Получи документы

Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров

Наталья Тюнеева
Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров

Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Что такое музейная педагогика

Публикация «Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров» размещена в разделах

Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. Музеи - это хранители социальной памяти, они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Музей сегодня все более становится не только культурным, но и образовательным пространством.

Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, психология, краеведение, предлагая качественно новый уровень освоения культуры и искусства на основе музейного собрания. Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности, может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология, которая позволяет развивать креативный потенциал педагогических кадров.

Основы музейной педагогики были заложены в Германии отдельными энтузиастами музейного дела, среди которых особое место занимает А. Лихтварк. Он был убежден в том, что музей как и школа является местом обучения. А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. Г. Кершенштайнер разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. В основе концепции Г. Кершенштайнера лежит следующая мысль: «Организация музея, желающего воспитывать и обучать детей посредством познания, является ничем иным, как учебным планом - конструкцией, только здесь конструкция работает не как в школах с тенями предметов, а с самими предметами.» Немецкие ученые, изучая педагогические возможности музея, заложили основы представлений о развивающем характере музейной среды, разработали технологии различных типов педагогических занятий на базе музея.

В России первый шаг в истории формирования музейной педагогики был сделан отечественными учеными и общественными деятелями самостоятельно. В 1865 г. был образован Педагогический музей, который выступил в роли общественного, научного и просветительского центра, разрабатывающего актуальные вопросы педагогической науки. Педагогический отдел музея объединил творческие усилия видных педагогов страны. Особый вклад в музейную педагогику внес А. Бакушинский. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс, А. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. В своей практической деятельности Бакушинский особое внимание уделяет методике проведения экскурсий. Заслуга Бакушинского состоит в том, что он первым в России осмыслил концептуальный подход к художественному развитию ребенка средствами музейной и школьной среды, сделав попытку объединить профессиональное искусствоведение и педагогическую практику.

Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение). Музейная педагогика оперирует теми же понятиями и категориям и подчиняется тем же законам, что и общая педагогика.

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную сферы.

В последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщении к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев :

образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста

В условиях небольшого города не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников. Опрос показал, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини-музей.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.

Задачи мини-музея :

1. Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.

2. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий.

3. Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.

Методические принципы организации мини-музея :

1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).

2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).

3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).

4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).

5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).

Формы деятельности мини-музея :

1. Поисковая

2. Фондовая

3. Научная

4. Экспозиционная

5. Познавательная

Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:

- опытно-исследовательская деятельность;

- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;

- мастер-классы;

- выставки;

- экспресс-выставки;

- чтение художественной литературы;

- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т. д.);

- познавательные беседы;

- различные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);

- запись рассказов детей, использование ИКТ-технологии;

- проекты различной направленности, КВН, викторины.

Помимо основной площади музея в группах могут быть организованны мини-музеи «одного экспоната» : «Мир слонов», «Белоствольная красавица» и т. д., а также тематические экспозиции мини-музеев.

В рамках музейной педагогической деятельности воспитателями составляется перспективный план воспитательно-образовательной работы мини-музея. Разработаны сценарии экологических досугов и развлечений для старшего дошкольного возраста, обзорные экскурсии по мини-музею, реализуются детско-родительские проекты. Мини-музей рассматривается педагогами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени.

Таким образом, музейная педагогика дает возможности :

1. Осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

2. Попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

3. Организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей, что развивает креативный потенциал всех участников образовательного процесса.

Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Мини-музей народной куклы в группе детского сада (из опыта работы)

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.

В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - это дети.

Таким образом, народная тряпичная кукла:

1) знакомит с удивительным миром славянской культуры;

2) являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве;

3) изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т. е. осваивает различные социальные роли;

4) в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой;

5) воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев;

6) изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности

7) ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами; работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

8) в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук (все это влияет на развитие мышления и развитие речи);

9) в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца;

10) застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой (то есть кукла выполняет коррекционную функцию);

11) работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное;

12) знакомство со славянской культурой и изготовление кукол детьми дает им представление о народных праздниках, обрядовых действиях наших предков.

Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.

Цель создания мини-музея «Куколки из сундучка» : Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с народной куклой.

Задачи мини-музея :

• расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;

• обогащение предметно-развивающей среды;

• через игрушку знакомить с историей и традициями русского народа;

• приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

• воспитание у детей интереса к культуре своих предков;

развитие у детей познавательной активности;

• приобщения детей и родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания;

• сформировать у детей понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);

• изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка);

развивать мелкую моторику рук;

• формировать индивидуальные творческие способности детей;

• учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;

• обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);

• познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

• стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребёнка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимодействия.

Характеристика экспонатов: в мини-музее представлены разные традиционные народные куклы, изготовленные руками воспитателей, детей и родителей.

Перспективное планирование работы музея

1. Экскурсии.

2. Театрализованная деятельность

3. Игровая деятельность

4. Мастер-класс

5. Семинар

6. Обмен опытом

7. Работа с родителями

Перспектива развития мини-музея

• Подбор коллекций по теме «Народная кукла».

• Расширение коллекции экспонатов другими видами народных кукол (помимо тряпичных).

• Проведение экскурсий для детей других групп детского сада.

• Пополнение библиотеки песнями, потешками, стихотворениями про куклу.

• Подбор конспектов мероприятий с детьми в мини-музее.

• Проект «Народная кукла».

• Создание презентации «Различные куклы».

• Семейные развлечения.

Список литературы

1. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду».

2. И. А. Лыкова «Куколки из сундучка: рукотворные игрушки»

3. Ю. Моргуновская «Обережные народные куклы».

4. О. Миронова «Народная кукла».

5. Т. Денисова «Народные куклы-обереги».

6. О. Скляренко «Народные куклы своими руками. Забавы и обереги».

7. И. А. Лыкова «Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками».

И. Лыкова «Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учрежденияМузейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения Бег времени неумолим. К сожалению, чем старше наша история, чем дальше от нее современное поколение, тем быстрее утрачивается историческая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 21:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика как средство развития креативного потенциала педагогических кадров» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тюнеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД