МААМ-картинки

Наставник молодого педагога: описание опыта работы

ЛАРИСА КАРПОВА
Наставник молодого педагога: описание опыта работы

Наставник молодого педагога: описание опыта работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 «Родничок» города Белово

Наставник молодого педагога : описание опыта работы

«Лучший педагог-наставник», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование»

Автор: учитель – дефектолог

Карпова Лариса Михайловна

Публикация «Наставник молодого педагога: описание опыта работы» размещена в разделах

Беловский городской округ

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий указ 27 июня подписал Президент России В. В. Путин. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей нашей профессии.

Целевая модель наставничества представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов.

В условиях модернизации национальной системы образования, изменений, происходящих в сфере дошкольного образования, значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться к новым для него условиям практической деятельности. Однако, становление молодого педагога – достаточно сложный процесс не только в профессиональном плане, но и в социальном, и в психологическом.

Решение задач профессионального становления молодого специалиста в педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества (в современной педагогике так же используется термин «тьюторство») в рамках образовательного учреждения, которая способствует быстрой и эффективной передаче социального и профессионального опыта. Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Актуальность опыта : Нашему детскому саду в 2023г. исполняется 60 лет. Коллектив у нас дружный, но, уже «не молодой». К сожалению, число сотрудников со стажем работы 20 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?

Со многими факторами:

• высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах

• большая ответственность за жизнь и здоровье детей,

• увеличение требований к объему работ

• заполнение документации у воспитателей ДОУ

• требовательные родители

Поэтому молодые специалисты, столкнувшись с трудностями работы воспитателя, увольняются, уходят в другие сферы деятельности.

Таким образом, сегодня перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще, тем более, что наш детский сад является основной площадкой для прохождения педагогической практики студентов «Беловского педагогического колледжа». Задача руководителя, старшего воспитателя, воспитателей-стажистов – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Новизна опыта : заключается в использовании системно-деятельностного подхода к процессу формирования профессиональной компетентности молодого педагога.

Научно-теоретические основы представленного опыта

Прежде чем начать работать с молодым педагогом и приступить к разработке индивидуального маршрута по адаптации и формированию профессиональных компетенций молодого педагога Камший О. Ю. мною был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы:

-концептуальные основы непрерывного педагогического образования (З. И. Васильева, В. Ю. Кричевский. В. А. Сласт нин);

-социально-педагогические основы наставничества (С. Н. Иконникова, Р. Х. Шакуров, В. С. Языкова);

- теоретико-эмпирические исследования, посвященные отдельным аспектам наставничества (А. С. Батышев, Е. Д. Варнакова, И. Т. Столяр, П. Н. Осипов, Е. Г. Осовский, Н. М. Таланчук)

Цель моей работы в качестве наставника : создание условий для профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем их адаптации и успешному вхождению в профессиональную педагогическую деятельность.

Задачи:

1. определить уровень профессиональной подготовки молодого специалиста, выявить затруднения в педагогической практике;

2. оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса;

3. развить профессиональные навыки молодого педагога, в том числе навыки применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;

4. обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, развить потребность и мотивацию к непрерывному образованию.

5. способствовать формированию индивидуального стиля в профессиональной деятельности молодого педагога;

6. адаптировать молодого педагога к корпоративной культуре, приобщить к лучшим традициям коллектива образовательной организации, правилам поведения в ДОУ.

Планируемые результаты

• повышение профессиональной компетентности молодого педагога с учетом их потребностей, затруднений в вопросах педагогики и психологии;

• умение проектировать воспитательно-образовательную систему, работать с группой на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

• обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

• рост профессионального мастерства молодого педагога (прохождение процедуры аттестации молодым педагогом на установление первой квалификационной категории).

• адаптации молодого педагога в учреждении.

Используемая система наставничества отвечает следующим принципам:

– добровольность и целеустремленность работы наставника;

– морально-психологическая коммуникабельность в стажерской паре;

– трансляция личного опыта;

– доброжелательность и взаимоуважение;

– научность, доступность, актуальность;

– планомерность и системность.

Технология опыта : система взаимодействия педагога-наставника и молодого педагога осуществляется в режиме работы стажерской пары в течение трех лет.

Практическая значимость: через действующую в ДОУ систему наставничества за последние годы прошло несколько педагогов, не имеющих опыта работы в детском саду.

Описание опыта работы

Карпова Лариса Михайловна, работаю в дошкольном образовании более 35 лет. В должности воспитателя имею стаж 36 лет, в должности учителя-дефектолога 3 года. За эти годы выпустила из стен детского сада во взрослую жизнь не одно поколение детей.

Администрацией ДОУ мне было предложено стать наставником молодого педагога Камший Ольги Юрьевны, начинающего свою профессиональную деятельность. Ольга Юрьевна проходила в нашем учреждении текущую практику, преддипломную практику и после окончания колледжа по приглашению руководителя пришла к нам работать на группу компенсирующего вида.

Моя индивидуальная работа по адаптации и формированию профессиональных компетенций у молодого педагога включала три этапа :

I этап – «Адаптационный»

II этап – «Проектировочный»

III этап – «Рефлексивный»

I этап – «Адаптационный» (адаптационно-диагностический этап) -осуществление диагностики профессиональных затруднений молодого педагога, составление плана работы наставника с молодым специалистом, разработка методических рекомендаций для организации работы, осуществление мониторинга периода профессиональной адаптации педагога.

Первое с чего я начала работу, это с проведения диагностики, ведь лишь выяснив проблемы молодого специалиста, можно грамотно составить план работы.

Диагностика Ольги Юрьевны была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

• планирование работы;

• организация деятельности воспитателя;

• контроль деятельности самого воспитателя и воспитанников (проводился, в том числе, и во время посещения занятий Ольги Юрьевны).

Проанализировав анкеты, побеседовав с начинающим педагогом, посетив её занятия, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

недостаток практических навыков в воспитательно-образовательной деятельности, учитывая особенность группы;

сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была и еще одна серьезная проблема: не рациональное использование времени, так как большая часть времени начинающего педагога уходила на подготовку к занятиям, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, стал пропадать интерес к работе.

На основе анализа проведенной диагностики и изучив опыт коллег по наставничеству из других регионов, был разработан план работы с молодым педагогом (индивидуальный маршрут Камший О. Ю.)

План работы

I этап – «Адаптационный» (адаптационно-диагностический этап)

План работы Формы работы Результаты

Диагностика уровня профессиональных затруднений молодого специалиста • Анкета изучения трудностей в работе педагога

• Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства

• Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого специалиста

• Анкета «Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»

• Анкета «Оценка профессиональной направленности личности воспитателя»

«Методика решений педагогических ситуаций» Результаты диагностических материалов представлены

Ознакомление с регламентом работы и с правилами внутреннего распорядка Экскурсия по учреждению, ознакомление с сайтом ДОУ Соблюдение режима работы и внутреннего распорядка ДОУ

Составление планов профессионального развития. Помощь в изучении нормативных документов Анкетирование, беседа, глоссарий, разработка памятки, оказание помощи в работе с документацией Планирует свою работу в соответствии с требованиями и инструкциями

Организация помощи в работе с документацией педагога ДОУ :

ООП ДО

Разработка РП воспитателя

(мониторинг, планирование, составление технологической карты образовательной деятельности и индивидуального маршрута) • Консультации

• Мастер-классы

• Изучение литературных источников

• Посещение открытых занятий Введение документации в соответствии с требованиями

II этап – Проектировочный (основной). Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми ОВЗ, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. Дает первые открытые занятия, активно привлекается к проведению детских праздников и развлечений.

План работы Формы работы Результаты

Внедрение инновационных технологий

Помощь в планировании работы с детьми в режимные моменты • Изучение опыта работы коллег ДОУ

• Деловые игры

• Мастер-классы

• Вебинары

Помощь в построение работы с родителями

• Изучение опыта работы коллег ДОУ

• Консультации специалистов ДОУ

Помощь в подготовке и проведении мониторинга Изучение инструментария диагностических материалов Наблюдение за детьми и анализ продуктов деятельности

Помощь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития детей Консультации специалистов ДОУ Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Участие в методической деятельности ДОУ Диспуты, ярмарки педагогических идей, проведение семинаров -практикумов Участие в педсоветах, семинарах практикумах

III этап –рефлексивный (профессиональное развитие). На данном этапе складывается система работы, имеются собственные разработки, участие молодого педагога на МО различного уровня, конкурсах профессионального мастерства. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

План работы Формы работы Результаты

Помощь в подготовке для участия в городских и областных конкурсах Консультации

Мастер-класс

Мозговой штурм Молодой специалист за время своей работы была поощрена следующими грамотами и благодарственными письмами

Познакомить с критериями аттестации педагогических работников на квалификационную категорию Подготовка портфолио Педагог успешно аттестовалась на первую квалификационную категорию

В течение всего периода мною на основании разработанного плана оказывалась организационно-методическая помощь, но за общими тезисными фразами плана, проводилась огромная работа. Я посещала педагога на е рабочем месте, анализировала её деятельность. В первую очередь я обратила внимание Ольги Юрьевны на требования к организации учебного процесса, требования к ведению документации, формы и методы организации игровой деятельности, механизмы использования дидактического, наглядного и других материалов. Помогла в подборе литературы и ресурсов интернета, провела консультацию, как спланировать работу над методической темой. Оказала помощь в составлении календарно-тематического плана.

Совместно с Ольгой Юрьевной готовили конспекты ООД, проговаривая каждый этап и элемент. Затем она проводила организованную деятельность в мо м присутствии. Нами были разработаны конспекты ООД по формированию элементарных математических представлений по теме «Зимняя прогулка», конспект ООД по формированию здорового образа жизни на тему «Наши помощники», конспект ООД по образовательным областям «Познание» и «Речевое развитие», ООД по образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Путешествие в страну Математику».

Ольга Юрьевна познакомилась с методикой организации дневной прогулки. Проведена серия мастер-классов «Сотворчество воспитателя и детей в художественно-эстетическом развитии». Проведены консультации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС», «Игровая деятельность с детьми в адаптационный период», «Организация сюжетной игры в детском саду». Мы разработали механизм использования дидактического, наглядного и других материалов. Составили список учебно-дидактического материала. Выделили центры развивающей среды для особенных деток. Ольга Юрьевна посещала педагогические советы, семинары-практикумы, «круглые столы», мастер-классы, приняла участие в квест-игре для молодых педагогов «Педагогический пробег», начала накапливать материал для составления «Портфолио». Вместе мы учились организовывать учебно-воспитательный процесс.

Мы очень много времени уделяли использованию здоровьесберегающих технологий во время ООД и режимных моментов. Организовали взаимопосещение утренней гимнастики и режимных моментов. Также подобрали дидактические игры, оформили картотеку пальчиковых и подвижных игр. Проводили «Дни здоровья». Мы уделили внимание вопросам методики организации работы с родителями. Я наблюдала за общением Ольги Юрьевны с родителями в вечернее время. Мы выявили психологические основы установления контактов с семьями воспитанников. Совместно изучаем литературу по теме «Педагогическая этика». Провели родительское собрание «Безопасность детей в наших руках».

После совместного сотрудничества провели самоанализ и рефлексию деятельности наставника, итоги работы были представлены на педагогическом совете. Я стремилась повысить интерес Ольги Юрьевны к профессии воспитателя, помогала совершенствовать педагогическую базу, развивать коммуникативные умения и умение управлять детским коллективом.

Пыталась донести до молодого педагога следующие истины :

• Смысл жизни каждого человека – непрерывное развитие и самосовершенствование.

• Благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека во многом зависит от мудрости, терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя.

• Главная задача – воспитание успешной личности. Надо полюбить реб нка таким, какой он есть, увидеть в каждом воспитаннике что-то особенное, сво.

Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, талант, деятельностные и организаторские возможности.

Процесс адаптации молодого специалиста прошел успешно. Ольга Юрьевна овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации деятельности дошкольников.

Сегодня Ольга Юрьевна ответственный, серь зный, инициативный, активный воспитатель. Она работает творчески, создает тепло и комфорт каждому реб нку, обеспечивает интересную, содержательную и познавательную жизнь в детском саду. Она постоянный участник городский, областных мероприятий. Сегодня, уже она делится опытом своей работы, инновациями. Делится своим опытом, публикуясь в разных изданиях. Также ею был разработан персональный сайт. Сайт постоянно пополняется новой информацией и активно используется в профессиональной деятельности Ольги Юрьевны.

Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста

п/п Название мероприятия Результат Год

1. 1. Всероссийский профессиональный конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ «Педагогическое творчество воспитателя» Диплом 1 степени победитель 2022

2. Всероссийский профессиональный конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ «Педагогическое творчество воспитателя», работа «Лэпбук «Дикие животные Кузбасса» Диплом 1 степени победитель 2022

3. Всероссийский педагогического конкурса «Дидактические игры и пособия» победитель 2022

4. 3. Всероссийский конкурс «Игры игрушки». Работа «Народные традиции» победитель 2021

5. 5. Всероссийский конкурс «Лучший конспект занятия», тема «Путешествие в страну красок» участник 2021

6. 6. Всероссийский конкурс «Сюжетно - ролевые игры». Работа Конспект НОД сюжетно - ролевой игры для детей с ОВЗ «Больница» победитель 2021

7. 7. Всероссийский творческий конкурс «Горизонты педагогики» в номинации «Декоративно - прикладное творчество», работа «Лучики света» лауреат 2021

8. 8. Всероссийский профессиональный педагогический конкурс в номинации «Лучшая презентация», работа «Пальчиковый игротренинг» диплом 1 степени 2020

9. 9. Всероссийский профессиональный педагогический конкурс в номинации «методическая разработка», «Дидактическое пособие из фетра как средство формирования связанной речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» диплом 1 степени 2020

10. Всероссийский конкурс цифровых фотографий «Здравствуй лето» 3 место 2020

Несмотря на то, что ее подопечные особенные детки, они очень активные и ежегодные призеры конкурсов разного уровня.

В этом году, Ольга Юрьевна решила продолжить свое обучение и поступила в Новокузнецкий педагогический институт, на учителя-дефектолога.

Мудрецы говорили, что жизнь состоит из того, что видит человек, оглянувшись назад. Хочется, наедятся, что вся деятельность молодых педагогов раскроет их талант, повысит их мнение о педагогической профессии и они останутся в системе образования, а опытные педагоги, педагоги-наставники будут по-прежнему прилагать все усилия и создавать благоприятные условия для дальнейшего их профессионального роста.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Конкурсная работа молодого педагога-организатора «Педагогический дебют» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА 1. Ф. И. О. учителя: Торсунова Александра Сергеевна 2. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Описание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастовОписание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастов Описание опыта работы по проведению Дня моряка в группе (для разных дошкольных возрастов) Мы жители Приморского края, живем на берегу.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:

Публикация Наставник молодого педагога: описание опыта работы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ЛАРИСА КАРПОВА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Наставник молодого педагога: описание опыта работы
Опубликовано: 25 сентября 2023 в 10:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД