МААМ-картинки

Наставничество в дошкольных образовательных организациях

Карналёва Татьяна
Наставничество в дошкольных образовательных организациях

Наставничество в дошкольных образовательных организациях

Цели и задачи современного наставничества в дошкольном образовании

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Публикация «Наставничество в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта.

Современное наставничество приобретает более широкий функциональный спектр, становится одной из форм непрерывного профессионального образования, особой формой методической работы. Наставник сочетает в себе функции тьютора и классического наставника, человека, которому доверяют профессиональные (и не только профессиональные) проблемы.

Наставничество можно рассматривать как образовательно значимую социальную практику, которая позволяет максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого через выстраивание образовательной навигации, что в свою очередь способствует приобретению тьюторских компетенций педагогов.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную профессиональную культуру в дошкольной образовательной организации, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.

Сегодня в педагогической практике существуют различные виды и формы наставничества, реализуемые на основе Методологии (целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – целевая модель наставничества, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145. 5

Базовая деятельность наставника – деятельность наставника по сопровождению. Наличие сопровождаемого, обладающего определенным образовательным дефицитом, является центральным фактором, требующим необходимости наставника, и одновременно центральным условием, обеспечивающим возможность наставничества.

Специфика деятельности наставника

Наставничество – серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а путем вовлечения сопровождаемого в ту или иную деятельность, с последующей организацией ее обсуждения и осмысления полученного опыта. Соответственно значимыми методами работы наставника являются организация деятельности сопровождаемого и совместное обсуждение.

В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого. Недостаток самостоятельности сопровождаемого один из признаков наличия образовательных дефицитов.

Педагогическая поддержка наставника – это помощь в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен преодолеть.

Внешние барьеры могут быть охарактеризованы как дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов (например, нормативные правовые и организационнотехнические сложности на этапе становления школьного самоуправления; реализации проектов, стартапов и т. д.).

Внутренние барьеры – это некий «образовательный дефицит», когда внутренний образовательный дефицит будет восполнен, сопровождаемый будет самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Устранение внутренних образовательных дефицитов обучающихся и воспитанников предполагает создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.

Успешность деятельности наставника определяется появлением у сопровождаемого способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т. д.

Типы образовательных дефицитов :

- несформированность субъектной позиции, возрастная или индивидуальная несамостоятельность («ограниченные возможности самоопределения»);

- субъективная новизна ситуации для сопровождаемого (например, молодой специалист, новая должность, адаптационный период и др.);

- изменение программы обучения, технологии предприятия, корпоративной культуры, введение других инноваций;

- новые ситуативные требования к сопровождаемому (например, в связи с участием в соревновании, конкурсе и т. д.);

- дефицит мотивации к деятельности.

Формы наставничества

Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены пять: «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель – ученик»; «работодатель – студент».

Формы наставничества по количеству участников:

- индивидуальная форма наставничества – предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего;

- групповая форма наставничества – сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом;

- коллективная форма наставничества – организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

Формы наставничества по характеру организации :

- взаимная (peer) – организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов;

- онлайн-поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, Youtube и т. д.).

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

Задачи наставнической деятельности

Показатели успешности наставнической деятельности могут быть соотнесены с задачами:

- трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник;

- выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности;

- педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций);

- создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья, но и условную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

Методы наставнической деятельности

Методы организации деятельности сопровождаемого и наставника выступают важнейшим фактором развития и накопления личностно значимого опыта (как наставника, так и сопровождаемого) :

– личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности);

– информирование и консультирование (в том числе в форме инструктирования); – организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия, в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;

– создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных, расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;

– методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включенное наблюдение», беседа, анкетирование, социометрия и т. д.);

– нетворкинг (социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых работающих или имеющих связи в той или иной сфере максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи);

– метод организации контактов и взаимодействия сопровождаемых с актуально и перспективно значимыми социальными партнерами;

– методы актуализации индивидуальной мотивации и фасилитации;

– создание внешних условий, среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды).

Реализация программы наставничества в образовательной организации

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Принципы реализации программы: - принцип сотрудничества и диалога позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоционально комфортного взаимодействия начинающих педагогов и опытных специалистов;

- принцип системности

– непрерывности образования, накопления опыта.

Основные направления программы

1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.

2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, образовательных мероприятий с целью совершенствования методики и их проведения.

3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательного и образовательного процессов.

4. Разработка и обсуждение планирования.

5. Взаимное посещение педагогических мероприятий, обмен опытом.

6. Ознакомление педагогов с новинками нормативной правовой, учебнометодической, справочной литературы.

7. Создание собственного образовательного контента.

Условия эффективности реализации программы наставничества :

- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

- системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;

- сочетание теоретических и практических форм;

- качественная оценка результатов профессиональной деятельности;

- своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно методической информацией.

Планируемые результаты реализации программы: адаптация начинающих педагогов в учреждении;

• познание себя и ориентация на ценности саморазвития;

• качественное изменение отношений в коллективе;

• стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;

• рост профессиональной и методической компетенции молодых

• воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности; использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;

• приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей.

Согласно методическим рекомендациям по внедрению методологии (целевой модели) наставничества реализация программы наставничества в образовательных организациях должна включать основные этапы:

Подготовка условий для запуска программы наставничества.

Формирование базы наставляемых.

Формирование базы наставников.

Отбор и обучение наставников.

Формирование наставнических пар или групп.

Организация работы наставнических пар или групп.

Завершение наставничества

Публикации по теме:

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Памятка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по самообразованию Самообразование-это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических данных, совершенствованию имеющихся.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт)Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Участие в окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели» среди дошкольных образовательных учреждений. ФотоотчетУчастие в окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели» среди дошкольных образовательных учреждений. Фотоотчет Людмила Рыбакова Участие в Окружном конкурсе-фестивале «Юные спасатели», среди дошкольных образовательных учреждений (из опыта работы).

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организацийУчастие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию"Юный спасатель" среди дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество в дошкольных образовательных организациях
Опубликовано: 29 мая 2023 в 11:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество в дошкольных образовательных организациях» (включая файлы) размещена пользователем Карналёва Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД