МААМ-картинки

Муниципальный семинар «Формирование готовности педагога к деятельности с детьми в условиях инклюзивного образования»

Марина Горева
Муниципальный семинар «Формирование готовности педагога к деятельности с детьми в условиях инклюзивного образования»

Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2. Современное общество во всем мире признает необходимость и целесообразность создания для детей с ОВЗ условий, способствующих их успешной социализации и адаптации, формированию самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности. Кроме того, актуальность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Публикация «Муниципальный семинар „Формирование готовности педагога к деятельности с детьми в условиях инклюзивного образования“» размещена в разделах

Слайд 3

Вашему вниманию представляю свой опыт работы инклюзивной практики в МБДОУ детский сад «Родничок», где реализую свою профессиональную деятельность с 2016 года.

Слайд 4

В нашем ДОУ наряду с обычными обучаются и воспитываются особенные дети с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения, которые имеют данные дети, связаны с нарушениями интеллектуального развития, эмоционально – волевой сферы, тяжелыми нарушениями речи, задержка психического развития, задержка психоречевого развития. В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности полного дня с ограниченными возможностями здоровья. Всего такие группы посещают 22 ребёнка. И 1 ребёнок с ОВЗ в общеразвивающей группе.

Слайд 5

Основным направлением в работе с детьми с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение развития личности.

Психолого – педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения :

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

Слайд 6

За время работы групп компенсирующей направленности в нашем ДОУ создана система психолого-педагогического сопровождения, которая предусматривает взаимодействие воспитателей компенсирующих групп и узких специалистов: учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель.

Слайд 7

В детском саду имеется кабинет психолога, в котором организую диагностическую и коррекционную работу с детьми, оказываю консультативную помощь родителям и педагогам. Кабинет оснащён специальным оборудованием. Это различные средства для осуществления коррекционной работы: коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки; ящик с песком, уголок-уединения, сенсорный ящик, сухой бассейн с мячами; специализированные программно-технические комплексы психолога для диагностики.

Слайд 8

Работу по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ я организую поэтапно.

1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);

Слайд 9

2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы.

Слайд 10

3 этап. Создание банка данных на детей с ОВЗ.

4 этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий для детей; корректировка собственной психолого-педагогической деятельности.

Слайд 11

5 этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями : повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах, размещение информации в родительских уголках и на сайте ДОУ и электронной странице педагога-психолога.

6 этап. Контроль: итоговая диагностика.

Слайд 12

Диагностику осуществляю в двух формах - групповая, индивидуальная. Обследование организую два раза в год на начало учебного года и на конец.

Ежегодно мною проводится мониторинг с целью сбора необходимой информации и осведомленности родителей о психологических особенностях детей с ОВЗ. Мониторинг организую в форме анкетирования или тестирования. По результатам диагностического обследования детей, я планирую коррекционно-развивающую (индивидуальную) работу с ними. Реализация индивидуальной работы с детьми зависит от проектирования индивидуального образовательного маршрута, в котором отражается комплексная деятельность коллектива МБДОУ детский сад «Родничок».

Слайд 13

При организации индивидуальной и групповой работы с детьми с речевыми нарушениями я применяю релаксационные упражнения в сухом бассейне, они очень хорошо снимают стресс, мягкое освещение и музыкальное сопровождение расслабляют. Использую методы арт-терапии, способствующие развитию произвольности и способности к саморегуляции. В своей практике я также применяю песочную игротерапию, т. к. именно в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка. Безусловно, песочная игротерапия помогает в коррекции детской агрессии, гиперактивности, а также используется мной в коррекционно-развивающей работе с тревожными детьми, с детьми, имеющими страхи. Игровые методы, которые я использую могут применяться: с целью диагностики; с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной терапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Игры и упражнения с песком положительно влияют на эмоции, ребёнок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других. За счёт развития тактильно-кинетических ощущений и мелкой моторики пальцев рук. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.

Слайд 14

Особое внимание уделяю коррекционно-развивающему направлению, в котором наиболее актуальным является такие психокоррекционные технологии как нейрогимнастика. Нейрогимнастика- это эффективная методика по активизации развития всех высших психических функций. Основной целью и задачей нейрогимнастики является достижения сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга (показать и попробовать - упражнение с 3-мя стаканчиками, сортировка камней марблс). Также в своей работе применяю игры на формирование межполушарного взаимодействия (показать и попробовать лабиринты).

А сейчас вашему вниманию предлагаю посмотреть видеофрагменты индивидуальной и групповой работы с детьми.

Упражнение «Гриб» снимает эмоциональное напряжение у детей.

Игра «Съедобное-несъедобное» развивает внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, бытроту мышления.

Игра «Четыре стихии» при выполнении движений педагог путает детей. Эта игра развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.

Упражнение «Круг» полезное упражнение для психомышечного расслабления организма с целью коррекции эмоционального напряжения.

Песочная терапия. Занятия с песком позволяют избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, помогают пережить сложные периоды. Групповые и индивидуальные занятия для дошкольников способствуют развитию когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер.

Камни Марблс положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребёнка. Они яркие, разнообразны по форме, цвету, фактуре. Они вызывают чувства радости, счастья, желания потрогать, пощупать, перебрать и поиграть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, благотворно влияют на общее состояние здоровья детей, способствуют речевой активности детей.

Ещё в своей работе использую игры с колючим массажным мячиком. Очень хорошее упражнение «Мячики», развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, развивают речь (показать и поиграть с колючими мячиками - это групповая работа).

Упражнение (Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Представьте, что к вам в гости пришёл ёжик.

Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик.

Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребёнка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

Слайд 15

В коррекционной работе индивидуальный маршрут предполагает использование дыхательной гимнастики, которая способствует психоэмоциональному расслаблению. Я использую в своей работе такие упражнения: «Свеча», «Снежинки», «Ветерок» и другие. Естественно, что все они сопровождаются музыкой, это благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка (давайте попробуем дыхательную гимнастику).

Дыхательная гимнастика «Маятник».

Влево, вправо, влево, вправо.

А затем начнем сначала

И. п. - руки на поясе (вдох)

1- наклон вправо (выдох)

2- и. п. - руки на поясе (вдох)

3- наклон влево (выдох)

4-и. п.

Слайд 16

Давайте подведем итог. Вашему вниманию были представлены методы и приёмы, которые я использую в своей работе, они проверены временем и с помощью их достаточно быстро добиться положительных результатов, так как для дошкольников подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает педагогу наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ»Семинар-практикум «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ» Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую.

Библиотека изображений:

Публикация Муниципальный семинар «Формирование готовности педагога к деятельности с детьми в условиях инклюзивного образования» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Горева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Муниципальный семинар «Формирование готовности педагога к деятельности с детьми в условиях инклюзивного образования»
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 23:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД