Лучший педагог года

Наставничество как инновационная форма работы с выпускниками организаций для детей-сирот

Оксана Довженко
Наставничество как инновационная форма работы с выпускниками организаций для детей-сирот

Когда воспитанник живет в детском доме, вокруг него много народа: воспитатели, дети, педагоги дополнительного образования. Иногда его навещают близкие родственники. О них заботятся, обслуживают, развлекают. И однажды наступает день, о котором он мечтал: «Буду, наконец, самостоятельный, буду жить в своей квартире!». Ему исполняется 16 или 18лет, он поступает в профессиональное учебное заведение.

Публикация «Наставничество как инновационная форма работы с выпускниками организаций для детей-сирот» размещена в разделах

Воспитатель отвозит его с вещами в общежитие. Все! Он один! Не знает ни соседей, ни кого-то еще вокруг. Некому позвонить. Нет друга, который бы пришел и отметил с тобой новоселье. Это колоссальное одиночество. В этот момент особенно нужен наставник, взрослый друг, с которым бы он мог поделиться своими страхами и спросить совет.

Дети, которые попадают в детский дом, им не хватает очень многих знаний и умений для выхода в самостоятельную жизнь – от бытовых навыков до уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. У них нет опыта выстраивания взаимодействия с чужими им людьми, а потом и семейных отношений. Обратиться за советом часто не к кому. Таким другом и советчиком может стать наставник, куратор.

Одной из главных задач, стоящих перед наставником, или сопровождающим куратором, работающим с выпускником государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является социальная адаптация выпускника к современным условиям среды.

Несмотря на то, что в детском учреждении выпускник включен в массу мероприятий различной направленности, в жизнь он выходит с множеством проблем: не знает, как эффективно взаимодействовать с другими людьми, куда обращаться за помощью, как определить, нарушаются ли его права и, если нарушаются, то каким образом можно защитить себя.

Помогая решить проблемы своего подопечного, наставник может самостоятельно выбирать инструменты и методы работы с выпускником, учитывая физические, интеллектуальные, психологические особенности молодого человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Необходимо помнить, что успех работы наставника заключается не в том, что он сам решает все проблемы выпускника в кратчайшие сроки, а в мотивации выпускника на изменение своего стиля жизни и поведения.

В процессе осуществления своей деятельности куратор выпускника решает различные задачи, что позволяет ему развиваться личностно и профессионально. Быть куратором выпускника детского дома – не легкая работа, но куратор всегда должен помнить о том, что его деятельность важна для общества, ведь благодаря его труду увеличивается доля выпускников детских государственных учреждений, у которых есть успешное будущее.

Каковы же задачи наставничества в детском доме?

- смягчение ситуации депривации воспитанников: появление мудрого друга, который становится посредником между воспитанником и окружающим миром, способствует восстановлению утраченных связей и гармонизации отношений;

- выявление сильных сторон воспитанника и оказание поддержки в их развитии;

- развитие умений и навыков, формирование ценностей, необходимых для успешной социализации;

- развитие рефлексивной практики с целью обеспечения процесса самовоспитания.

В зависимости от обстоятельств и задач наставничества можно говорить о разных его формах. В процессе работы сложилось понятие дружеское наставничество, когда близкий человек, друг, может дать дружеский совет по поводу того или иного обстоятельства. Эта форма наставничества подразумевает наличие молодого наставника, почти сверстника, например, студента-волонтера. Наставничество в жизни - форма, требующая более опытного наставника, умудренного жизнью взрослого, способного оказать помощь в решении серьезных проблем воспитанника, чаще всего, эта форма используется для сопровождения выпускников детского дома.

Наставничество требует времени, четкости взаимоотношений, ответственности обеих сторон, целенаправленности действий и – что принципиально – наличия у наставника большего опыта, чем у воспитанника. В связи со сложностью этого процесса особые требования предъявляются к наставнику. Наставником может быть человек, обладающий эмпатией; умением задавать вопросы; способностью слышать и обсуждать проблемы; принимать решения, рефлексировать и давать конструктивную, не порицающую, оценку (вербальную и невербальную). Иначе говоря, наставник должен создать условия для того, чтобы воспитанник смог увидеть и оценить сложившуюся ситуацию с различных точек зрения и принять правильное решение.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации Круг считается самой распространённой совершенной формой. Круг символизирует бесконечность. В сакральной геометрии движение по кругу.

Консультация для воспитателей «Форма работы по оздоравлению детей по ФГОС» Основная задача нашего детского сада подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания, навыки, воспитав.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Первое место в мониторинге работы за 2014–2015 учебный год среди дошкольных организаций (фотоотчет)Первое место в мониторинге работы за 2014–2015 учебный год среди дошкольных организаций (фотоотчет) Спешу поделиться с вами радостной новостью. Наш детский сад занял первое место в мониторинге работы за 2014 - 2015 учебный год, среди дошкольных.

Семинар «Коучинг как инновационная форма сопровождения молодого воспитателя в ДОУ» «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество как инновационная форма работы с выпускниками организаций для детей-сирот
Опубликовано: 27 августа 2023 в 22:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество как инновационная форма работы с выпускниками организаций для детей-сирот» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Довженко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД