Получи документы

Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

Механникова Надежда
Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью

детей старшего дошкольного возраста

как действенный механизм мониторинга педагога МБДОУ

Воспитатель группы «Курносики»

Механникова Надежда Юрьевна

(первая квалификационная категория)

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает весьма важное, можно сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Публикация «Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наблюдение за детьми позволяет определить моменты, вызывающие педагогическую озабоченность. Помогает педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Его диапазон может простираться от обнаружения проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Оно способствует формированию и развитию у взрослого умения найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдение позволяет педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. Посредством наблюдения можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого оно позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному. Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, можно выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие возможности ребенка в игровой деятельности - степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

Как правильно организовать наблюдение в саду?

1. Ценностная основа наблюдений за детьми - априорное уважение, признание уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

2. Наблюдать - значит иметь определенную цель наблюдения, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения.

3. Обязательно делать записи, фиксирующие факты.

4. Производить интерпретацию полученных результатов.

Чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой.

Итак, воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребенка, о его пристрастиях, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т. д.

Выбрав конкретную цель, я, как воспитатель, могу направить свое внимание:

1. На поведение ребенка.

2. На некоторые способы его действий (реакцию на конфликт или предложение сотрудничать, стиль мышления, поведение при различных типах коммуникации).

3. На определенные ситуации (ситуация ответа на незнакомый вопрос и знакомый, в игре со сверстниками или в одиночестве, когда ребенок рисует или читает, в группе, на улице или на экскурсии).

4. На прогресс в развитии ребенка.

Я стремлюсь удовлетворить игровые потребности детей, чтобы не было конфликтных ситуаций, а их не избежать в желаемой игре. Стараюсь создать интересную игровую мотивацию или игровую ситуацию. Моя роль позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить все лучшее, что принесла с собой игра. Желание продолжить играть в игру в последующие дни, только в других ролях.

Поделюсь своим опытом проведения наблюдения в старшей группе за игрой «Овощной магазин». Перед тем, как дети начали играть, мы побеседовали, и в процессе беседы я выявила, что многие дети знают, что можно купить в овощном магазине, как овощи попадают в магазин, кто работает в магазине и для чего он нужен. Эта тема их заинтересовала, и они решили поиграть в эту игру.

В течение недели я наблюдала, как они играли, как распределяли роли, какие конфликтные ситуации происходили. Наблюдая за детьми, я фиксировала каждого ребенка и заносила в таблицу, оценивая каждого по отдельным критериям.

Для диагностики я воспользовалась таблицей авторов Татьяны Ивановой Юстус, Антонины Игоревны Дударевой, Юлии Александровны Коротковой, Екатерины Анатольевны Кривецкой, Натальи Михайловны Матвеюк под названием «Свободная игра. Критерии для наблюдения», через которую можно оценить следующие параметры: как ребенок обращается с предметами; как взаимодействует с другими детьми; может ли придумать сюжет; какова длительность игры; как тот или иной ребенок распределяет роли; предмет деятельности; ориентируется ли воспитанник на взрослого или сам проявляет инициативу; выполняет ли правила игры.

В результате наблюдения я получила баллы каждого ребенка и подсчитала сумму всех показателей. Общий балл скорее нужен для ведения в целом продвижения группы в становлении инициативности, а вот уровень по каждому критерию позволяет задуматься о том, что нужно делать взрослому в отношении игры каждого конкретного ребенка. Согласно этим критериям, можно отслеживать развитие инициативности каждого ребенка в группе. Исходя же из групповой динамики, можно понимать, все ли правильно организованно в группе, в отношениях ребенка с воспитателем и с другими детьми, понимать получает ли ребенок достаточно опыта, удивления, осознания потребностей и выбора, удается ли создать условия для работы с воспитанниками, учитывая их интересы, и наконец, каковы возможности для их самостоятельного действия.

На слайде можно увидеть, какие баллы я поставила своим детям и по ним определила уровни их развития. Предлагаю вашему вниманию рассмотреть результаты самостоятельной игровой деятельности двух детей.

Аня - подбирает и изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов; обсуждает замысел и ход игры; создает мнимую ситуацию; постоянно и увлеченно играет; распределяет роли и удерживает их; создает события; ищет поддержки правильности действий; правила важнее желания.

Наташа - подбирает и изготавливает предметы под замысел, может изменять функции предметов; время от времени вступает в коммуникацию; происходит манипуляция предметами; постоянно и увлеченно играет; распределяет роли и удерживает их; самостоятельная и независимая; регулирует последовательность действий.

Василина - втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета; время от времени вступает в коммуникацию; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; играет в отдельные, несвязные фрагменты; сама задает себе роль, вне зависимости от других ролей; воспроизведение фрагментов окружающего мира; самостоятельная и независимая; регулирует последовательность действий.

Дима - замещает отдельные предметы; обсуждает замысел и ход игры; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; временно входит в игру, потом выходит; откликается на предложенную роль, поддерживает итоговые отношения; преобразует пространство под замысел; ищет поддержки правильности действий; регулирует взаимоотношение между ролями.

Данил - втягивает в сюжет, исходя из свойств предмета; время от времени вступает в коммуникацию; происходит манипуляция предметами; временно входит в игру, потом выходит; придумывает себе роль, поддерживает игровые отношения; создает события; ищет поддержки правильности действий; правила важнее желания.

Вика - манипулирование предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит; взаимодействует в рамках роли; придумывает и поддерживает развернутый сюжет; постоянно увлечена игрой; сама создает себе роль, вне зависимости от других ролей; преобразовывает пространство под замысел; самостоятельная и независимая; действует без правил.

Мною было определено, что Аня, Дима, Данил, когда играют, нуждаются в поддержке и сопровождении правил игры. Во избежание этого необходимо создать условия, позволяющие проживать игровую ситуацию снова и снова. Наташа распределяет роли, но не всегда бывает так, что дети готовы принять ту или иную роль. Здесь можно предложить ей, дать детям вытянуть жребий. Василина время от времени не вступает в коммуникацию, для устранения проблемы ребенку можно предложить более активную роль в игре, а также включать её в коммуникацию в режимных моментах. Вика манипулирует предметами: рассматривает, перекладывает, тыкает, стучит, что не соответствует нормативному развитию данном возрастном периоде.

Таким образом, наблюдение мне помогло определить индивидуальные особенности воспитанников, их личностные характеристики, научить самостоятельно проигрывать знакомые игровые сюжеты, привносить личный опыт и использовать творческий подход в игровой ситуации, простроить индивидуальную работу с одаренными детьми, строить индивидуальные образовательные маршруты, подключать к совместной работе узких специалистов и родителей.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группыНаблюдение за игровой деятельностью детей в старшей подгруппе разновозрастной группы Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие.

Наблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользойНаблюдение за весенней природой для детей старшего дошкольного возраста. Сидим дома с пользой Сорокина Анжелика, воспитатель МБДОУ детский сад № 3 г. АртёмаНаблюдение за весенней природой (для детей старшего дошкольного возраста).

НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Математических загадок» НОД «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе Тема: «Путешествие в город Математических загадок» Образовательная.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья»Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья» СЦЕНАРИЙ игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ» Действующие лица: Волк, Заяц. Действие происходит.

Сценарий оздоровительно-игровой программы «Весёлый праздник с Витаминкой» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий оздоровительно-игровой программы «Весёлый праздник с Витаминкой» для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: сценарий оздоровительно - игровой программы «Весёлый праздник с Витаминкой» предназначен для детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 апреля 2021 в 17:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Механникова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД