Лучший педагог года

Музейная педагогика как средство знакомства детей с историй, бытом, традициями родного края

Ирина Беляева
Музейная педагогика как средство знакомства детей с историй, бытом, традициями родного края

Зачем нужна музейная педагогика? Она может помочь ребёнку стать творческой личностью, прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. Она включает ребёнка в сферу культуры. Детям интересно отгадывать загадки, которые всё время задаёт жизнь.

Сегодня перед нами воспитателями, обществом в целом, стоит главная задача – возродить патриотическое воспитание и приобщить к традициям родного края.

Публикация «Музейная педагогика как средство знакомства детей с историй, бытом, традициями родного края» размещена в разделах

Основной целью своей работы считаю необходимым зажечь искорку в душах ребят, чтобы из неё разгорелось пламя и переросло в любовь к родному краю, городу, Отечеству.

(Слайд 2) Для решения этой проблемы в прогимназии был создан музей «Живая Русь». В музей приходят школьники, дошкольники и их родители, гости. Работа музея способствует : (Слайд 3)

Я чё тко определила основные задачи патриотического воспитания: (Слайд4)

Они легли в основу моей работы. Система работы построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса познания родного края от непосредственно окружающих детей объектов и явлений, достаточно им привычных (семья, родословная, улица, город, к более удалённым в пространственном и временном отношении (история города, знаменательные даты, традиции).

При отборе материала я прежде всего ориентировалась на то, чтобы он был интересен и доступен детям. Важнейшее условие результативности моей работы – это сочетание теории с практикой. Это можно назвать «эффектом участия». Одно дело – рассказать детям о прошлом, а другое – увидеть, прикоснуться.

Разработанная мною система строится в несколько этапов: (Слайд 5)

Я начала знакомство детей с того, что им ближе: с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с орденов и медалей…

(Слайд 6) Неизменно живёт в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков стоит на нашей земле. Дети должны знать об этих страницах нашей истории. Пусть ребёнок поплачет, слушая рассказ о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций, они не расстроят нервную систему ребёнка, а явятся началом патриотических чувств.

(Слайд 7) Каждую весну и осень провожают в армию новобранцев. Дети должны знать, куда и зачем идут юноши, как нужно готовиться к тому, чтобы стать защитником Родины. Ко Дню защитника Отечества я провожу литературно – спортивную викторину: «Мы будущие защитники», конкурс стихов, выставку рисунков: «Мы не хотим войны».

Неоценимую помощь в патриотическом воспитании ребят оказывают встречи с ветеранами. С каждым годом их становится всё меньше, но в памяти нашей они будут жить вечно, и поможет нам в этом музей. (Слайд 8)

Работа в музее даёт детям, прежде всего, большой патриотический подъём, стремление как можно больше и лучше узнать о людях, защищавших нашу Родину. Эта работа сближает ребят. Они вместе с родителями, воспитателями собирали экспонаты в музей и бережно их хранят. (Слайд 9) Музей – это ещё одна ниточка, которая связывает нас с прошлым. Мы не всегда можем сказать, какой след оставил музей в душах ребят, что подарило им знакомство с одним стендом, одним из тех героев, которого не надо выдумывать – он рядом с нами. Все экспонаты в музее рассказывают о реальных событиях, но детям кажутся фантастикой.

Чтобы познакомить с бытом, обычаями и традициями наших предков, я подготовила экскурсию в наш музей : «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу». (Слайд 10) Трудно было представить жизнь крестьянина без русской печи: она грела, кормила, верой и правдой служила во всякой нужде. В любой крестьянской семье особо выделялся красный угол, где вся семья собиралась на молитву. Так же дети узнают, для чего предназначалась прялка, ступа, деревянное корыто, как стирали и гладили в старину, какое волшебное свойство спрятано в вышивке.

А вот какую одежду носили наши прабабушки, нам поведает игра-путешествие в старину «Тайна бабушкиного сундучка».

(Слайд 11)В музее есть альбомы : «Клинчане – герои России», «Клинцы – городок России», «Заочная экскурсия в историю родного города», «Живи и помни», «Память сердца», «Город вчера и сегодня»; папки с рисунками и рассказами: «Мой дом, моя улица», «Мы не хотим войны».

Проводимая мною работа зажигает в сердцах моих воспитанников искру любви к родному краю, к родным людям, к своей Малой и Большой Родине. Нет границ детскому интересу. Так много сделано, найдено, изучено, увидено. И моя задача продолжать и дальше свою работу в этом направлении, чтобы не закончилась детская краеведческая деятельность.

(Слайд 12) На базе нашего музея, на основе проявившегося интереса, инициативы со стороны младших школьников была организована работа кружка по краеведению, где учащиеся самостоятельно ведут поисковую работу, подбирают материал, оформляют его в виде рефератов, альбомов, (Слайд 13) пишут мини-сочинения, составляют кроссворды на историко-краеведческие темы, готовят для дошкольников экскурсии, беседы.

Хотелось бы пожелать, чтобы в каждой школе и детском саду был такой уголок – музей «Живая Русь», где можно знакомить детей с бытом, обычаями наших предков, воспитывать уважение к традициям дедов и прадедов, гордость за нашу родную землю, учить бережному отношению к наследию, подаренному ценой жизни.

Публикации по теме:

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Почему мы решили работать по этой технологии? Потому что.

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. Из опыта работы детского сада №51 г. Павлодара. Музейная технология, как и любая педтехнология, требует системной последовательной работы в процессе адаптации и внедрения, планирования,.

Библиотека изображений:

Публикация Музейная педагогика как средство знакомства детей с историй, бытом, традициями родного края (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Беляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музейная педагогика как средство знакомства детей с историй, бытом, традициями родного края
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 08:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД