Получи документы

О музее русского быта в детском саду. Опыт работы

Татьяна Цветкова
О музее русского быта в детском саду. Опыт работы

Музей - окно в прошлое и дверь в будущее

работе музея русского быта в детском саду)

Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество обращается к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

Публикация «О музее русского быта в детском саду, Опыт работы» размещена в разделах

Хочу рассказать о нашем интерактивном музее русского быта. В его создании приняли участие сотрудники детского сада, родители воспитанников, другие заинтересованные лица. Им пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников, маляров и мастеров, исследователей и собирателей экспонатов.

Источники поступления экспонатов были самые разные:

- посещение жителей близлежащих частных домов, подлежащих в скором времени сносу. Пожилые люди не только дарили в музей старые предметы утвари и быта, но и с удовольствием рассказывали об их истории, общались с детьми;

- вещи и предметы сотрудников и родителей, сохраненные в семьях;

-Так же большую помощь нам оказали члены Совета ветеранов педагогического труда;

Поиски привели нас в заброшенный пионерский лагерь в районе реки Дубна. Там в сыром доме без окон и дверей были складированы поистине ценные экспонаты: ткацкий станок, изготовленный в 1915 году; выездной хомут; фотографическая машина 1903 года; льномялка; прялки; хозяйственная утварь 19 и начала 20 веков; половики и рушники, украшавшие избы. Все это и многое другое перевезли в детский сад. Это было самое большое и ценное приобретение для музея.

Важно, что все экспозиции учитывают логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Динамичность - один из основных принципов работы нашего музея.

Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно. Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь.» Это емкое толкование, данное русским философом Н. Ф. Федоровым, также определяет сущность музея и подчеркивает его историческую ориентацию.

Музей - какое слово емкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Чтоб даже через сотни лет

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.

Еще Я. А. Коменский писал, что детей надо учить познавать вещи, а не только чужие свидетельства о них. Мы ясно осознаем, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и преумножить богатейшее наследие национальной культуры.

Но надо сказать, что наличие экспонатов еще не гарантирует успех. Необходима специально организованная работа, особым образом выстроенный воспитательно-образовательный процесс.

Мы рассматриваем музей как источник хранения предметов культурного наследия.

В своей работе наши педагоги используют следующие музейно-педагогические методы :

- погружение в среду;

- методы театрализации и инсценировки;

- элементы практического исследования, связанного с изучением предмета;

- метод репродуцирования, т. е. восстановление праздничных обрядов, народных праздников.

Стоит отметить, что работа строится в системе «было – стало».

Лучина – настольная лампа

Корыто – стиральная машина

Ухват – прихватка и т. д.

У нас есть возможность не только объяснять детям значение незнакомых слов, но и познакомить с их этимологией, то есть происхождением:

Был ухват – сейчас прихватка (происходят от слова ухватить, имеют общий корень).

А слово улица происходит от слов у лица. Потому что, когда строились дома, они зачастую были ориентированы главным фасадом на проходившую рядом дорогу. Таким образом, получалось, что дорога проходит у лица этих зданий. Так и получилось понятие "улица" - дорога, проходящая у главного фасада (у лица) домов.

Таким образом, мы знакомим детей не только с историей родного народа, но и с родным языком и его богатой историей.

И. А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории».

Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы всегда помним об этом, ведь всё дальше уходят от нас традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники, песни, обряды, семейные реликвии…

Педагогами детского сада ведётся большая работа по ознакомлению старших дошкольников с народными традициями и обычаями. Формы организации этой работы самые разнообразные : беседы, дидактические игры, игры – драматизации, «оживление» предметов домашнего быта, развлечения, игровые обучающие ситуации и другие. Большое внимание уделяется закреплению у детей накопленных знаний через совместную со взрослыми деятельность творческого характера.

Я уверена, что знакомство дошкольников с историей и культурой родного народа должно быть для них делом увлекательным и интересным. А как разжечь огонёк страсти к знаниям?

На мой взгляд, интересной для детей и полезной в воспитательном отношении является такая форма работы с детьми, как представления дидактического «исторического театра», когда дети учатся ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений и воспроизводить их. Ведь в форме игры, развлечения продолжается передача духовного опыта.

И всё это наделено глубоким смыслом. Перед зрителями как бы «оживают» картинки из жизни и быта русского народа.

Почему исторический?

Потому, что дает возможность познакомить детей с конкретными историческими фактами и событиями, доступными их пониманию, традициями родного народа.

А почему дидактический?

Когда-то Вольтер сказал: Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Издавна театр используется как один из наиболее мощных дидактических инструментов.

Дидактический театр – это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью ребенка. Дети познают мир, примеряя на себя разные роли. Такой театр помогает им ощутить время, осознать связь эпох.

А процесс участия в постановке формирует духовные принципы.

Дети запоминают, впитывают и, рано или поздно, возвращают сторицей.

Создать необходимую атмосферу, раскрыть содержание представления помогают декорации. Они так же, как и элементы костюмов, готовятся заранее совместно с детьми и родителями.

Обстановка музея детского сада способствует погружению детей в историко-культурное пространство путем «оживления» экспонатов, разыгрывания сцен из жизни русских людей.

Уже при подготовке представления исторического дидактического театра у меня есть возможность расширить знания детей о русском быте, старинной национальной одежде. А вы знали, что изначально, сарафан был частью мужского костюма, и лишь в 17 веке перекочевал в женский гардероб.

Так мы постигаем культурное наследие своего народа.

Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.

А это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище внутреннего мира своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

В детском саду сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно.

Именно поэтому характерной особенностью нашей работы является поэтапность обогащения знаний детей и формирования их эмоций.

Необходимо подчеркнуть, что не следует ждать от детей дошкольного возраста «взрослых» форм проявления любви к Родине.

И если в результате целенаправленной педагогической работы ребенок будет :

- располагать знаниями о родном крае (его достопримечательностях и народных промыслах, стране. Их географии, природе, символике;

- знать имена земляков, прославивших свой Родной край;

- проявлять интерес к приобретенным знаниям,

Тогда можно утверждать, что цели патриотического воспитания на этом этапе дошкольного детства достигнуты.

Публикации по теме:

Назад в прошлое или современным детям о традициях русского бытаНазад в прошлое или современным детям о традициях русского быта Национальные традиции – это неугасающая душа народа. Народы России сохраняют в памяти подвиги предков, а их традиции являются ключом к сохранению.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчёт о мини-музее «Русская изба» в детском садуФотоотчёт о мини-музее «Русская изба» в детском саду Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О музее русского быта в детском саду. Опыт работы
Опубликовано: 21 января 2024 в 15:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О музее русского быта в детском саду. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цветкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД