Папки-передвижки

Деятельность воспитателя по развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6–7 лет

Татьяна Лисовец
Деятельность воспитателя по развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6–7 лет

Введение

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам.

Он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

он усвоит их на лету.

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст представляет собой один из основных периодов в жизни ребенка. Он связан со становлением речи. Формирование грамматического строя речи представляет собой одну из проблем речевого развития дошкольника. Личность обретает способность правильно говорить именно благодаря освоению грамматики.

Публикация «Деятельность воспитателя по развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6–7 лет» размещена в разделах

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.

Цель исследования: составить содержание деятельности воспитателя по развитию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (6-7 лет) в процессе дидактических игр.

Задачи исследования:

1. Провести анализ нормативно-правовых и программных требований в аспекте развития грамматического строя речи у детей 6-7 лет.

2. Изучить возрастные особенности детей 6-7 лет в аспекте развития грамматического строя речи.

3. Рассмотреть характеристику и развитие грамматического строя речи детей 6-7 лет.

4. Выявить и описать методы развития грамматического строя речи у детей 6-7 лет.

5. Определить диагностику уровня развития грамматического строя речи у детей 6-7 лет.

6. Разработать сборник дидактических игр, направленного на развитие грамматического строя речи у детей 6-7 лет.

Основная часть

Исследования отечественных и зарубежных психологов и лингвистов доказывают, что овладение грамматическим строем языка происходит через формирование языковой системы, которая основывается на генерализации, анализе и обобщении явлений речи и языка. Исследователи Д. Н. Богоявленский, Л. И. Божович, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Н. А. Мечинская, Н. С. Рождественский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин на основе изучения и анализа процессов формирования мыслительных операций дошкольников в контексте развития речевых навыков подчеркивали важность реализации работы над грамматикой языка, являющегося родным для ребенка.

Психологи А. В. Запорожец, А. В. Захарова, Н. И. Жинкин, С. Н. Карпова, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин, изучавшие формирование грамматического строя речи у детей, также отмечали важность работы над грамматикой в системе языкового развития дошкольников.

Анализ теоретического материала, посвященного аспектам формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, позволяет утверждать, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм языка является то, что взрослые люди сами не осознают этих значений, употребляя их интуитивно, усвоив их в процессе природного восприятия родного языка. В этой связи можно заключить, что в процессе обучения детей стоит заботиться о том, чтобы они как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно осознавали их смысл.

Понимание смысла грамматических значений представляет собой процесс становления и развития интеллекта развивающейся личности. Данный процесс протекает бессознательно, однако если его тормозить неумелым обучением, то умственное развитие детей существенно задержится. Так, дошкольник, не усвоивший грамматический строй родного языка до периода вхождения на уровень начального школьного образования, показывает низкие результаты успеваемости, оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в рамках школьной программы явлениями окружающей действительности.

На основе теоретического анализа психолого-педагогических источников и практики работы ДОО можно обосновать актуальность исследуемой проблемы, а также недостаточную теоретическую и практическую разработку системы работы по формированию и развитию грамматического строя речи старших дошкольников. В связи с этим, возникла необходимость детального изучения аспектов формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники отличаются большими физическими и психическими возможностями. Физическое развитие старших дошкольников взаимосвязано с умственным. Оно является необходимым условием разностороннего развития ребенка. В это время умственное, эстетическое, нравственное развитие набирает высокий темп.

Происходит разностороннее совершенствование речи ребенка : он должен правильно произносить все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводить слова, иметь необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользоваться многими грамматическими формами, его высказывания должны стать содержательнее, выразительнее и точнее. Мышление старшего дошкольника формируется благодаря усвоению грамматики.

Так, в рамках данного исследования под понятием «грамматический строй языка» будем понимать продукт длительного исторического развития, без формирования которого не будет совершенствоваться мышление детей дошкольного возраста. Это происходит оттого, что именно грамматические формы языка являются материальной основой мышления людей. Так, чем выше уровень умственного развития дошкольника, тем лучше сформирован у него грамматический речевой строй. Сформированность анализируемого феномена является непременным условием своевременного и успешного развития монологической речи как одного из ведущих видов речевой деятельности. Мышление развивается благодаря овладению грамматически правильной речью. Дошкольник начинает мыслить более логично, последовательно, отвлекаться от конкретного, обобщать, правильно выражать свои мысли. К. Д. Ушинский, нарекая грамматику логикой языка, подчеркивал, что «Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, то есть именно ту способность, вследствие которой человек является человеком.

Процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом. Одним из условий развития грамматического строя речи детей 6-7 лет является вариативность используемых приемов и средств, направленных на развитие речи детей.

Дидактические игры используются во всех разделах программы детского сада. Важное место дидактические игры занимают в развитии речи. Динамичность, эмоциональность проведения и заинтересованность детей дидактическими играми дают возможность воспитателям много раз упражнять ребенка в построении грамматически правильных предложений, словообразовании, изменении слов по числам, падежам, согласовании прилагательных и числительных с существительными. В освоении грамматики дошкольниками важную роль играет самостоятельная игровая деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации.

Заключение

Потребность развития грамматически правильной речи выступает актуальной задачей образования детей старшего дошкольного возраста. С момента, когда ребенок начинает свободно использовать все грамматические средства в общении со сверстниками и взрослыми, происходит подлинное освоение им грамматики. В данном контексте особое значение имеет общение ребенка с другими детьми, так как в нем наиболее полно раскрываются потенциальные возможности старшего дошкольника.

Таким образом, овладение грамматическим строем речи оказывает важнейшее влияние на общее развитие старшего дошкольника, обеспечивая ему переход к формированию языковых компетенций на более углубленном уровне в школе.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность воспитателя по развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6–7 лет
Опубликовано: 11 мая 2023 в 18:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД