуальна. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «В саду растет лимон»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «В саду растет лимон» Цель: Расширение и углубление представлений детей 6-7 лет о растении лимон (семейство рутовых) в контексте опытно-исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:

Публикация Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем зинченко анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Научно-исследовательский детский проект «Числа в сказках» в подготовительной группе
Опубликовано: 16 января 2022 в 15:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД