МААМ-картинки

Музейное дело в детском саду

Гирская
Музейное дело в детском саду

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 474г. Челябинска».

Подготовила : Гирская Оксана Борисовна,

педагог высшей квалификационной категории

подготовительная к школе группа

музейное дело

Хотите узнать, как создаётся невероятное детское счастье? Тогда приглашаем Вас в мини – музей «Русская изба». Сегодня мы готовы поделиться с Вами своим открытием – музейное дело в ДОУ.

Публикация «Музейное дело в детском саду» размещена в разделах

Инновационная технология, основанная на организации интерактивного образовательного пространства, которое увлекает, преображает мир ребёнка, таит в себе невероятный потенциал. Успешный мини – музей способен не только отвлечь ребёнка от современных гаджетов в пользу живого мира, он вовлекает маленького человека в диалог и реализует право ребёнка быть услышанным, он удивляет, побуждая к творчеству и нестандартному мышлению. А удивляться – это прекрасно. Это значит не быть равнодушным, радоваться жизни, совершать открытия, фантазировать и чувствовать себя главным героем захватывающей истории. И ощущение бесконечного праздника и сюрприза…

Мини – музей «Русская изба» - одна из форм работы по музейному делу в ДОУ. Музей, который мы создали, представляет собой достоверную экспозицию русского быта. Музей наполнен огромным количеством старинных предметов : от ухвата и лаптей до самовара и колёсной прялки. Здесь ко всему можно прикоснуться : заглянуть в старинный сундук, воспользоваться прялкой и веретеном, посидеть в печи, постоять на горохе и узнать, чьи глаза блестят в предпечье. Интерьер русской избы даёт возможность нашим детям «поиграть во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

В нашем мини- музее есть одна простая хитрость – мобильность. «Русская изба» легко трансформируется в избушку Бабы – Яги, в жилище Домового и Домовихи, в терем Снегурочки и даже в мастерскую Данилы - мастера.

Мини – музей начинался с проекта «Русская изба», но на этом наша образовательная деятельность не остановилась. Появились новые идеи : «Русская чудо- печь», «Ремесленные прогулки по Уралу», «Волшебные помощники», «Личное дело Бабы – Яги», «День рождения Домового», «Бажовские места».

Большинство наших проектов основываются на региональном материале, что делает их особо привлекательными при знакомстве детей с историей родного Урала. Мы реконструировали не только отдельные предметы уральского быта, но традиционные художественные ремёсла уральских мастеров.

Хозяйка Медной горы провела наших детей по сказочному Уралу. Правда ли, что главная героиня русских сказок Баба – яга родом именно с Урала, а по улицам городов ходят белые медведи, драгоценные камни просто под ногами валяются, из чугуна делают кружева, а в одном городе прямо среди домов есть пещера вся изо льда, да ещё и камень есть, из которого можно шить одежду. И справедливо ли, что на Урале нет моря – это и многое другое узнали дошкольники из забавных небылиц, которые часто оказываются правдой.

В мини –музее мы используем разнообразные формы работы с детьми. Наиболее интересная – это экскурсии, которые проводили сами дети для родителей и ребят из других групп. Наши воспитанники с удовольствием брали на себя роль юного экскурсовода. Были проведены такие экскурсии как : «В гости сказка к нам пришла», «Русская чудо печь». «Русский быт», «У русской избушки выдумок не счесть…», «Нам нужен клад!».

Примечательно, что ребёнок –рассказчик на качественно лучшем уровне осваивает информацию, а дети – слушатели воспринимают слова сверстника с большим вниманием. Такая работа уникальна, в ней созданы условия равенства : взрослому не надо учить и воспитывать ребёнка, нужно лишь жить вместе с ним интересной и содержательной жизнью. Именно здесь раскрывается творческий потенциал ребёнка, приобретаются ценные навыки общения.

В работе по организации мини – музея очень важно было превратить сам мини- музей «Русская изба» в интерактивную площадку. Как оживить музей, сделать его более привлекательным?

Мы попробовали объединить педагогику с театральным и анимационным искусством. И получилась театрализованная экскурсия (мини – экскурсия). Незаметно музейные экспонаты предстают перед детьми в совершенно ином качестве, превращаясь в декорации, не теряя при этом своей музейной ценности.

Атмосфера праздника в мини –музее начинается с создания декораций. Ещё до начала экскурсии здесь, кажется, поиграл Домовой, разбросав все деревянные ложки. Пробежал козлёнок Серебряное копытце. Где этот козлик копытцем ударит – всюду, словно искры, камни летят : зелёные, розовые, бирюзовые. А может, сама Баба – Яга забыла серебряное яблочко на тарелочке? И с такими находками дети смело спускаются в телепорт (русская печь, бабушкин сундук, «синюшкин колодец», который ведёт смельчаков в избушку на курьих ножках, в гости к Домовихе, в терем Снегурочки или в забой, где ждёт детей чудесная встреча с Хозяйкой Медной горы и разгадка тайны каменного цветка.

Обязательно включаем в экскурсию подвижные фольклорные забавы и подкрепляем их несложными рассказами о традициях русского народа.

Так, самая обычная обзорная экскурсия приобретает новый формат, становится игрой – путешествие в мир сказок. А встреча со сказкой – это всегда праздник. Особенно, если сказка любимая и слегка таинственная. Основа таких экскурсий – активное участие детей. Ребята помогают сказочным персонажам, подсказывают правильные решения в весьма непростых ситуациях.

Путешествие в терем Снегурочки позволило нашим воспитанникам узнать, откуда взялся этот персонаж, из какой страны, где она живёт и от кого прячется на холодном севере с весны до самой осени, почему приходит в каждый дом со своим дедушкой и зачем выращивает вместо цветов снеговиков?

Домовиха рассказала ребятам об удивительном персонаже, который много веков жил с человеком бок о бок и защищал жилище, объяснила, почему Домовой всегда лохматый, с ребристой бородой, а на мощных лохматых руках – длинные ногти, которые он никогда не стрижёт. И, конечно же, помогла приготовить ребятам угощение для Домового. Добавляем задания на смекалку, сообразительность и командную работу.

И здесь необходимо настраивать педагогов на то, что очень важно участие в театрализованной экскурсии абсолютно всех детей. Каждый малыш должен почувствовать себя талантливым актёром. Ведь театрализованная экскурсия в условиях мини – музея в ДОУ – это достаточно необычный и очень полезный способ проведения досуга. Участие в подобных мероприятиях помогает каждому ребёнку быть раскрепощённым, свободно общаться со сверстниками, взаимодействовать с ними, работать в команде.

Что ещё украшает детскую экскурсию? Конечно же, детский взгляд на мир, живой, свежий и совершенно неожиданный. Когда, казалось бы, привычные вещи становятся забавными, смешным и удивительными. А детский голос украсит любую историю…

Важное место в нашем мини – музее «Русская изба» занимает специально организованная рефлексия того, что произошло с детьми. Это может быть игра в то, как мы путешествовали, квест, живой разговор или работа в «Мастерской». Именно здесь ребята создают забавные афиши, придумывают интересное оформление фотографий мини – музея и юных экскурсоводов, а также разрабатывают программки для экскурсий (в виде мнемотаблицы).

Следующее направление, которое мы использовали в работе мини – музея – это проведение мастер – классов с детьми по теме проекта. Так, при знакомстве с «Личным делом Бабы –Яги» был проведён мастер – класс, на котором дети освоили движения главных героев этого проекта : Бабы – Яги, Кота, Ворона, Кощея и Змея Горыныча.

Совершенно незабываемыми стали и музыкальные зарисовки с использованием различных инструментов, создающих шумовой эффект.

И, конечно же, мы не обошлись без хранителей мини – музея. Дед Секрет и Сказочница познакомили наших детей с предметами старины, раскрыли колдовские секреты Бабы – Яги и тайну русской печки.

На сегодняшний день я глубоко убеждена, что наш мини – музей «Русская изба» - идеальный вариант для неравнодушного педагога, с самого детства прививающего детям любовь к культурному наследию своего народа, а также для родителей, мечтающих наполнить детство своих детей яркими впечатлениями.

В заключении хочу сказать, что создание мини – музея в группе несёт в себе духовно – нравственное воспитание, позволяет детям глубже понять быт и культуру своего народа, способствует созданию особой образовательной среды. Каждый мини – музей – это результат совместной деятельности педагога, детей и родителей. Приветствуются и социальные партнёры («Дом сказки»). Мини – музей открывает новые и очень интересные пути развития ребёнка.

Литература.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

2. Постановление правительства Российской Федерации от 5 октября 2010г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015г.»

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

4. Коковина Н. А., Метелева Г. И. Создание и организация работы в мини – музее//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012. -№ 5. – С 96-102.

5. Лаврова С. Потешные прогулки по Уралу. М: РИПОЛ- КЛАССИК,2011.

6. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа : обряды, обычаи, занятия, фольклор. – СПб. : «Паритет», 2004.

7. Музейная педагогика : Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -416с. – (Программа развития).

8. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева – М. : Детская лит., 1992,-245с.

9. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1985г. -248с.

10 .Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А., Мини – музей в детском саду. М: Линка-Пресс,2008.

11 .Семёнова М., Быт и верования древних славян., - СПб. : «Азбука»,2000.

12. Юхневич М. Ю. Новые музейные технологии музейного образования //Основы музееведения. М., 2005.

13. История русской печи., 2011., адрес доступа http// pechky. ru/novosti / storiya ruskoi pechi/

14. «Оживляй- ка поживей!», Эрлинг Эрикссон, 2003г. Шведский канал учебного вещания, А. Г. Кристианстад.

Социальный партнёр мини – музея «Русская изба» - интерактивный театр – музей «Дом сказки». Челябинск, ул. Цвиллинга, 50 (Горсад им. А. С. Пушкина). Тел. 250 – 08 -50, www.DOMSKAZKI74.RU.

Прикреплённые файлы:

muzeinoe-delo_h38q0.pptx | 5922,73 Кб
 
Публикации по теме:

Труд в детском садуТруд в детском саду Труд в природе способствует экологическому развитию и воспитанию детей. Задача педагога - сделать его содержатель­ным, творческим, интересным,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Физкультминутки в детском садуФизкультминутки в детском саду Физ. минутки предназначены для детей в ДОУ для того, чтобы сбросить напряжение от непосредственно образовательной деятельности. На непосредственно.

Макетирование в детском садуМакетирование в детском саду Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности.

Мои роли в детском садуМои роли в детском саду Все мы воспитатели детских садов понимаем, что наша профессия универсальна. На работе мы и мамы и педагоги, и няни, и декораторы, и маляры,.

Мультстудия в детском садуМультстудия в детском саду В октябре я приняла участие во второй Международной образовательной научно-практической он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут».

Наш цветник в детском садуНаш цветник в детском саду Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких,.

Ширмы в детском садуШирмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Тимбилдинг в детском садуТимбилдинг в детском саду Одной из актуальной проблемой современной педагогике является: 1. Проблема готовности ребёнка к различным видам деятельности ; 2. Творческое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейное дело в детском саду
Опубликовано: 14 октября 2020 в 13:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейное дело в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Гирская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД