Папки-передвижки

Народная культура в экологическом воспитании дошкольника

Голубева
Народная культура в экологическом воспитании дошкольника

Составитель

К. В. Пащенко

Народная культура в экологическом воспитании дошкольника

Методическое пособие

Методическое пособие

Пояснительная записка

Публикация «Народная культура в экологическом воспитании дошкольника» размещена в разделах

Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одного из важных принципов: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Важной задачей ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

Народная культура способствует формированию экологической культуры дошкольников. Изучая, познавая традиционную культуру народа, необходимо не потерять нити, связывающие прошлое с настоящим и будущим, так как мы - современное поколение людей, являемся потомками и наследниками народной культуры, переданной нашими предками. Не редко традиция заменяет человеку необходимость самостоятельного мышления: очень многое из того, что мы делаем, является, так или иначе, отголоском традиции. Традиции сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой или вступление в новою сферу деятельности. Приобщение нового поколения к истокам традициям народной культуры в настоящее время становится актуальным педагогически вопросом современности, так как, если не уделять должного внимания, то в будущем может произойти утрата исторического наследия и самобытности русского народа.

В данном пособии вы познакомитесь с различными средствами народной культуры. Для вас представлены, подборка увлекательных игр, загадок, закличек и многого другого.

Приятного пользования!

Приметы

Приметы к ветру.

Гром зимой - к сильным ветрам.

Кольцо вокруг луны - к ветру.

Кошка скребет пол - на ветер, на метель.

Красные облака до восхода и при закате - к ветру.

Месяц в красне - к ветру. Молния зимой - к буре.

Приметы к дождю, снегу.

Большие теплые дожди - к грибам.

Галки стаями летают - к дождю.

Когда дым без ветру бьет к земле, то это к снегу (летом к дождю).

Красные тучи до восхода - к дождю. Ласточки шныряют низко - на дождь.

Лягушки квакают - к дождю.

Месяц в синеве - к дождю.

Молния после грозы - к дождю.

Первый гром при западном ветре - мокрая весна.

Птица и воробьи в пыли купаются - к дождю.

Пузыри на воде - к ненастью (к пущему дождю).

Рыба не клюет - перед дождем.

С тумана либо роса, либо дождь.

Собака катается - к дождю и снегу.

Собака мало ест, много спит - к дождю.

Собака траву ест - к дождю.

Солнце за темную тучку садится - к дождю.

Солнце садится в морок - дождь будет.

Солнце садится в облако - другой день ненастный.

Тусклый месяц - к мокрети.

Приметы к холоду.

В левом ухе звенит - к холоду.

Вороны каркают стаей - к морозу.

Дым столбом - к морозу.

Кошка клубком - на мороз.

Кошка морду хоронит - к морозу.

Крутой месяц - к холоду.

Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.

Первый гром при северном ветре - холодная весна.

Ясная, круторогая луна - зимой к стуже.

Приметы к ясной погоде, к теплу.

В правом ухе звенит - к теплу.

Вороны играют кверху, мошки толкутся - к вёдру.

Высокая и крутая радуга - к вёдру.

Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.

Звон в ушах зимой - к оттепели.

Икота - к вёдру.

Комары толкутся - к вёдру.

Кошка крепко спит - к теплу.

Кошка лежит брюхом вверх - к теплу.

В муравейнике входы открыты и заметно оживление муравьев - к ясной, хорошей погоде.

Весной много хрущей - летом жди засухи.

Если вокруг муравейника кипит жизнь - дождя не предвидится.

Если пауки главные нити своей паутины ткут особенно длинными и растягивают широко - продолжительное время будет устойчивая, теплая, хорошая погода, короткими - будет дождь.

Комары и мошки вьются столбом в воздухе - к хорошей погоде.

Комары, и мошкара вьются роями к сухой погоде.

Комары-толкунчики прыгают - наступает тепло.

Кузнечики стрекочут к ясной, хорошей погоде.

Летающие бабочки в ненастную погоду, когда небо покрыто тучами, - предвестники ясной погоды.

Если пауки тенетники во время дождя начинают плести паутину - дождь скоро кончится.

Навозные мухи вечером летят низко - к хорошей погоде.

Нашли тучи, но пчелы не прячутся в ульи, а продолжают собирать нектар - дождя не будет.

Если паутины много осенью, на бабье лето, то осень будет ясная, зима холодная, а будущая весна - теплая.

Пауки собираются группами - будет сухо.

Пауков и паутины мало - к переменчивой погоде, много - ожидайте хорошую погоду.

Увидев паука вечером, ожидайте на следующий день хорошую погоду.

Хрущи летают с жужжанием к ясной, хорошей погоде.

Цикады оживленно стрекочут вечером - к хорошей погоде.

Яркое свечение светлячков к ясной, хорошей погоде.

Сильно стрекочут кузнечики - в ближайшие сутки хорошая погода.

Пословицы и поговорки

А вырастить — года.

Аленький цветок бросается в глазок.

Барашка убить — не душу сгубить.

Без воды — земля пустырь.

Без кота мышам масленица.

Без матки рой не держится.

Без мороза вода не замёрзнет.

Без навоза и влаги цветы не растут.

Без огня дыма не бывает.

Без осанки и конь корова.

Без росы и трава не растет.

Без собаки зайца не поймать.

Без хвоста и ворона не красна.

Безрогая корова хоть шишкой да боднет.

Белку ловить — только ножки отбить.

Березовый венок в бане — всем господин!

Березой обогреешься, а не оденешься.

Бить собаку, ругая курицу.

Блажен человек, иже и скоты милует.

Бог с рожью, а черт с костром.

Бог создал человека и создал тальник и березник.

Богатый дворняг за собак не считает, а бедному и хомяк как собака.

Божья роса божью землю кропит.

Будет дождичек — будут и грибки.

Воробьи гомонят — гнёзда завивают.

Всякому семени свое время.

Где снег, там и след.

Где сосна выросла, там она и красна.

Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.

Жара рождает ветер, прохлада — дождь.

За ветром в поле не угонишься.

Зайца ноги спасают.

Летний день — за зимнюю неделю. /

Малая сосна в сук растет.

Много снега — много хлеба.

Много снега — много хлеба, много воды — много травы.

Мороз не велик, да стоять не велит.

На всех и солнышко не усветит.

Утром вороны каркают к дождю.

Хорошее цветение — хорошая завязь.

Что летом родится — зимой сгодится.

Шумит дубравушка к непогодушке.

Песни

ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Четвёртую балалайку,

Четвёртую балалайку.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися.

Люли люли, проснися.

Люли люли, проснися.

Борода седая пробудися,

Вот тебе помои умойся.

Люли люли, умойся.

Люли люли, умойся.

Вот тебе рогожа утрися,

Вот тебе лопата помолися.

Люли люли, помолися.

Люли люли, помолися.

***

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик,

Он и звал красну девицу

В сыр бор по груздочки.

Я пойду пойду с тобою,

Ножки приустанут,

Заложи милой карету,

Я сяду, поеду.

Если любишь так и купишь

Золото колечко,

Золото твоё колечко

Я прижму к сердечку.

Не шолохнется молодчик,

Стоит у пенёчка,

Красну девицу целует

К сердцу прижимает.

Поживём, моя милая,

В любви хорошенько,

Нам покажется годочек

За один часочек.

***

КАЛИНКА — МАЛИНКА!

Калинка, калинка, калинка моя!

В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Под сосною под зеленою

Спать положите вы меня;

Ай, люли, люли, ай, люли, люли,

Спать положите вы меня.

Калинка, калинка, калинка моя!

В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Сосенушка ты зеленая,

Не шуми же надо мной!

Ай, люли, люли, ай, люли, люли,

Не шуми же надо мной!

Калинка, калинка, калинка моя!

В саду ягода малинка, малинка моя!

Ах! Красавица, душа-девица,

Полюби же ты меня!

Ай, люли, люли, ай, люли, люли,

Полюби же ты меня!

Калинка, калинка, калинка моя!

В саду ягода малинка, малинка моя!

***

ЛИПА ВЕКОВАЯ

Липа вековая над рекой шумит,

Песня удалая вдалеке звенит.

Луг покрыт туманом, словно пеленой,

Слышен за курганом звон сторожевой.

Этот звон унылый давно прошлых дней

Пробудил, что было в памяти моей.

Вот всё миновало и я под венцом,

Молодца сковали золотым кольцом.

Только не с тобою, милая моя,

Спишь ты под землёю, спишь из-за меня.

Над твоей могилой соловей поёт,

Скоро и друг милый тем же сном заснёт.

Скоро и друг милый тем же сном заснёт

Заклички

Заклички про дождь

Дождик, дождик, лей, лей,

Никого не жалей!

Дождик лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей - по крошке,

На меня - по ложке.

Дождик, дождик, пуще -

Дам тебе я гущи.

Дам тебе ложку,

Кушай понемножку.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Дождик, дождик, перестань.

Я поеду в Аристань,

Богу молиться,

Кресту поклониться.

Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих свиней,

А то свиньи дома,

Не боятся грома.

Дождик, дождик,

Кап, кап, кап,

Замочи дорожки,

Все равно гулять пойдем.

Мама, дай галошки

Заклички про радугу

Радуга – дуга,

Унеси дождя!

Золотым мостом,

Серебряным концом!

Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка -

Колоколнышка!

Радуга – дуга,

Перекинься на луга –

Коромыслом – коромыслом,

Золотым мостом!

Заклички про гром, вихрь и бурю

Гром гремучий,

Тресни тучи,

Дай дождя

С небесной кручи.

Гром, гром,

Не бей в наш дом!

А бей в колоду,

В болотную воду —

Жабке напиться,

Блошке утопиться!

Вихрь, вихрь, не на меня,

А на злого старика!

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

Буря — Баба Яга,

Иди с моря на луга!

Там лук, чеснок,

Киселя горшок,

Каша масляная,

Ложка крашеная.

Ты поешь, посиди,

А на море не ходи!

Заклички и приговорки про животных

Бабка-коробка,

Улети на небо!

Там твои детки

Кушают конфетки!

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого!

Улитка, улитка,

Высуни рога -

Дам пирога!

Паучок, попляши,

Дам тебе кусок лапши!

Мышка, мышка-коротышка!

На тебе зуб репяной,

Дай мне костяной!

Мышка, мышка,

Вылей воду

Под зеленую колоду.

Попугай, попугай,

Наше лето не пугай!

Яры пчелушки,

Медоносушки,

Летите на лужок,

Садитесь на цветок,

Собирайте медок!

Пчёлка, гуди,

В поле лети!

С поля лети,

Медок неси!

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок.

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.

— Стрелочка-стрекозочка,

Полети на облачко!

— Сухо будет — полечу,

А сыро будет — посижу!

Стрекоза – колечко

Сядь на крылечко.

Пчелка, гуди, в поле лети,

С поля лети, медок неси!

Бабочка–коробочка,

Полети на облышко,

Там твои детки –

На березовой ветке.

Кукушка, кукушечка

Серая рябушечка.

Покупай в лесу “ку-ку”,

Сколько лет я проживу?

Заклички про месяц, мороз, туман

Месяц, месяц, свети,

Под плетень гляди!

Ходи, гуляй

Да нас утешай!

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Туман, туман,

Не стелись по лугам,

А стелись по болотам,

По крутым наволокам!

Загадки

Загадки про животных

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (ёж)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Позапасливее всех я:

У меня, друзья, щека

Вроде сумки для орехов

Или, скажем, вещмешка. (суслик)

Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто? (Черепаха)

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь)

У кого рога длинней хвоста? (Коза)

Загадки про растения

К – Как отличить нас? Очень просто!

У – У дерева ствол выше ростом.

С – Стволов же больше – у меня.

Т – Так как же называюсь я? (Куст)

Будто снежный шар бела, по весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она, вся от ягоды черна. (Черемуха)

Куст цветет белым,

Сиреневым, синим цветом.

Каждый летний день,

Цветет (Сирень)

Она кустиком растёт

И сиренево цветёт,

Правда, иногда бывает,

Белым цветом расцветает.

Её цветки душистые

И четырёхлучистые,

Все собраны в соцветья

И смотрятся в букете.

Она в мае расцветает.

Как кустарник называют? (Сирень)

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость. И садам украшение,

А друзьям угощение. (Рябина)

В сенокос — горька,

А в мороз — сладка.

Что за ягодка? (Рябина)

Д- Древесный ствол имею я,

Е – Есть корни, ветви у меня.

Р – Расту высоким, тень пускаю,

Е – Если раскидисто бываю.

В – В лесу меня узнаешь враз:

О – Осинка, дуб, берёза, вяз. (Дерево)

Из бутонов весной вырастают,

А осенью - облетают! (Листья)

На ветках набухли комочки,

Скоро появятся молодые листочки. (Почки)

Из земли растёт росток-

Распустил один листок.

К солнцу тянется вершок-

В землю лезет (Корешок).

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож.

Каждый в дерево влюблён,

потому что это. (Клён).

Все знают, что у ёлки

Не листья, а иголки,

И так же как она с иголками… (Сосна)

Игры

МЯЧИК К ВЕРХУ

Участники игры встают в круг, водящий идё т в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаё тся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

ИГРОВАЯ

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игр. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

МОЛЧАНКА

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ?

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.

По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

СОСЕД, ПОДНИМИ РУКУ

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т. е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется

ГУСИ

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так -

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

ЛЯГУШКИ

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка. Листик. Листик. Дом. Листик. Кочка. Кочка. " - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики -

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки -

Зелёные,

Зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!

ВОРОБУШКИ

Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор, пока не произнесут: "И на дерево от кошки - Шур! - скрылась!"

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

Воробушки, бойтесь кошки -

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке -

Мур-мур-р-р! - в лапы.

Стайка дружных воробьишек -

Чик-чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки -

Шмур-р-р! - скрылась.

ЩЕНОК

Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, - такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч -"ватрушку".

Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: "Гав!" Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит "ватрушку", он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит "ватрушку" хозяин, щенок должен "служить" : хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе "идут домой". А если щенок убежит, играющие меняются ролями.

Ну, как я мог?

Ну, как я мог?

Я так щенка обидел!

Пропал щенок,

Пропал щенок,

Никто его не видел.

А он хотел,

А он хотел,

Попробовать ватрушку.

Вернись щенок,

Вернись щенок,

Коричневые ушки

ЛЯГУШКИ В БОЛОТЕ

С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

ЛИСА И КУРЫ

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога

(незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

ЛОШАДКИ

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

ВОРОБУШКИ И КОТ

Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

КУРОЧКА-ХОХЛАТКА

Воспитатель изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит :

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: "Ко-ко,

Не ходите далеко".

Приближаясь к кошке, он говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная культура в экологическом воспитании дошкольника
Опубликовано: 23 июня 2023 в 05:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная культура в экологическом воспитании дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Голубева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД